Внутренняя планировка магазина и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы выбрана мной не случайно. Актуальность данной темы в настоящее время очевидна так как розничная торговая сеть является завершающим и основным этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина играет ключевую роль в продвижении товара. Она должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ……………………………………………7
1.1 Требования, предъявленные к устройству и оформлению магазинов….7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь………….17
1.3 Эффективность расстановки оборудования в торговом зале…………25
2. ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА МАГАЗИНА ОДО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»………………………………………………………35
2.1Организационно-экономическая характеристика магазина ОДО "Стройматериалы"……………………………………………………………..35
2.2 Анализ устройства и планировки комиссионного отдела №2………..39
2.3 Оценка эффективности планировки и расстановки оборудования в торговом зале, предложения по их рационализации………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кд испр2.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Потребность в других видах торгово-технологического оборудования определяется на основании примерных норм технического оснащения магазинов или расчетным путем.[11, с. 315]

Контрольно-кассовыми  машинами магазины оснащаются из расчета один кассовый аппарат на каждое рабочее место кассира-контролера. При этом рекомендуется независимо от типа магазина иметь одну резервную контрольно-кассовую машину.

При определении потребности в торговом холодильном оборудовании учитывают объем реализации скоропортящихся продуктов и сроки их хранения, методы продажи товаров и т. д.

Потребность в торговом инвентаре определяют на основе действующих нормы технического оснащения магазинов, которые дифференцированы по типам магазинов и размерам их торговой площади.[13, с. 18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА МАГАЗИНА

 ОДО  «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика  организации

 

Предприятие было основано в январе 1986 года, путем передачи лесоторгового склада от Госснаба БССР Барановичскому Горпромторгу подчинившемуся Министерству торговли БССР. Целью передачи лесоторговых складов было улучшение культуры обслуживания населения, увеличение ассортимента товара.

Общество с  дополнительной ответственностью «Стройматериалы» было создано в 1996 году. Форма собственности - коллективная.

ОДО «Стройматериалы» сотрудничает белее чем с 200 поставщиками, стараемся предложить качественные и конкурентоспособные товары. Ассортимент предлагаемых товаров в большей степени состоит из товаров от лучших отечественных производителей. Но и лидирующие мировые бренды не остаются без внимания, что отображает стремление к удовлетворения потребностей даже самых взыскательных клиентов.

ОДО «Стройматериалы» продолжает динамично развиваться. За годы работы предприятия торговые площади увеличились с 200м2 до 1200м2, общая площадь складских помещений  составляет 2000м2. За счет строительства  новых подъездных путей, фронт выгрузки увеличился в 2 раза, что благоприятно сказалось на ассортименте товара. Открыт отдел хозяйственного назначения магазин «1000 мелочей» по ул. Ленина, работают Ломбард, Ювелирная мастерская и Комиссионный отдел по ул. Комсомольская.

Особым интересом  у населения пользуются отделы комиссионной торговли. ОДО "Стройматериалы" едва ли не единственное предприятие в Брестской обл., да и в РБ сохранившее данный вид торговли. Хотя торговля комиссионными товарами и не приносит прибыли, но для удобства населения руководство магазина ее поддерживает, за счет работы других наиболее прибыльных отделов, что положительно сказывается на отзывах покупателей как в городе, так и за его пределами.

Кроме того предприятие  сдает в аренду складские и  торговые помещения предпринимателям и частным фирмам, которые также реализуют стройматериалы, в основном импортного производства.

Рассмотрим  основные организационно-экономические  показатели организации.

Таблица 2.1

Развитие и  эффективность использования розничной  торговой сети ОДО «Стройматериалы» за 2008-2010 гг.

Показатели

2008

2009

2010

2010 к  2008

2010 к  2009

Темп  роста, %

Отклонение (+,-)

  1. Розничный товарооборот, млн р.

6300,0

6399,0

6399,0

101,6

100,0

99,0

0,0

  1. Количество торговых предприятий, ед.

4,0

4,0

4,0

100,0

100,0

0,0

0,0

  1. Торговая площадь магазинов, м2

680,0

680,0

680,0

100,0

100,0

0,0

0,0

  1. Числен

ность обслуживаемого населения, чел.

25195,0

24522,0

23472,0

93,2

95,7

-1723,0

-1050,0

  1. Численность работников, чел.

75,0

72,0

72,0

96,0

100,0

-3,0

0,0

  1. Прибыль от реализации, млн р.

122,0

56,0

32,0

26,2

57,1

-90,0

-24,0

  1. Расходы на реализацию, млн р.

1009,00

1313,00

1538,00

152,4

117,1

529,0

225,0

  1. Фонд заработной платы, млн р.

364,00

396,00

435,00

119,5

109,8

71,0

39,0

  1. Товаро-оборот зоны деятельности, млн р.

6300,0

6340,0

6399,0

101,6

100,9

99,0

59,0

  1. Товаро-оборот на 1 магазин, млн р.

1575,0

1585,0

1599,8

101,6

100,9

24,8

14,8

  1. Товаро-оборот на 1 м2 торговой площади, млн р.

9,3

9,3

9,4

101,6

100,9

0,1

0,1

  1. Торговая площадь на 1 магазин, м2

170,0

170,0

170,0

100,0

100,0

0,0

0,0

  1. Уровень расходов на реализацию, % к обороту

16,0

20,5

24,0

150,1

117,1

8,0

3,5

  1. Рента-бельность продаж, %

1,9

0,9

0,5

25,8

56,6

-1,4

-0,4

  1. Среднегодовая стоимость основных средств торговли, всего, млн р.

1318,0

1318,0

1318,0

100,0

100,0

0,0

0,0

  1. В том числе среднегодовая стоимость активной части основных средств, млн р.

1242,5

1244,0

1240,0

99,8

99,7

-2,5

-4,0

  1. Удельный вес среднегодовой стоимости активной части основных средств, %

94,3

94,4

94,1

99,8

99,7

-0,2

-0,3

  1. Фондоотдача, р.

4,78

4,86

4,86

101,6

100,0

0,1

0,0

  1. Фондоемкость, р.

0,21

0,21

0,21

98,5

100,0

0,0

0,0

  1. Прибыль на 1 м2 торговой площади, млн р.

0,18

0,08

0,05

26,2

57,1

-0,1

0,0

  1. Прибыль на 1 р. основных средств, млн р.

0,09

0,04

0,02

26,2

57,1

-0,1

0,0

  1. Производительность труда, млн р.

1008,0

1023,8

1023,8

101,6

100,0

15,8

0,0

  1. Фондовооруженность, млн р.

17,6

18,3

18,3

104,2

100,0

0,7

0,0


 

Источник: разработка на основе данных предприятия

 

Исходя из данных таблицы 2.1 можно сделать выводы о том, что розничный товарооборот в 2009-2010 гг. вырос по отношению к 2008 году на 99 млн. руб., однако за последние 2 года товарооборот не менялся. Количество торговых точек и общая торговая площадь рассматриваемого предприятия в период с 2008 по 2010 год неизменны. Мировой экономический кризис коснулся объемов получаемой прибыли и можно увидеть ежегодной снижение прибыли от реализации с 122 млн. руб. в 2008 г. до 32 млн. руб. в 2010 году. Товарооборот на 1 магазин и на 1 м. кв. торговой площади практически неизменен. Постепенно увеличиваются расходы на реализацию, и повышается фонд заработной платы. Наиболее негативным моментом является снижение рентабельности продаж ежегодно 2008 г. – 1,9%, 2009 г. – 0,9%, 2010 г. – 0,5%.

Среднегодовая стоимость основных средств торговли в период 2008-2010 гг. не менялась и составляла 1318 млн. руб., хотя среднегодовая стоимость активной части основных средств незначительно выросла в период с 2008 по 2009 г. (+1,5 млн. руб.), а в период 2009-2010гг. наблюдалось незначительное снижение (-4 млн. руб.). Фондоотдача и фондоемкость в период 2008-2010 гг. практически не менялась в связи с тем, что среднегодовая стоимость основных средств оставалась неизменной, фондовооруженность незначительно увеличилась в 2009 г. в связи с небольшим сокращением штата работников. Прибыль на 1 р. основных средств ежегодно снижалась, что обусловлено общим снижением прибыли в рассматриваемый период.

Таким образом, подводя итог по экономическому состоянию  предприятия ОДО «Стройматериалы» в 2008-2010 гг. необходимо отметить снижение всех основных экономических показателей, что связано с общим снижением экономической эффективности в государстве, снижением уровня жизни населения, как последствия мирового финансового кризиса.

 

2.2 Анализ устройства и планировки магазина

 

Магазин ОДО  «Стройматериалы» имеет в своей  собственности 2 комиссионных отдела, комиссионный отдел № 1 находится непосредственно на территории самого магазина ОДО « Стройматериалы», а  комиссионный отдел № 2 (пример которого и будет рассматриваться в данном курсовом проекте), находится в центральной части города по ул. Комсомольская, 9.

Данный торговый объект, расположенн на первом этаже  пятиэтажного жилого дама. Фундамент  ленточный из бетонных блоков, стены  из керамического кирпича.

В магазин предусмотрен один вход. Прилегающая к магазину территория благоустроена. Пешеходные дорожки доступны к входу,  пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия; принадлежность; информация о режиме работы; информация об оказываемых услугах.

Комиссионная  торговля по своей сути - форма организации розничной торговли, характеризующаяся продажей принятых на комиссию непродовольственных товаров как новых, так и бывших в употреблении.

Наиболее часто  в комиссионный отдел магазина ОДО «Стройматериалы» поступают такие товары как: телевизоры, холодильники, посуда, кухонные комбайны, электроинструменты, видеоаппаратура, фотоаппараты, стиральные машины, картины, швейные и вязальные машины, спортивный инвентарь и др.

Основным торговым помещением комиссионного отдела №2 является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организовано рабочее место продавца. При этом устройство и планировка торгового зала магазина отвечает требованиям рациональной организации торговли, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Стены – обиты высококачественным сайденгом и имеют блестящую поверхность, пол покрыт глазурованной керамической напольной плиткой, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Освещение совмещенное: три окна и потолочные люминационные лампы (4 шт.) Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав.

 Планировка  узла расчета обеспечивает беспрепятственное  направление движения покупательских  потоков, исключать встречные потоки.

В связи с  тем, что комиссионная торговля не несет большой прибыли, а убытки от ее осуществления необходимо покрывать, руководством предприятия было принято решение, в данном торговом объекте, осуществлять продажу сопутствующего товара – нового товара, поставляемого поставщиками и заводами-изготовителями.

В соответствии с этим решением, торговое оборудование в торговом зале магазина подбиралось  с тем расчетом, чтобы провести разграничение между новым и  комиссионным товаром.

Для демонстрации и продажи комиссионного товара, на установочной площади установлено следующее торгово-технологическое оборудование:

  • Витрина застекленная, 4-х секционная с распашными стеклянными дверцами и 3-мя стеклянными полками в каждой секции. Витрина расположена справа от входной двери. Каждая секция витрины предназначена для демонстрации отдельной группы товаров – 1-я посуда, 2-я сувенирная продукция, 3-я фотоаппаратура, комплектующие для ПК, 4-я электроинструмент.(ПРИЛОЖЕНИЕ А)
  • Пристенная сборно-разборная конструкция (горка), без боковых и задней стенок. Горка расположена вдоль стены (от края до края). Высота ее составляет 2,5 метра. Здесь так же присутствует деление на секции в которых размещена теле-видео-радиоаппаратура, бытовая техника, спортинвентарь. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
  • В прикассовой зоне размещен глухой прилавок на котором размещено кассовое оборудование, данный прилавок также предназначен для отпуска товаров покупателям.  С тыльной стороны прилавок оснащен выдвижными ящиками и нишой.
  • За прилавком размещена пристенная горка. Она состоит из плит ДСП и имеет 3 секции. Две секции предназначены для выкладки комиссионного товара – мелкогабаритной бытовой техники и посуды, а  третья секция - для размещения новой бытовой техники.  (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Для демонстрации и продажи нового товара предусмотрено  следующее торговое оборудование:

  • Островная горка. Она представляет собой двухстороннюю конструкцию, на каждой стороне размещено по 3 полки из плит ДСП, соединяющихся металлическими опорными стойками. Здесь представлена керамическая и металлическая посуда, а также изделия из пластмассы. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
  • Пристенная горка. Ее конструкция  полностью гармонирует с островной горкой – они идентичны по высоте и материалу изготовления. Данное оборудование используется для выкладки посуды и моющих средств. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)
  • Также для демонстрации нового товара используется сетчатый экран, прикрепленный к стене, в комплект данного экрана входят металлические держатели для размещения товара. Данные держатели можно размещать в любом удобном месте. Это оборудование очень удобно и функционально. (ПРИЛОЖЕНИЕ Е)

 В целом  форма, пропорции и цвет торговой  мебели соответствует своему  функциональному назначению и  оформлению интерьера торгового  зала магазина, она подчеркивает  единство интерьера магазина. В  цветовой отделке максимально  использовались декоративные свойства материалов (дерева, металла и др.). Окрашена мебель в светлые тона, гармонирующие с интерьером магазина, и выявляющие цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.

Правильно подобранное  и расставленное оборудование позволяет  расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади  и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

  При расстановке  оборудования учитывалось, что  покупатели начинают обход торгового  зала с правого угла фасада  и движутся по залу против  часовой стрелки. Эти особенности  учитываются при определении мест размещения товаров, нуждающихся в активизации продажи, а также новых товаров. Их следует располагать в местах, наилучшим образом обозреваемых покупателями. С правой стороны движения покупательского потока размещаются  товары, реализацию которых желательно увеличить, а с левой, в направлении к выходу, - товары повседневного спроса.

Движение потока покупателей заканчивается в  пркассовой зоне. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)

Расчеты с покупателями в комиссионном отделе №2 осуществляются путем приема денег непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Конструкция контрольно-кассовой машины позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика, одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д. [18, с. 52]

Информация о работе Внутренняя планировка магазина и ее эффективность