Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа
В ходе разработки метода рассмотрены существующие методы оценки и возможность их применения на предприятиях нефтегазового комплекса, наиболее важные критерии оценки логистических систем, которые позволяют получить четкое представление об эффективности работы предприятия как логистического центра. На их основе разработан метод оценки логистических систем, опирающийся на интегральный критерий, который учитывает максимальность соответствия показателей работы системы идеальным при существующем уровне затрат.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Существующие критерии и методы оценки логистических систем..5
1.1Анализ полной стоимости…………………………………………………..7
1.2 Экспертные системы………………………………………………………..8
1.3 Системный подход………………………………………………………….9
1.4 Анализ ABC………………………………………………………………..11
1.5 Анализ XYZ………………………………………………………………..14
1.6 Оценка натуральных показателей логистической эффективности системы……………………………………………………………………….16
Глава 2 Обоснование и выбор критериев оценки логистических систем………..………………………………………………………………....20
2.1 Обоснование и синтез метода оценки логистических систем………….24
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………………...….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Существующие критерии и методы оценки логистических систем..5
1.1Анализ полной стоимости…………………………………………………..
1.2 Экспертные системы………………………………………………………..
1.3 Системный подход………………………………………………………….9
1.4 Анализ ABC………………………………………………………………..
1.5 Анализ XYZ………………………………………………………………..
1.6 Оценка натуральных показателей логистической эффективности системы……………………………………………………………
Глава 2 Обоснование и выбор критериев оценки логистических систем………..…………………………………………………
2.1 Обоснование и синтез метода оценки логистических систем………….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В сложившихся рыночных условиях главным направлением развития и совершенствования обслуживания, распределения и потребления продукции на транспортных предприятиях является логистика.
Логистика - новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоков процессов .
Логистика как наука еще достаточно молода и становится все более популярной в различных отраслях. В РФ большое распространение в сфере методологии и применения логистических систем стали предприятия нефтегазового комплекса, осуществляющие транспортировку нефти и газа.
Обычно эффективность деятельности логистической системы, как и предприятия, оценивается многими частными показателями, причем меняющееся значение каждого из них весьма трудно использовать на практике управления системой. Перед руководителями и менеджерами формируется сложная картина, состоящая из множества взаимосвязанных показателей. Ее многоразмерность не позволяет получить объективную общую оценку эффективности логистической системы и выбрать адекватные этой оценке решения при управлении потоковыми процессами. Для оценки эффективности функционирования логистической системы в зависимости от целей исследования обычно применяется один из следующих методов 1) анализ полной стоимости; 2) экспертные системы; 3) анализ АВС; 4) анализ XYZ; 5) оценка натуральных показателей эффективности логистической системы, которые не учитывают все необходимые технико-экономические параметры логистической системы .
В ходе разработки метода рассмотрены существующие методы оценки и возможность их применения на предприятиях нефтегазового комплекса, наиболее важные критерии оценки логистических систем, которые позволяют получить четкое представление об эффективности работы предприятия как логистического центра. На их основе разработан метод оценки логистических систем, опирающийся на интегральный критерий, который учитывает максимальность соответствия показателей работы системы идеальным при существующем уровне затрат.
На основе анализа существующих методов оценки логистических систем предложена система критериев, характеризующих работу предприятия как логистического центра. Разработан метод интегрального критерия на основе приведенных критериев, который даст возможность принять решение о целесообразности пересмотра работающей логистической системы.
Глава 1.Существующие критерии и методы оценки логистических систем
При анализе эффективности деятельности любого предприятия необходима определенная система показателей, в первую очередь показателей прибыли и рентабельности. какой-либо отдельной составляющей на общий результат, но для определения эффективности организации следует разрабатывать и применять не только экономические, но и технические, финансовые и другие характеристики, конкретный выбор которых основывается на всей доступной фирме информации.
Измерение результатов организации как логистической системы должно отражать следующие ключевые факторы:
1) удовлетворение потребителей;
2) использование инвестиций;
3) логистические издержки;
4) качество обслуживания;
5) время циклов;
6) производительность.
Таким образом, для разработки методов оценки эффективности работы компания, исходя из своих возможностей и технического оснащения, выделяет ряд количественных и качественных показателей, по которым проводится полный анализ. Результаты заносятся в специальную отчетную форму.
Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей. Среди наиболее распространенных методов и технических приемов анализа деятельности можно отметить:
1) элементарные методы (сравнение, исчисление разниц, процентные соотношения);
2) методы математической статистики (факторный, индексный, дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионные модели и др.);
3) системные подходы оценки;
4) методы экспертных оценок или применение экспертных систем;
5) функционально-стоимостной анализ (анализ полной стоимости);
6) эконометрические методы и модели (анализ ABC, анализ XYZ);
7) метод оценки натуральных показателей.
Применяемые приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности. Чтобы получить полную и разностороннюю оценку эффективности логистических систем, при выборе оптимальных методов и проведении расчетов необходимо использовать такие принципы, как научность, динамичность, системный подход, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы.
1.1Анализ полной стоимости
Эффективным методом оценки логистической системы в сфере транспортировки является анализ полной стоимости. Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.
Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволяет снизить материальные затраты. Предполагается возможность варьировать ценой при поиске решения - повышение затрат в одной области может привести к их уменьшению в системе в целом.
Полные затраты, связанные с логистической системой, включают не только четко просматриваемую цену системы, но и "скрытые" затраты. Основные трудности, возникающие при применении этого метода и не позволяющие просчитать "скрытую" стоимость логистической системы, - необходимость в специальных знаниях и необходимость учета факторов, связанных с косвенными затратами. Однако логистическая система, внедренная без учета "скрытых" затрат, будет, скорее всего, убыточной или, по крайней мере, нерентабельной.
1.2Экспертные системы
Экспертные системы - это специальные компьютерные программы, разработанные с использованием методов решений неструктурированных проблем, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением информационно-грузовыми потоками.
Экспертные системы применяются на различных стадиях создания логистической системы и облегчают оценку систем, требующих значительного опыта и затрат времени. Использование этих систем эффективно в случае, когда необходимо оценить большой объем разнообразной информации.
Применение экспертных систем позволяет:
принимать быстрые и качественные решения в области внедрения и функционирования логистических систем;
готовить опытных специалистов за более короткий период времени;
сохранять "ноу-хау" компании, так как пользователи экспертной системы не могут вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в этой системе;
использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, рутинных, низкооплачиваемых рабочих местах.
Однако анализ функционирования логистической системы включает множество операций, процессов с разнообразными участниками, и учесть все эти особенности в экспертной программе проблематично. Поэтому пользователь системы должен дополнять ее собственными эвристиками, что приводит к потере точности. Во многих случаях пользователь сам становится "экспертом" в областях, в которых не обладает достаточными знаниями, что ведет к недостоверности результата работы экспертной системы.
1.3Системный подход
В концепции логистики на первое место поставлен системный подход, являющийся методологической основой сквозного управления материальным и информационными потоками.
Системный подход - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать труднонаблюдаемые свойства и отношения объектов.
В рамках системного подхода:
Каждая система является интегрированным целым, даже когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем.
Изучаемый объект воспринимается как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, что позволяет раскрыть его интегрированные свойства, внутренние и внешние связи.
Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в отношениях с окружающей средой. Для принятия частных решений необходимо учитывать общие цели функционирования системы.
Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, однако можно выделить принципы системного подхода при формировании логистических систем:
принцип последовательности продвижения по этапам создания системы: система сначала должна исследоваться на макроуровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т.е. внутри своей структуры;
принцип согласования информационных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
В отличие от классического подхода, который означает переход от частного к общему, формирование системы путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно, системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному.
Последовательность формирования и оценка логистической системы при системном подходе включают следующие этапы:
Этап 1: определяются и формулируются цели функционирования системы.
Этап 2: на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.
Этап 3: на базе этих требований ориентировочно формируются некоторые подсистемы.
Этап 4: наиболее сложный этап синтеза системы — анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.
Данный метод хорош для проектирования логистических систем, при котором важна обобщающая эффективность. Однако метод не позволяет конкретизировать показатели эффективности и дать четкую картину, не позволяет получить точного представления в сравнении двух систем, показать в конкретных числах работу предприятия как логистического центра.
1.4Анализ АВС
Логистическая система включает большое количество управляемых объектов.
В процессе работы с каждым объектом получается часть намеченного результата. При этом вклад в общий результат не равноценен.
В транспортной логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины издержек на транспортировку, увеличения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия и т.д.
Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. В дальнейшем именно на этих объектах сосредоточиваются усилия.
Согласно методу Парето, лишь пятая часть всех объектов дает примерно 80 % результатов общего дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров дают 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара — обязательный ассортимент.
Таким образом, согласно методу Парето, наиболее рационально разделить множество управляемых объектов на две неодинаковые части и уделить внимание ряду объектов, образующих наибольшую часть вклада. Метод АВС предполагает более глубокое разделение — на три части. Объекты разделяются в соответствии со степенью этого вклада в результат деятельности.
Информация о работе Методы оценки логистической системы транспортного предприятия