Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
Чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристика транспортного средства.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.
Проблема выбора оптимальной системы транспортировки грузов решается совместно с задачей выбора оптимального вида транспорта. Различают следующие альтернативные системы транспортировки грузов:
1. Унимодальная перевозка - осуществляется одним видом транспорта.
Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты доставки, на которых отсутствует промежуточное складирование и грузопереработка. Например, транспортировка автомобилем бетона на строительную площадку или автомобильных двигателей с одного предприятия на другой железнодорожным транспортом.
2. Терминальная перевозка осуществляется через грузовые терминалы, расположенные по маршруту транспортировки грузов в междугородном и международном сообщении. Универсальный терминал представляет собой группу складов с единым распределительным центром и цехом технического обслуживания транспорта. Он предназначен для грузопереработки, то есть разгрузки, таможенной очистки, комплектования, а также краткосрочного (1-2 дня) хранения и отправки небольших партий (от 0,1 до 5 тонн) различных видов груза.
3. Смешанная перевозка
4. Интермодальная перевозка
5. Мультимодальная
В процессе выбора оптимального перевозчика логистический менеджер проводит исследование рынка транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям и устанавливает их рейтинг. На основе результатов такого анализа он выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика. Это сложная задача, для решения которой в логистике применяются следующие альтернативные методы выбора перевозчика:
1. Метод матриц, позволящий
выбрать перевозчика по
2. Метод стоимостной оценки используется для максимизации прибыли за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.
3. Метод выбора перевозчика с учетом технологических параметров, основан на связях между физическими параметрами груза (масса,объем) и системы перевозки (скорость и частота).
4. Метод элиминирования по
Допустим, что для
установления рейтинга перевозчика
логистический менеджер исполь
Рейтинговая оценка и выбор перевозчика
Наименование критерия |
Ранг критерия |
Вес критерия |
Оценка критерия перевозчика А |
Оценка критерия перевозчика В |
Рейтинг перевозчика А |
Рейтинг перевозчика В |
Стоимость перевозки |
2 |
2,50 |
3 |
4 |
15,00 |
20,00 |
Соблюдение графика |
3 |
1,67 |
2 |
3 |
10,02 |
15,03 |
Сохранность груза |
5 |
1,00 |
4 |
2 |
20,00 |
10,00 |
Экспедирование |
7 |
0,71 |
4 |
4 |
19,88 |
19,88 |
Качество сервиса |
9 |
0,55 |
2 |
3 |
9,90 |
14,85 |
Суммарный рейтинг |
15 |
16 |
74,98 |
79,76 |
Результаты анализа показывают, что рейтинг перевозчика В выше, значит с ним следует заключить договор на транспортировку груза.
5.3 Параметры и принципы транспортировки
В результате принятия логистических решений по виду транспорта, перевозчикам и системе перевозки логистический менеджер вступает с конкретным перевозчиком, в так называемые, трансакционные отношения по согласованию тарифов, условий поставки и заключает с ним договор перевозки. После доставки груза потребителю менеджер проводит анализ транспортных затрат и других количественных и качественных показателей транспортного процесса, а также инициирует претензионную работу в отношении сохранности и полноты груза при наличии соответствующих документов.
Основными параметрами
транспортного процесса являются общие
затраты, связанные с его
Таблица 11
Издержки транспортной организации
Постоянные затраты |
Переменные затраты |
Арендная плата
|
Топливо, смазочные материалы, электроэнергия Заработная плата водителей,
механиков грузчиков Хранение груза на терминалах Информационные и финансовые услуги |
В общем виде общие логистические затраты на перевозку 1 тонны груза в смешанной системе транспортировки определяются по формуле:
Стр = С1 *l1
+ C2 * l2 + ∑ Ci
+ C3 * l3
где: C1 и С2 - себестоимость 1ткм при подвозе и вывозе груза вспомогательным видом транспорта, соответственно; Сi - эксплуатационные затраты на погрузку-разгрузку на всем пути следования; С3 - эксплуатационные расходы на транспортировку 1 тонны груза; l1 и l2 - дальность подвоза и вывоза с магистрального транспорта; l3 - расстояние перевозки магистральным транспортом; n - число погрузо-разгрузочных операций.
Основными факторами, влияющими на транспортные затраты являются: плотность груза, грузовместимость, расстояние перевозки, простота грузопереработки, юридическая ответственность перевозчика, тип транспортировки и уровень внутриотраслевой конкуренции.
Минимизация транспортных расходов - одна из важнейших задач логистического менеджера. Для ее решения необходимо разработать оптимальный маршрут доставки груза на базе экономико-математических моделей, сбалансировать загрузку рейсов в обоих направлениях, а также оптимизировать загрузку транспортных средств с учетом совместимости грузов и грузоподъемности подвижного состава. Выбор оптимального способа доставки груза принимается на основе альтернативного принципа транспортировки: 1) экономия за счет масштабов грузоперевозки - чем крупнее груз, тем меньше транспорные расходы на единицу веса груза или более мощные виды транспорта обходятся дешевле;
2) экономия за счет дальности маршрутов - чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния;
3) экономия за счет
плотности груза (отношение
Основное направление снижения общих затрат транспортировки - повышение эффективности транспортного процесса за счет экономии материальных и трудовых ресурсов и снижения тарифов по отдельным логистическим операциям. Общие издержки перевозки являются базой для разработки системы транспортных тарифов, по которым осуществляются расчеты между перевозчиками и грузовладельцами (грузоотправителями). Общий тариф - это цена транспортной услуги, которая включает: плату за перевозку, сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой, например, страхование и охрана, а также норму прибыли перевозчика. Размер тарифа дифференцируется в зависимости от вида транспорта, расстояния и скорости перевозки, вида и объема груза, срочности доставки.
На различных видах транспорта существуют свои тарифные системы. Например, на автомобильном транспорте используют следующие виды тарифов:
- сдельные тарифы на
перевозку грузов, размер которых
зависит от расстояния
- тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают время перевозки,общий пробег и грузоподъемность транспортного средства;
- тарифы за перегон подвижного состава;
- тарифы на основе покилометрового расчета (цена за 1 км);
- договорные тарифы с учетом региональных поправочных коэффициентов.
Для обеспечения эффективного транспортного процесса необходимо соблюдать некоторые условия, важнейшим из которых является наличие следующих документов на перевозку грузов:
а) договор перевозки - соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить обусловленный груз своими средствами до места назначения в установленные сроки, а отправитель - уплатить за перевозку заявленную денежную сумму;
б) накладная - оформляется отправителем груза, содержит основные реквизиты:
место назначения, наименование отправителя и получателя, их почтовые адреса, масса груза, число мест. Она является основанием для расчетов заказчика с перевозчиком;
в) коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем, который одновременно служит распиской в получении груза;
г) путевой лист - первичный документ учета работы водителя автомобиля;
д) дорожная ведомость - документ, сопровождающий груз в пути следования по железной дороге;
е) счет-фактура - документ, на основании которого производится оплата автомо- бильных перевозок груза с учетом НДС;
ж) сертификат качества груза. Развитие информационно-компьютерных технологий и телекоммуникаций приводит к переходу от бумажного к электронному документообороту.
Другим условием
повышения эффективности
Упаковка представляет собой совокупность тары и упаковочных материалов, обеспечивающих качественную и количественную сохранность грузов и облегчающих погрузо-разгрузочные работы и их крепление. К транспортной таре относятся деревянные, металлические, пластмассовые и картонные ящики, бочки, фляги, мешки, пакеты и другие виды тары.
Маркировка - это различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Различают товарную, отправительскую, транспортную и специальную маркировки. Товарная маркировка содержит наименование изделия, заводскую марку, указание сорта и ГОСТа, а также название производителя и его адрес. Отправительская маркировка содержит наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения. Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби, в числителе которой указывается порядковый номер отправки по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки, а рядом с дробью - номер грузовой накладной. Специальная или предупредительная маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. Например, «зонтик» - беречь от влаги, «пламя» - огнеопасный груз, «гиря» - тяжелый груз, «фужер» - хрупкий груз, «треугольник и внутри стакан» - не опрокидывать, не кантовать, не бросать.