Внутренний PR силами HR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 03:06, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня ни для кого не секрет, что персонал организации составляют его основную ценность. Персонал в организации – это те сотрудники, кем больше управляют, чем они управляют кем-то. Это одна из важнейших аудиторий менеджмента организации, часть организации, человеческий ресурс, фактор конкурентоспособности. Мнения и поведение персонала в отношении организации в значительной степени определяют успех начинаний и стабильность организации, её жизнеспособность.
В условиях высококонкурентной и динамичной среды внутренний или внутриорганизационныйPR не менее важен, чем внешний. Его назначение — обеспечить баланс внешней и внутренних сред организации средствами коммуникаций. Внутриорганизационная среда должна обеспечивать достижение целей организации во вне, в том числе, – сохранение и развитие рыночных позиций.

Содержание

Введение. 6
Глава I. Теоретические основы внутреннего PR. 8
§1. Понятие корпоративного PR. 8
§2. Цели, задачи и методы внутреннего PR. 17
Выводы по первой главе. 24
Глава II. Применение внутреннего PR на практике. 26
§1. Подготовка к проведению мероприятий по внутрикорпоративным коммуникациям. 26
§2. Использование инструментов и реализация мероприятий внутреннего PR. 34
Выводы по второй главе. 50
Заключение. 52

Вложенные файлы: 1 файл

0968395_83853_vnutrennii_pr_silami_hr.docx

— 171.39 Кб (Скачать файл)
    • создание духа единой и сплоченной команды профессионалов, объединенных корпоративной идеей или философией;
    • укрепление кадрового состава, поиск и выявление талантливых сотрудников;
    • предотвращение утечки кадров и нейтрализация конфликтных ситуаций в коллективе;
    • реализация функции «предохранительного клапана» — в ходе неформального общения выявляются назревающие проблемы или кризис;
    • развитие у сотрудников чувства корпоративной гордости за фирму;
    • дальнейшее развитие корпоративной культуры;
    • повышение качественных и количественных показателей работы персонала за счет создания и использования дополнительных (нематериальных) возможностей для стимулирования сотрудников.

Также некоторые авторы (Тульчинский) называют ряд важнейших для современного менеджмента функций, которые выполняет PR внутри фирмы:

    • помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями,возможностями и традициями фирмы;
    • разъяснение общей политики руководства и принципов его работы с персоналом;
    • удовлетворение потребности персонала в информации о событиях на фирме и вокруг нее;
    • обеспечениеистимулированиедвусторонней коммуникации между руководством фирмы и работниками;
    • способствованиеразвитию положительной мотивации у каждого работника по отношению к фирме и высокому качеству работы;
    • формирование организационной культуры и фирменного стиля;
    • воспитаниеработниковкак представителей фирмы,носителей ее имиджа и культуры.

Результативность внутреннего PR определяется тремя основными факторами:

    • открытый менеджмент;
    • осознание менеджментом ценности и необходимости коммуникации с занятыми (внутренней общественностью);
    • квалифицированный и опытный менеджер коммуникаций, обладающий современными техническими ресурсами[2., стр. 241].

Внутриорганизационные коммуникации можно разделить на три основных вида:

  1. нисходящие – от работодателя к занятым, или поток «сверху».

Речь идет об информации,исходящей от первых лиц фирмы и которая должна систематически доводиться до персонала.У каждого работника имеется вполне естественная потребность в "чувстве руководителя",в знании о намерениях руководства,итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянию дел,обоснованности слухов и т.д. Некоторые руководители считают, что они должны быть загадочными для подчиненных, полагая, что это способствует укреплению их авторитета — заблуждение чрезвычайно опасное. Если руководитель загадочен как сфинкс,это создаетострыйдискомфорту подчиненных.Они начинают "угадывать шефа", строить догадки об истинных намерениях,оценках и настроениях руководства, начинают распространяться слухи, сплетни, создается нервозная обстановка, благоприятная для интриг,отвлекающая коллектив от дела и не идущая этомуделуна пользу. Для решения этой проблемы отнюдь не достаточно отдавать приказы и доводить их до исполнителей.Для адекватного понимания сути приказов ираспоряжений необходима дополнительная разъяснительная работа и желательно исходящая из первых уст. Поэтому хороший руководитель пользуется каждой возможностью демонстративного разъяснения позициируководства, принципов управления, своих оценок, решений, их мотивов, намерений.

  1. восходящие – от занятых к работодателю, или поток «снизу».

Этот поток – от персонала к руководству – не менее важен.Настроения, мнения, оценки, отношения, возможные предложения по улучшению дел — обо всем этом руководитель может узнать только непосредственно от работников. Поэтому он должен пользоваться любой возможностью личного контакта,создавать для этого возможности — от текущегоприема до отдельных бесед и неформального общения.Этот источник не могут заменить сведения,поступающие от руководителейподразделений,т.к.возможны искажения информации,ее скрывание ("чего шеф не знает,от того не страдает"), и тогда руководство может столкнуться с неожиданным для него конфликтом,забастовкой и т.п.Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь "чувство каждого подчиненного".Если первые лица фирмы не выстраивают этот поток информации,он начинает складываться стихийно и также отнюдь не на пользу делу.Очевидный дефицит информации у руководства начинает заполняться:начинаются сплетни,наушничанье, доносительство, "доброжелательство" и прочие проявления нездоровой обстановки.

  1. горизонтальные – между самими занятыми, или межличностное общение.

Это общение между работниками одного уровня как внутри отдела, так и между отделами. Горизонтальный поток информации создает чувство приверженности к единому, цельному коллективу. Так достигается осознание системности организации, идущей к одной общей цели.

Все три потока информации: создающий"чувстворуководителя"у подчиненных, создающий "чувство подчиненного" у руководства и создающий чувство приверженности коллективу – в конечном счете,направлены на достижение единой цели — формирования "чувстваМы",сопричастности общему делу.Этому служит и привлечение подчиненных к выработке решений,поиску наиболее оптимальных изних.

Внутренний PR имеет определенный набор инструментов, который позволяет успешно выполнять задачи и достигать цели, поставленные перед данным направлением. Эти инструменты можно условно подразделить на информационные, аналитические, организационные, коммуникационные и инструменты кризисного (посткризисного) реагирования.

Рассмотрим вкратце, что же представляют собой инструменты каждой группы.

Информационные инструменты — это средства односторонней (в данном случае — прямой) коммуникации. Они предназначены преимущественно для донесения до сведения работников предприятия необходимой информации в рамках связей с общественностью. К основным информационным инструментам внутреннихPR относятся:

  1. внутреннее издание — газета или, реже, журнал предприятия. Различают постоянное (например, еженедельное) периодическое издание и тематическое издание(ad hoc, то есть распространяемое в особой ситуации,к примеру, для нормализации кризисной обстановки);
  2. иная печатная информация, предназначенная для внутреннего распространения: поздравления, соболезнования, объявления, индивидуальные письменные обращения (письма), копии и выписки из официальных документов (репринты), бюллетени, ньюс-леттеры, отчеты и др.;
  3. корпоративный web-pecypc (страница, сайт, портал);
  4. кабельное вещание (радио, ТВ, внутренняя компьютерная сеть Интранет).

В отличие от информационных, аналитические инструменты внутренних связей с общественностью представляют собой средство односторонней (обратной) коммуникации, предназначенное для изучения мнений, настроений и ответной реакции работников предприятия. Основными инструментами внутрикорпоративногоPRданного типа являются:

  1. комплексный анализ проводимых среди работников предприятия итогов опросов, результатов анкетирования и т. п.;
  2. мониторинг откликовиотзывовработниковпредприятия на распространенную среди них ранее информацию.

Организационные инструменты внутренних PR представлены набором специальных мероприятий, проводимых для работников предприятия при непосредственном участии руководства. Среди этих мероприятий отметим:

  1. собрания и заседания (как правило, приуроченныек дням общегосударственных памятных и торжественных календарных дат);
  2. внутрикорпоративные праздники (День предприятия, День открытых дверей, День молодых специалистов, День ветеранов, День работающих матерей, День детей, День династий и т. п.);
  3. вечера отдыха;
  4. соревнования (спортивные, профессиональные, досуговые и т. п.).

Основное предназначение перечисленных мероприятий — укрепление внутрикорпоративного духа среди работников предприятия в условиях неформальной, праздничной обстановки. Главное их преимущество — прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких.

Главным достоинством коммуникационных инструментов внутренних связей с общественностью является непосредственный контакт, личная коммуникация между работниками и руководством. Основными мероприятиями здесь являются:

  1. выступления руководства;
  2. открытые интервью;
  3. открытые письма;
  4. вечера вопросов и ответов;
  5. устные заявления и сообщения руководства ad hoc;
  6. оглашение приказов руководства.

В кризисной и посткризисной ситуациируководство предприятия, как правило, активно использует значительную часть инструментария внутреннегоPR. Вопрос, таким образом, состоит не в том, чтобы прибегать в форс-мажорных обстоятельствах к каким-то экзотическим и оригинальным способам реализации связей с общественностью,а в том, чтобы максимально повысить эффективность применения традиционных PR-средств и приемов.

Повышению эффективности их применения способствует:

  1. подчеркнуто обдуманное и взвешенное отношение руководства к каждому слову, обращенному к работникам предприятия;
  2. максимально возможное укрепление доверия — через сокращение коммуникационной дистанции, предоставление исчерпывающей информации в оперативном (круглосуточном) режиме;
  3. работа «на опережение», интенсификация информационного обмена в обоих направлениях;
  4. особое внимание к ответной реакции, проявлениям мнений и настроений работников, максимальная гибкость в вопросах связей с общественностью.[5., стр. 64]

Выводы по первой главе.

Внутренний PR — целенаправленное и структурированное информационное воздействие на персонал, призванное укрепить в его глазах имидж компании. Он призван сократит дистанцию между руководством и подчиненными, создать чувство «мы» в коллективе.Внутренний PR направлен на повышение информированности персонала и устранение недопонимания.

Основные функции внутреннего PR - выстраивание корпоративных коммуникаций,формирование и укрепление корпоративной культуры, укрепление лояльности персонала. Его основные задачи: формирование единого информационного пространства, преодоление коммуникативных разрывов и достижения взаимопонимания, получение обратной связи от персонала компании, демонстрация «открытости» руководства, разъяснение корпоративной политики в области обучения и развития персонала, формирование единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой компании. К данному перечню можно добавить боле частные функции и задачи, которые выделяют отдельные PR-специалисты.

Инструменты внутреннего PR делятся на пять групп: информационные, аналитические, организационные, коммуникационные и инструменты кризисного (посткризисного) реагирования. Лишь в сочетании они дают наиболее полный эффект.

Коммуникации в организации разделены на три информационных потока, каждый из которых в равной степени значим: поток «сверху»,создающий "чувство руководителя" у подчиненных, поток «снизу», создающий "чувство подчиненного" у руководства, и «горизонтальный», создающий чувство приверженности коллективу. Все они направлены на формирование чувства «мы» в организации.

 

Глава II. Применение внутреннего PR на практике.

§1. Подготовка к проведению мероприятий по внутрикорпоративным коммуникациям.

Для того, что бы понять, пора ли заняться внутренним PR, необходимо ответить на несколько вопросов.

    • Информирован ли персонал о стратегии компании и ближайших планах ее развития?
    • Знают ли сотрудники, чем занимаются в соседнем отделе?
    • Проводилась ли диагностика отношения сотрудников к политике компании и ее руководству в течение последнего года?
    • Удачным ли было последнее корпоративное мероприятие (если оно было)?
    • В компании низкая текучка персонала?
    • В компании не принято доверять слухам и они не оказывают заметного воздействия на работу сотрудников?[10]

Если вы ответили «нет» на большую часть поставленных вопросов – можете не сомневаться, в вашей организации пора внедрять внутренний PR.Такая ситуация характерна, как правило, для небольших организаций численностью 10–15 человек, в которых отсутствует вертикаль управления. Руководитель непосредственно общается с каждым сотрудником и контролирует его работу. При такой организационной структуре персонал обычно осведомлен о планах, целях, стратегии развития, ничто не препятствует обмену опытом и т. д. Если же появляются «передаточные» звенья — руководители отделов (групп) и система управления начинает разветвляться (как по вертикали, так и по горизонтали), возникает опасность потери единого информационного поля.

Определить «критическую» массу количества сотрудников, при которой следует заняться внутренним PR, достаточно сложно. Одним из критериев как раз и могут служить ответы на приведенные выше вопросы; если они отрицательны — это сигнал о том, что пришло время провести работу по организации внутреннего PR.

В настоящее время корпоративными коммуникациями занимаются сразу несколько служб – службы по работе с персоналом или HR- и PR-отделы. Обычно внутренний PR осуществляют:

    • PR-отдел;
    • отдел маркетинга (event-менеджер);
    • отдел подбора и развития персонала, который также занимается и внутренними PR-акциями;
    • сотрудники-энтузиасты. В небольших российских компаниях всегда находятся люди, которые и проводят на общественных началах все внутренние PR-мероприятия. Что касается крупных компаний, то и здесь не всегда так четко и структурировано. По некоторым источникам, внутренним PR-ом сознательно занимаются не более 15% российских компаний.

Приблизительно тем же самым занимаются и HR-отделы. Более наглядно это позволяет увидеть приведенная ниже схема.


 
Таким образом, можно сделать выводтом, что происходит пересечение функциональных обязанностей, решение одних и тех же задач оказывается в ведении двух разных отделов. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу.


Соответственно, встает вопрос о целесообразности объединения данных отделов под началом одного руководителя, который бы подчинялся непосредственно первому лицу организации. Это можно изобразить в виде следующей схемы:




 




 

 

Подчинение этих отделов одному начальнику позволит не только синхронизировать работу, но и выработать единую стратегическую линию дальнейшего развития. Такой практический совет дают М.Ю. Коноваленко и В.А. Коноваленко в своей статье «Один руководитель – два направления», Управление персоналом, май 2005.

Информация о работе Внутренний PR силами HR