Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:50, шпаргалка
Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания добавленной стоимости и определяет около 30% успеха бизнеса.
В современной экономике, продукт нужно не просто произвести, но и продать (т.е. произвести продукт с учетом потребностей рынка). Помимо этого, желательно произвести продукт с минимальными затратамиресурсов в цепи поставок.
Современные рыночные тенденции предполагают несколько иную логику построения экономики предприятия (см.рис. 1.1).
Всю совокупность обозначенных выше функциональных областей управления предприятием можно агрегировать в четыре блока:
• управлением финансами,
• управление жизненным циклом изделий,
• управлением логистикой,
• управление цепями поставок.
Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания добавленной стоимости и определяет около 30% успеха бизнеса.
В современной экономике,
продукт нужно не просто произвести,
но и продать (т.е. произвести продукт
с учетом потребностей рынка). Помимо
этого, желательно произвести продукт
с минимальными затратамиресурсов
в цепи поставок. А для этого
необходимо, с одной стороны,
оптимизировать собственно производственные
и логистические процессы, а с другой стороны
- обеспечить поддержание постоянного
балансамежду потребностями и поставками,
что реализуется на основе интеграции
и балансирования локальных процессов
по всей протяженности цепи создания добавленной
стоимости.
Как показывает практика, именно этот второй аспект – оптимизациясвязей между производственными и логистическими процессами - является наиболее критичным относительно возможностей оптимизации бизнеса. Именно этот аспект и есть основной предмет SCM.
Управление жизненным
циклом изделий связано с управлением
цепями поставок, например, через подключение
поставщиков и маркетинга уже
на ранних стадиях к разработке новой
продукции. Синхронизация материальных
и информационных потоков положительно
скажется на финансовых потоках. Эффективной
является и оптимизация производственных
и логистических процессов
Резюмируя, отметим, что управление цепями поставок является, наряду с управлением финансами, управление жизненным циклом изделий и управлением логистикой, одним из четырех основных элементов успеха бизнеса. SCMопределяет до 30% дохода предприятия.
2. Эволюция
производственно-логистических
Производственно-логистические
процессы претерпевают постоянныеизменения,
что приводит к появлению новых
концепций организации
XX века до настоящего времени представлено
на рисунке 1.3 на примере стран с развитой
рыночной экономикой.
За рассматриваемый период времени произошел переход от ненасыщенного «рынка производителя» к насыщенному «рынку потребителя».Этот переход начался в 60-е гг. с возрастанием роли маркетинга в условиях массового производства однородных продуктов с небольшим количеством вариантов на «анонимный» рынок (экономика масштаба).
После первоначального насыщения рынка существенную роль сталииграть требования потребителя к качеству товаров, что проявилось вфилософии всеобщего управления качеством (TotalQualityManagement- TQM). Возникающие при этом дополнительные затраты компенсировались за счет безупречного качества продукции.
Повышение качества повлекло за собой индивидуализацию требований клиентов, что привело к развитию ориентированной на клиента философии ведения бизнеса (экономика клиента).
Непосредственным влиянием этой тенденции на производство и логистику стали требования к сокращению длительности производственного цикла, низкому уровню запасов, высокой надежности в соблюдении сроков поставки, а также к гибкости производства и логистики(число вариантов видов продукции росло чрезвычайно быстро).
Другой важной тенденций развития промышленности и логистики в80-90-ее гг. стал эффект скорости (скорости реакции на рыночные изменения, вывода продукции на рынок, обслуживания продукции и т.д.).Данному периоду соответствует развитие концепций LeanProduction
(«бережливое, гибкое»
производство) и Just-in-Time(точно-во-время)
В последнее десятилетие
многие компании переместили свое внимание
с вопросов внутриорганизационной реструктуризации
бизнес-процессов на ключевые компетенции
и межорганизационное взаимодействие.
Это привело к распространению концепции
аутсорсинга, т.е.
привлечению сторонних организаций для
выполнения работ, не являющихся ключевыми
компетенциями для данной компании. Если
первоначально внимание фокусировалось
на внутренних процессах в организациях,
то в 90-х гг. произошел переход к внешней
интеграцииучастников цепи создания стоимости
(ValueChainManagement).
Современная ступень развития промышленности и логистики определяется такими понятиями как компетенции (развитие тех направленийдеятельности, по которым предприятие является наиболее конкурентоспособным), виртуальность и взаимодействие (участие в различных сетевых структурах, цепях поставок, виртуальных предприятиях, широкоеиспользование Интернет-технологий).
В целом, изменения в организации производства и логистики связаныс выделением ключевых компетенций предприятий, аутсорсингом неосновных бизнес-процессов и формированием гибких инструментов организации производства, основанных на создании узкоспециализированных участков и сегментов внутри предприятия (модулей, компетенцединиц и т.д.), атакже с развитием кооперационных стратегий управления на принципахстратегического взаимодействия с партнерами по бизнесу.
Предпосылками происходящих
изменений в подходах к организациии
управлению бизнесом являются, прежде
всего, появление новых
Современные изделия все
чаще разрабатываются и
требует поиска новых резервов повышения
эффективности производства и логистики,
основанных на развитии межфирменных
кооперационных связей и создании единых
информационных каналов с поставщиками
и клиентами.
3. История
развития управления цепями
Развитие управления цепями поставок имеет объективные основы. В90-х гг. 20 в. явно обозначились три тенденции: превышение предложением спроса, глобализация рынков и информатизация общества. Этитенденции вызвали изменения в стратегиях обеспечения конкурентоспособности и доходности бизнеса (см. рис 1.4).
Практика SCMдоказала эффективность построения ианализа бизнеса исходя из интегрированного рассмотрения всех участков и мест стыковки различных этапов цепи создания стоимости, а не оптимизации локальныхфункций управления собственного предприятия.
Впервые термин «управление цепями поставок» был использован Р. Оливером и М. Вебером в 1982г.
В 70-80-е гг. активно развивались концепции синхронизации процессов дистрибуции, производства и поставок. На практике наибольшеераспространение получила концепция «точно вовремя» (Just-in-Time).
На практике управление цепями поставок (ЦП) стало развиваться в90-х гг. 20 в США, Европе и Японии в ориентированных на индивидуального клиента отраслях промышленности (таких, как автомобильная,легкая промышленность, электротехника) и торговли. Все возрастающее значение управления цепями поставок связано с развитием аутсорсинга, усилением конкуренции и появлением новых форм конкурентнойборьбы в условиях глобализации и интеграции, а также развитием информационных технологий, логистики, расширением спектра логистических услуг и возрастанием роли логистических провайдеров.
В настоящее время в
управлении цепями поставок уже явно обозначился
переход от простой информационной координации
и операционной кооперации к целостному
взаимодействию в цепях поставок, чтоприводит
к пониманию управления цепями поставок
как концепции
управления бизнесом.
4. Взаимосвязь управления цепями поставок и логистики
В начале развития управления
цепями поставок в середине 1990-х
гг.оно трактовалось как некоторое
дополнение к логистике. В настоящеевремя,
управление цепями поставок является
самостоятельной
Одним из ключевых понятий влогистике является понятие потока. Потоки же, в свою очередь, формируются поставками. Понятие «поставка» играет в логистике фундаментальную роль. Вся история развития межорганизационного взаимодействия различных предприятий связана с поставками. Вместе сразвитием кооперации и специализации предприятий развивались и методы управления поставками. Управление цепями поставок - это основная концепция управления поставками в современной экономике.Единой точки зрения на проблему взаимоотношений логистики иуправления цепями поставок вряд ли удастся достичь в ближайшем будущем.
Четыре основные точки зрения на взаимосвязь логистики и управления цепями поставок, доминирующие в современной литературе:
- логистика как часть управления
цепями поставок,
- управление цепями поставок как часть
логистики,
- управление цепями поставок вместо логистики,
- логистика и управление цепями поставок
как две независимые дисциплины, имеющие
некоторые точки пересечения.
Если суммировать все многообразие мнений по поводу связи логистики и управления цепями поставок, можно прийти к следующему заключению: логистика ориентирована, главным образом, на локальныефункции реализации физического потока преобразования материалов, вто время как управление цепями поставок ориентировано на всю цепьсоздания добавленной стоимости и оптимизацию связей между этимилокальными функциями как внутри предприятий, так и на межорганизационном уровне.
Логистика тяготеет к уровню
физической реализации материальныхпотоков,
а управление цепями поставок - к
управленческому уровню(
Примерами задач, решаемых в
логистике, могут служить
5. Сущность цепей поставок и управления ими
Принципиальным понятием в управлении цепями поставок являетсяпонятие цепи создания стоимости (Value-addingchain)SCM являетсяосновным методом повышения эффективности цепи создания стоимости, а, следовательно, и увеличения доходности бизнеса. Принципиальные организационная и функционально-информационная схемы цеписоздания стоимости показаны на рисунках.
Цепь создания стоимости, характерную для большинства предприятий в 70-80-с гг. 20 в.:
До развития концепции управления цепями поставок большинствобизнес-процессов и технологических процессов было сосредоточено врамках одного крупного предприятия или производственного объединения. Кооперация существовала между цехами предприятия и с поставщиками исходного сырья. Зачастую предприятия осуществляли исбыт своей продукции через собственную розничную сеть. Конечно же,никакой речи о создании обратной связи с клиентами и развитии горизонтально-интегрированных структур для системной координации собственной деятельности с планами поставщиков не шло.
Современная структура цени создания стоимости:
В последние годы резко
возросла роль специализации, концентрациина
ключевых компетенциях, индивидуализации
продукции в
бизнеса, сосредотачивая все ключевые
компетенции внутри одногопредприятия.
Все это привело к значительному сокращению глубины производства, развитию аутсорсинга и межорганизационной координации вдольвсей цепи создания стоимости. На первые роли стали выходить вопросысоздания обратной связи с клиентами и системной координации собственной деятельности с планами других предприятий.
Цепь поставок (процессное
понимание) - это совокупность потокови
соответствующих им кооперационных
и координационных
Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PLпровайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, атакже потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
Особенностями цепей поставок являются, прежде всего:
• юридическая независимость участников цепи и их конкуренция какдруг с другом, так и с другими цепями поставок,