Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по логистике.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

        

Чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристика транспортного  средства.

Правильность сделанного  выбора должна быть подтверждена экономическими расчетами,  основанными на  анализе  всех  расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Проблема выбора оптимальной  системы транспортировки грузов решается совместно с задачей  выбора оптимального вида транспорта. Различают следующие альтернативные системы транспортировки грузов:

  1. Унимодальная  перевозка  -  осуществляется  одним  видом   транспорта.

Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты доставки, на которых отсутствует промежуточное складирование и грузопереработка. Например, транспортировка автомобилем бетона на строительную площадку или автомобильных двигателей с одного предприятия на другой  железнодорожным транспортом.

2. Терминальная перевозка  осуществляется через грузовые терминалы, расположенные по маршруту транспортировки  грузов  в  междугородном  и международном сообщении. Универсальный терминал представляет собой группу складов с единым распределительным центром  и  цехом технического обслуживания  транспорта.  Он предназначен для грузопереработки, то есть разгрузки,  таможенной очистки, комплектования, а также краткосрочного (1-2 дня) хранения и отправки небольших партий (от 0,1 до 5 тонн) различных видов груза.

3. Смешанная перевозка осуществляется  обычно двумя видами  транспорта,  при  этом  груз доставляется одним видом транспорта в грузовой терминал с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой  вид  транспорта.  Разновидностью данного способа транспортировки является комбинированная перевозка, которая осуществляется  несколькими видами транспорта (железнодорожным,  воздушным,  автомобильным)  на   большое расстояние в одном и том же транспортном оборудовании,  например, контейнере, автофургоне.

4. Интермодальная перевозка представляет  собой  интегрированную систему доставки грузов несколькими видами транспорта по принципу: «от двери к двери".  Она осуществляется под руководством одного экспедитора из единого диспетчерского пункта по одному транспортному документу с применением единой тарифной ставки при  единой ответственности за груз и исполнение договора перевозки.

5. Мультимодальная транспортировка  действует по тем же принципам,  что и интермодальная. Отличительной чертой данной системы является то, что различные перевозчики выступают в роли клиентов единого транспортного агентства (оператора), услуги которого они оплачивают. Ярким примером фирмы,  осуществляющей эффективные мультимодальные грузоперевозки, является американская корпорация TNT Express Worldwide, работающая по технологии JIT.

В процессе выбора оптимального перевозчика логистический менеджер проводит  исследование  рынка  транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям и устанавливает их рейтинг. На основе результатов такого анализа он выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика.  Это сложная задача,  для решения которой в логистике применяются следующие альтернативные методы выбора перевозчика:

  1. Метод матриц, позволящий  выбрать перевозчика по критерию  минимума затрат  на  перевозку с учетом уровня качества сервиса.

  2. Метод стоимостной оценки  используется для максимизации  прибыли за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.

  3. Метод выбора перевозчика  с учетом технологических   параметров, основан на связях  между физическими параметрами груза (масса,объем) и системы перевозки (скорость и частота).

4. Метод элиминирования по параметрам  дает возможность  исключить  из анализа некоторые параметры перевозчика и сосредоточить внимание на самых значимых критериях выбора.

 Допустим, что для  установления рейтинга  перевозчика   логистический  менеджер использует в анализе только пять критериев, по которым он будет оценивать  двух потенциальных перевозчиков А и В. Независимый эксперт оценивает результаты предыдущей деятельности перевозчиков по 5-ти балльной шкале:  5 - отлично; 4 - хорошо; 3 - удовлетворительно; 2 - плохо; 1 - очень плохо. Вес критерия определяется в результате деления общего числа рассматриваемых критериев на ранг, а рейтинг - произведения веса на ранг и на оценку (табл. 10).

                                                            Таблица 10

Рейтинговая оценка и выбор перевозчика

Наименование            критерия

Ранг критерия

Вес критерия

Оценка критерия перевозчика А

Оценка критерия перевозчика В

Рейтинг  перевозчика А

Рейтинг  перевозчика В

Стоимость перевозки 

2

2,50

3

4

15,00

20,00

Соблюдение графика     

3

1,67

2

3

10,02

15,03

Сохранность груза      

5

1,00

4

2

20,00

10,00

Экспедирование

7

0,71

4

4

19,88

19,88

Качество сервиса       

9

0,55

2

3

9,90

14,85

Суммарный рейтинг                   

   

15

16

74,98

79,76


 

Результаты анализа  показывают,  что рейтинг перевозчика  В  выше, значит  с ним следует  заключить договор на транспортировку груза.

 

5.3 Параметры  и принципы транспортировки

В результате принятия логистических решений по виду транспорта, перевозчикам и системе перевозки логистический менеджер вступает с конкретным перевозчиком, в так называемые, трансакционные отношения по согласованию тарифов, условий поставки и заключает с ним договор перевозки. После доставки груза потребителю менеджер проводит анализ транспортных затрат и других количественных и качественных показателей транспортного процесса, а также инициирует претензионную работу в отношении сохранности и полноты груза при наличии соответствующих документов.

Основными параметрами  транспортного процесса являются общие  затраты, связанные с его функционированием, и транспортные тарифы. Издержки любой  транспортной организации делятся на постоянные и переменные,  зависящие от расстояния перевозки (табл. 11).

Таблица 11

Издержки транспортной организации

Постоянные затраты

Переменные затраты

Арендная плата                                                  Оплата труда управленческого персонала  Амортизационные отчисления на реновацию транспорта                                                         Накладные  расходы

          

Топливо, смазочные материалы, электроэнергия

Заработная плата водителей, механиков грузчиков Страхование  груза и его таможенное оформление

Хранение груза на терминалах

Информационные и финансовые услуги


  

В общем виде общие  логистические затраты  на  перевозку  1  тонны  груза  в смешанной  системе транспортировки определяются по формуле:

                                                                          n

Стр  = С1 *l1 + C2 * l2 +   ∑ Ci  + C3 * l3                                                    

                                                                          i=1

где: C1 и С2  - себестоимость 1ткм при подвозе и вывозе груза вспомогательным видом транспорта, соответственно;  Сi - эксплуатационные затраты на погрузку-разгрузку на всем пути следования;  С3 - эксплуатационные расходы на транспортировку 1 тонны груза;  l1 и l2 - дальность подвоза и вывоза  с магистрального транспорта; l3 - расстояние перевозки магистральным транспортом;  n - число погрузо-разгрузочных операций.

Основными факторами, влияющими  на транспортные  затраты являются: плотность груза, грузовместимость, расстояние перевозки, простота грузопереработки, юридическая ответственность перевозчика, тип транспортировки и уровень внутриотраслевой конкуренции.

Минимизация транспортных расходов - одна из важнейших задач  логистического менеджера. Для ее решения необходимо разработать оптимальный маршрут доставки груза на базе экономико-математических моделей, сбалансировать загрузку рейсов в обоих направлениях, а также оптимизировать загрузку транспортных средств с учетом совместимости грузов и грузоподъемности  подвижного состава. Выбор оптимального способа доставки груза принимается на основе альтернативного принципа транспортировки:    1) экономия за счет масштабов грузоперевозки - чем крупнее груз, тем меньше транспорные расходы на единицу веса груза или более мощные виды транспорта обходятся дешевле;  

2) экономия  за счет  дальности маршрутов -  чем длиннее маршрут, тем  меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния;

3) экономия за счет  плотности груза (отношение веса  груза к занимаемому пространству) - чем больше плотность груза, тем меньше транспортные расходы на единицу груза.

Основное направление  снижения общих затрат транспортировки - повышение эффективности транспортного процесса за счет экономии материальных и трудовых ресурсов и снижения тарифов по отдельным логистическим операциям. Общие издержки перевозки являются базой для разработки системы транспортных тарифов,  по которым осуществляются расчеты между перевозчиками  и грузовладельцами (грузоотправителями). Общий тариф - это цена транспортной услуги, которая включает:  плату за перевозку,  сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой,  например,  страхование и охрана, а также норму прибыли  перевозчика.  Размер тарифа дифференцируется в зависимости от вида транспорта, расстояния и скорости перевозки, вида и объема груза, срочности доставки.

На различных видах  транспорта существуют свои тарифные системы.  Например, на автомобильном транспорте используют следующие виды тарифов:

- сдельные тарифы на  перевозку грузов, размер которых  зависит от расстояния перевозки  и массы груза;

- тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями  учитывают время перевозки,общий пробег и грузоподъемность транспортного средства;

- тарифы за перегон  подвижного состава;

- тарифы на основе  покилометрового расчета (цена  за 1 км);

- договорные тарифы  с учетом региональных поправочных коэффициентов.

Для обеспечения эффективного транспортного процесса необходимо соблюдать некоторые условия, важнейшим из которых является наличие следующих документов на перевозку грузов:

а) договор  перевозки  - соглашение,  по которому перевозчик обязуется доставить обусловленный груз своими средствами до места  назначения  в установленные сроки,  а отправитель - уплатить за перевозку заявленную денежную сумму;

б) накладная  -  оформляется  отправителем груза,  содержит основные реквизиты:

место назначения,  наименование отправителя и получателя, их  почтовые адреса, масса груза,  число  мест. Она является основанием для  расчетов заказчика с перевозчиком;

в) коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем,  который одновременно служит распиской в  получении  груза;

г) путевой лист - первичный  документ учета работы водителя автомобиля;

д) дорожная ведомость - документ,  сопровождающий груз в  пути  следования  по железной дороге;

е) счет-фактура - документ,  на  основании которого производится  оплата  автомо- бильных перевозок груза с учетом НДС;       

ж) сертификат качества груза.          Развитие информационно-компьютерных технологий и телекоммуникаций приводит к переходу от бумажного к электронному документообороту.

 Другим условием  повышения эффективности транспортного  процесса является транспортная характеристика, под которой понимают совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки,  перегрузки и хранения. Груз считается транспортабельным,  если он упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен.

        Упаковка представляет собой  совокупность тары и упаковочных материалов, обеспечивающих качественную и количественную сохранность грузов и облегчающих погрузо-разгрузочные работы и их крепление. К транспортной таре относятся деревянные, металлические, пластмассовые и картонные ящики, бочки, фляги, мешки, пакеты и другие виды тары.

Маркировка - это различного вида знаки,  рисунки, надписи или  условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок  их учета и меры по сохранности  при транспортировке. Различают товарную, отправительскую, транспортную и специальную маркировки.  Товарная маркировка содержит наименование изделия, заводскую марку, указание сорта и ГОСТа, а также название  производителя и его адрес.  Отправительская маркировка содержит наименование отправителя и получателя,  пункт отправления и назначения. Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби,  в  числителе  которой указывается порядковый номер отправки по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки,  а рядом с дробью - номер  грузовой накладной. Специальная или предупредительная маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. Например, «зонтик» - беречь от влаги, «пламя» - огнеопасный груз, «гиря» - тяжелый груз,  «фужер» - хрупкий груз, «треугольник и внутри стакан» - не опрокидывать,  не кантовать, не бросать.

Информация о работе Лекции по "Логистике"