Влияние маркетинговой среды на деятельность медицинского учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще.
Цель данной курсовой работы – Изучить влияние маркетинга, на рынок медицинских услуг.
Задачи работы - Изучить теоретические и практические аспекты, влияния маркетинга рынка медицинских услуг.

Содержание

Введение……………………………………..…………….……………………..3
ГЛАВА I . Что такое маркетинг
1.1. Ознакомление с маркетингом.........................................................................4
1.2. Функции, понятия и цели маркетинга...........................................................4
ГЛАВА II. Маркетинг в здравоохранении..
2.1. Маркетинг медицинских услуг, его сущность и особенности.................5
2.2 Роль медицинских услуг и его стадии…………………………………....6
2.3 Потребность в медицине…………………………………………………...9
2.4 Спрос и цена на медицинские услуги…………………………………...10
Глава 3 Рынок медицинских услуг
3.1 Условия формирования и особенности
рынка в здравоохранении…………………………………………………..16
3.2 Условия необходимые для развития и
функционирования рынка………………………………………………......16
3.3 Рыночные отношения…………………………………………………....20
3.4 Ценообразование на рынке медицинских услуг……………………..26
ГЛАВА IV Применения маркетинга в здравоохранении
4.1 Особенности применения маркетинга
в учреждениях здравоохранения…………………………………………..30
4.2 Необходимость применения маркетинговой
деятельности в здравоохранении………………………………………….34
4.3 Уровни возможного применения маркетинга в здравоохранении….37
ГЛАВА V Практическое исследование
5.1 Практическое исследование на базе крупной многопрофильной больницы Санкт-Петербурга - больницы №26…………………………………………38
5.2Характеристика удовлетворённости пациентов стационара………...40
Заключение ………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Vlianie_marketingovoy_sredy_na_deyatelnost_med.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

Изучение рынка может  позволить выделить такой фактор, как сезонность, которая может  влиять на определенные группы медицинских  услуг. Так же руководители ЛПУ смогут выделить периоды подъема и спада  в оказании этих услуг и правильно  спланировать свою деятельность.

Наиболее эффективное  использование концепции маркетинга может быть достигнуто лишь при комплексном  подходе, который предполагает:

  • изучение и прогнозирование рынка медицинских услуг;
  • изучение поведения пациентов;
  • изучение спроса на медицинские услуги и факторов, определяющих его изменение;
  • изучение конкурентов, оказывающих аналогичные услуги:
  • изучение наиболее эффективных каналов продвижения оказываемых услуг.

Решение вышеперечисленных  задач позволит снизить степень  неопределенности и риска в процессе управления учреждениями здравоохранения, что достигается путем организации  систематических маркетинговых  исследований.

Как и предприятия, все  учреждения здравоохранения существуют в среде, при этом систему здравоохранения  можно рассматривать как среду, а ЛПУ можно считать подсистемой  для этой среды.

При этом на работу медицинского учреждения влияют факторы как внешней, так и внутренней среды.

Внутренняя среда каждой организации формируется под  воздействием переменных, оказывающих  непосредственное влияние на процесс  преобразований (производства продукции, услуг).

Внешняя среда – совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия, и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления.

Контроль над деятельностью  включает в себя контроль над ценами, системой продвижения медицинских  услуг, видами оказываемых медицинских  услуг.

Корпоративная культура –  это единая система ценностей, норм и правил деятельности, которой должны придерживаться работники. Сюда входят требования к поведению сотрудников, их внешнему виду, необходимые официальность  и вежливость в отношении подчиненных  и пациентов.

Также не следует недооценивать  и влияние неконтролируемых факторов. Рассмотрим их подробнее.

Средства массовой информации:

Печать Телевидение

Радио Информационные агентства

Пациенты:

Возраст, пол,

Уровень доходов

Мотивы поведения

Процесс принятия решений

          Технология

Уникальное медицинское  оборудование

Патенты

Ограничения по финансовым и материальным ресурсам

Факторы, не контролируемые медицинским

Конкуренция:

– конкурентная структура

• маркетинговая стратегия конкурентов

– каналы продвижения

медицинских услуг

конкурентов

Законодательные акты и нормативные  документы

Экономика: – рост (спад)

– уровень инфляции

– уровень безработицы

  • пациенты;
  • конкуренция между медицинскими учреждениями;
  • средства массовой информации;
  • технология;
  • экономика;
  • законодательные акты и нормативные документы.

Хотя служба маркетинга ЛПУ  определяет выбор целевого рынка, но она не может контролировать его  характеристики (возраст, доходы пациентов  и т.п.). Поэтому нужно постоянно  следить за внешними обстоятельствами и учитывать их влияние. Очень  важной частью плана маркетинга должны стать варианты, разрабатываемые  на случай возникновения непредвиденных ситуаций.[6]

4.2 Необходимость применения маркетинговой деятельности в здравоохранении.

На протяжении долгого  времени здравоохранение представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством, поскольку  услуги и программы, реализуемые  в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека.

Жесткое государственное  регулирование деятельности учреждений здравоохранения обусловили более  позднее и неполное внедрение  современных методов и способов управления на них, в том числе  маркетинга.

Однако, опыт экономически развитых стран доказывает, что изменения в экологии, психологии людей, состоянии общественного здоровья, макроэкономические тенденции не позволяют государству брать на себя полностью расходы по здравоохранению. Значительная часть как расходов, так и ответственности ложится на самих потребителей и страховые организации. Возникающая при этом свобода выбора, а значит – конкуренция, обусловливает необходимость использования маркетинга.

Ранее эффективность развития ЛПУ оценивалась по показателям  смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов  лечения и т.д.

Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались, однако после того, как правительства  большинства стран стали разрабатывать  и реализовывать программы, направленные на сокращение государственных дотаций на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования – как обязательного, так и добровольного, доходы частных лиц, благотворительные учреждения, использование современных экономических методов управления учреждениями здравоохранения становилось все более оправданным.

Сокращение государственных  дотаций, контроль расходов со стороны  страховых компаний, внедрение этических  стандартов в медицине привели к  тому, что со стороны учреждений здравоохранения повысился спрос  на внешние дополнительные инвестиции, что привело к росту конкуренции  на инвестиционном рынке. Ей способствовало еще и то, что коммерческие предприятия  ставят своей конечной целью получение  прибыли, которая зависит от качества лечения, а государственные и  муниципальные учреждения должны выдерживать  конкуренцию, а значит, также совершенствовать услуги, для чего необходимы дополнительные средства.

В данных условиях предприятия  заинтересованы как в привлечении  дополнительных пациентов, что предполагает предложение высококачественных услуг, работу высококвалифицированного персонала, так и в формировании положительного имиджа устойчивого предприятия, надежного  объекта для инвестирования, обладающего  дополнительной социальной значимостью.

В результате перед ЛПУ  встают две задачи:

  • формирование репутации эффективного (в плане лечения) учреждения
  • создание имиджа достойного делового партнера, для решения которых недостаточно медицинских знаний.

Таким образом, переход финансирования к частным лицам, некоммерческим организациям, страховым компаниям, ограниченные объемы государственного финансирования учреждений здравоохранения  обусловили внедрение в систему  управления здравоохранением принципов  маркетинга с целью привлечения  дополнительных потребителей услуг  и инвесторов.

Другой предпосылкой к  использованию маркетинга является научно-технический прогресс: появление  новых промышленных, информационных технологий позволило значительно  снизить стоимость многих ресурсов, используемых учреждениями здравоохранения.

Увеличение количества медицинских  учреждений, вызванное ростом спроса на их услуги, а также растущей рентабельностью  последних вследствие использования  современных методов управления и новых технологий, предполагает свободный выбор их услуг потребителем, в связи с чем клиенты стали предъявлять более высокие требования к качеству услуг и обслуживания. В свою очередь, учреждения здравоохранения вынуждены более часто прибегать к инструментам маркетинга с целью понимания нужд потребителей не только в плане лечения, но и обслуживания, разработки конкурентоспособной стратегии развития своего предприятия.

Вместе с тем разработка новых технологий, лекарственных  средств, усовершенствование медицинского оборудования приводят к увеличению статей затрат, связанных с внедрением результатов работ. Этот же фактор способствует сокращению сроков дорогостоящего стационарного  лечения, курсов реабилитации.

Учреждения здравоохранения, применяя маркетинг, формируют свою конкурентную позицию, основанную на репутации  предприятия, что требует конкурентоспособности всех услуг. В фармацевтике влияние данного фактора предопределяет рост конкуренции между «старыми» марками и новыми лекарственными средств, изготовленными на их основе по более совершенным технологиям. [9]

 

 

 

4.3 Уровни возможного применения маркетинга в здравоохранении.

      Государственный уровень, где устанавливаются стратегические цели развития государства и общества, формируется политика развития системы здравоохранения, определяются приоритетные проблемы и пути их решения и т.д. Здесь маркетинг используется как для исследования потребителей услуг здравоохранения, в том числе их отношения к здравоохранению, потребностей общества и т.д., так и для обеспечения общественной поддержки реформ здравоохранения;

Уровень региональных органов государственного управления, где дополняется, конкретизируется и адаптируется к местным условиям федеральная политика, разрабатываются  дополнительные территориальные программы  и мероприятия, посвященные решению  специфических медицинских проблем, уточняется нормативная база здравоохранения, совершенствуется система обеспечения  населения фармацевтическими препаратами, специфическими медицинскими услугами;

Уровень предприятий, где осуществляется непосредственная работа с потребителями, в том  числе по изучению их предпочтений, выявлению тенденций изменения  спроса.

При этом объектом обмена, создающим возможности для  применения маркетинга, является медицинская  услуга и или услуга аптечных учреждений, предоставляемая предприятием вне зависимости от организационно-правовой формы.

Субъектами предложения  становятся государственные органы управления, коммерческие и некоммерческие предприятия здравоохранения и их объединения.

Потребителями являются граждане и общество в целом. [7]

 

 

 

ГЛАВА V Практическое исследование

5.1Практическое  исследование на базе крупной многопрофильной больницы Санкт-Петербурга - больницы №26.

Несмотря на то, что число  коммерческих медицинских организаций  и объем оказываемых ими услуг  растут достаточно высокими темпами, все  же преобладают в общем объеме платных медицинских услуг услуги, оказываемые в бюджетных организациях. Причем они оказываются параллельно  с бесплатными для населения  услугами (т.е. оплачиваемыми из бюджета, или из средств обязательного медицинского страхования)

В своём исследовании я  поставил  себе цель изучить мнение людей, почему они выбрали именно государственную медицинскую организацию с оказанием как бесплатных так и платных медицинских услуг, почему для них предпочтительно лечиться и обследоваться именно в этих учреждениях не смотря на огромную конкуренцию . Для исследования нам нужно взять много профильное лечебное учреждение, изучить оказываемые им виды услуг, и опросить лечащихся в нём людей, узнать почему они выбрали именно его.

Для исследования мы взяли крупную  многопрофильную больницу Санкт-Петербурга - больница №26.

Больница имеет пятнадцатилетний опыт оказания платных медицинских  услуг населению, итогом которого стало  формирование сравнительно новой организационной формы - специализированной структуры для лечения госпитализированных больных (хозрасчетного отделения). Лечение в отделении осуществляется по следующим профилям: терапия, кардиология, пульмонология, аллергология, нефрология, гастроэнтерология, неврология, хирургия, гепатохирургия, торакальная хирургия, гинекология, нейрохирургия, травматология, урология, кардиохирургия, сосудистая хирургия, эндовидеохирургия.

Для анализа состава пациентов, лечившихся в отделении, и объема оказанной им помощи была составлена специальная "Карта исследования", на которую сведения выкопировывались из историй болезни и дополнялись данными из финансово-бухгалтерской документации. Была проанализирована вся совокупность (1200 чел.) пациентов, лечившихся в хозрасчетном отделении в 2011 году.

Для детальной характеристики организации работы врача в условиях хозрасчетного отделения, контингент лечившихся в котором и по структуре  заболеваемости (приведенной выше), и по характеру запросов (потребностей, ожиданий) значительно отличается от больных, лечившихся на общих основаниях, что позволяет предположить некоторую  специфику деятельности медперсонала, был проведен хронометраж работы врачей. Хронометраж проводился в  течение двух недель (14 дней) в разное время года (февраль, июнь, сентябрь, декабрь), т.е. всего было прохронометрировано 56 рабочих дней врачей. Разработка полученных данных велась в двух направлениях. Во-первых, была изучена структура  трудозатрат врачей в целом (на протяжении рабочего дня) - безотносительно к  конкретным пациентам. А во-вторых, изучалась данная структура применительно  к отдельно взятому пациенту (с  учетом его пола, возраста и диагноза). Всего было заполнено 650 шифровальных карт. Качество оказания помощи в отделении  с учетом основной концепции маркетинга (достижение максимальной удовлетворенности  потребителя) анализировалось на основании социологического опроса пациентов. Всего было опрошено 150 пациентов. Выборка достоверна (t=3,32).

Информация о работе Влияние маркетинговой среды на деятельность медицинского учреждения