Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

     Общество  с дополнительной ответственностью (ОДО) по своей природе ничем не отличается от ООО за исключением элемента дополнительной ответственности участников общества. В случае недостатка имущества организации для покрытия возникших долгов имущественная ответственность будет обращена на личное имущество участников общества. Но такая ответственность касается не всего имущества участников, а лишь той его части, что заранее определена учредительными документами.

     Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Как и в случае с ООО, учредителями могут быть как граждане, так и юридические лица. Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) – проводят открытую подписку на выпускаемые акции, свободно продают их; и закрытые (ЗАО) – как правило, распределяются только среди участников общества, свободная продажа не ведется. Также, в зависимости от формы общества, устанавливается минимальный уставный капитал: для ОАО – 1000 МРОТ, для ЗАО – 100 МРОТ. В любой момент акционер может выйти из общества, продав свои акции, что служит весьма действенным инструментом привлечения денежных средств для нужд бизнеса. Участники акционерного общества несут риск убытков исключительно в пределах стоимости принадлежащих им акций.

     Таким образом, в своих характерных  чертах акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью весьма схожи, что объясняет их крайнюю популярность среди представителей делового сообщества. 

Специфика ОАО ЗАО
Число акционеров Не ограничено Не более 50
Распределение акций при учреждении Открытая подписка и свободная продажа акций Акции распределяются только среди учредителей или иного определенного заранее круга лиц
Минимальный размер уставного  капитала Не менее 1000 МРОТ Не менее 100 МРОТ
Раскрытие информации о деятельности Обязательно Необязательно (за исключением публичного размещения ценных бумаг)
 

Рис. 9. Основные различия открытых и закрытых акционерных обществ 

     Еще одной формой ведения бизнеса  являются хозяйственные товарищества. Капитал в таком юридическом лице разделен на доли (вклады) учредителей, минимум их должно быть двое. Различаются две формы товариществ: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества).

     Участниками полного товарищества могут быть лишь индивидуальные предприниматели  или коммерческие организации, при  этом по долгам товарищества они отвечают по-мушкетерскому принципу «один за всех и все за одного», исходя из чего требований к минимальному размеру капитала товарищества не устанавливается. Выбывший из товарищества участник отвечает по его обязательствам еще в течение двух лет.

     В товариществе на вере (коммандитном товариществе), кроме участников, отвечающих по обязательствам товарищества всем свои имуществом(полных товарищей), есть участники – вкладчики (коммандитисты), рискующие только в пределах вклада и не участвующие собственно в предпринимательской деятельности. Вкладчик товарищества имеет право на получение части прибыли, приходящейся на его долю, и вправе (в отличие от полного товарища) в любой момент выйти из товарищества и получить свой вклад. Стоит заметить, что серьезной роли в бизнесе эта форма коммерческих организаций не играет.

     Также не получило особого распространения  оформление предпринимательской деятельности в форме производственного кооператива (артели), добровольном объединении граждан на основе членства для хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его участниками имущественных паевых вкладов.

     Весьма  специфичными чертами обладают государственные и муниципальные унитарные предприятия, организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними (как правило, они владеют им на праве оперативного управления). Имущество такого предприятия за редким исключением не может быть продано, поскольку является не собственностью организации, а государственной или муниципальной собственностью. По сути, руководитель подобного предприятия является его единоличным исполнительным органом, порядок назначения его на должность и иные вопросы, связанные с его правовым статусом, определяет устав предприятия.

     Вопрос  3. Государственные органы и органы местного самоуправления и предпринимательская деятельность.

 

     Даже  если весьма условно, как это делают экономисты, все формы предпринимательской  деятельности разбить на три группы – сельское хозяйство, производство, и услуги, – то уже при такой, далеко не детальной, классификации, между ними выявятся кардинальные отличия в том, от каких именно органов в большей степени будет зависеть их повседневное функционирование. Поэтому возможно лишь в самых общих чертах отобразить органы, существенно влияющие на текущую деятельность бизнеса. 

Название  органа Функции
Федеральная налоговая служба Контроль и  надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц;

ведение и внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Федеральная служба по труду и  занятости Государственный надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
МЧС Осуществляет  надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
Федеральная антимонопольная служба Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также  контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Арбитражные суды Разрешение  споров в сфере экономической  деятельности.
Суды  общей юрисдикции Разрешение  административных, гражданских и  трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.
Прокуратура РФ Осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами.
Правительство субъекта РФ Проведение  тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.
Администрация муниципального образования Проведение  тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.
Пенсионный  фонд РФ Обеспечивает  целевой сбор и аккумуляцию страховых  взносов, контроль с участием налоговых  органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов.
Фонд  обязательного медицинского страхования Обязательное  медицинское страхование работников с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, регистрация организаций в качестве страхователей.
Фонд  социального страхования Взимание страховых  отчислений с работодателей и  граждан.
 

Рис. 10. Органы, от которых зависит текущая деятельность бизнеса

     Вопрос  4. Антимонопольное законодательство.

 

     Как известно, одним из важнейших условий  эффективного осуществления предпринимательской  деятельности является конкуренция. Однако стремление к получению прибыли любыми способами может побуждать предпринимателя прибегать к некорректным приемам конкуренции, что в итоге будет тормозить развитие экономики вообще и конкретного рынка в частности. Это порождает необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения предпринимателей на рынке. Именно эту цель преследует антимонопольное законодательство.

     Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих отношения на рынке между хозяйствующими субъектами, а также между хозяйствующим субъектом и антимонопольным органом. Нормы антимонопольного законодательства содержатся в Конституции РФ, Уголовном и Гражданском кодексах, Кодексе об административных правонарушений, Федеральном законе «О защите конкуренции» и иных нормативных правовых актах.

     В целях защиты конкуренции устанавливается  запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (монопольный сговор), недобросовестную конкуренцию, а также на ограничивающие конкуренцию акты государственных органов и органов местного самоуправления.

     Уполномоченным  органом, осуществляющим контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Для достижения своих целей ФАС может возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдавать хозяйствующим субъектам и органам обязательные для исполнения предписания, привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия. Как видно, ФАС обладает  весьма действенными инструментами влияния на поведение бизнес-структур, не зависимо от их размера.

     Так, недавно Федеральная антимонопольная служба России назначила штраф в размере 100 тысяч рублей  компании Vitesse France S.A.R.L. за недобросовестную конкуренцию. Нарушение выразилось во введении потребителей в заблуждение относительно места производства реализуемой данной компанией на территории России через третьих лиц бытовой посуды и техники «VITESSE».

     Согласно  Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение относительно его производителей, запрещена. В то время как у потребителей сложилась устойчивая ассоциация бытовой посуды и техники «VITESSE» с Францией как страной производства этой продукции, на самом деле товары компании производятся в Китае. Таким образом, потребители вводятся в заблуждение в отношении места производства бытовой посуды и техники «VITESSE», реализуемых компанией в России.

     Предписания или решения ФАС можно обжаловать в течение трех месяцев со дня  принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд  или арбитражный суд исполнение предписания приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

     Выводы  к главе 8.

     Взаимодействие  бизнеса и органов власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Для современного российского общества проблемы, связанные с взаимодействием бизнеса и власти, имеют особую социальную и научную актуальность. Специфика развития бизнеса как важнейшей процессуальной стороны сложных социальных систем, является значимым фактором политической эволюции гражданского общества и государства в современной России. Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод. В России предпринимательством можно заниматься как форме юридического лица (организации), так и без его создания.

     Одним из важнейших условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности является конкуренция. Однако стремление к получению прибыли любыми способами может побуждать предпринимателя прибегать к некорректным приемам конкуренции, что в итоге будет тормозить развитие экономики страны. Это порождает необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения предпринимателей на рынке. Именно эту цель преследует антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих отношения на рынке между хозяйствующими субъектами, а также между хозяйствующим субъектом и антимонопольным органом.

     Федеральная антимонопольная служба – федеральный  орган государственной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о защите конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, законодательства о государственном заказе, рекламе и иностранных инвестициях.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности