Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.

При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:

- выявить сущность глобализации

- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.1 Понятие глобализации. Факторы развития глобализации

1.1.1 Позитивные последствия глобализационных процессов

1.1.2 Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации

1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики

1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

1.4 Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

2.1 Экономическая безопасность белорусского государства

2.2 Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.91 Кб (Скачать файл)

 

2. Транснационализация производства  требует адекватного роста прямых  иностранных инвестиций (ПИИ).

 

Возможность мгновенно перемещать финансовую информацию при снижении трансакционных издержек.

 

Дерегулирование и либерализация  правил перемещения капитала под  воздействием неолиберальных экономических  теорий.

 

Интернационализация банковских систем.

 

6. Интернационализация рынка  корпоративных бумаг, акций.

 

Формирование сети оффшорных  центров.

 

Режим плавающих курсов стал также мощнейшим стимулом финансовой глобализации.

 

9. Изобретение производных  финансовых инструментов.[1.12]

 

1.1.1 Позитивные последствия  глобализационных процессов 

 

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более  полно учитываются все стороны  его жизнедеятельности, создаются  условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную  основу решения всеобщих проблем  человечества.

 

В качестве позитивных последствий  глобализационных процессов можно  назвать:[3,c.63]

 

1. Глобализация способствует  углублению специализации и международного  разделения труда. В ее условиях  более эффективно распределяются  средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

 

2. Важным преимуществом  глобализационных процессов является  экономия на масштабах производства, что потенциально может привести  к сокращению издержек и снижению  цен, а, следовательно, к устойчивому  экономическому росту. 

 

3. Преимущества глобализации  связаны также с выигрышем  от свободной торговли на взаимовыгодной  основе, удовлетворяющей все стороны. 

 

4. Глобализация, усиливая  конкуренцию, стимулирует дальнейшее  развитие новых технологий и  распространение их среди стран.  В ее условиях темпы роста  прямых инвестиций намного превосходят  темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором  в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных  компаний, что оказывает непосредственное  воздействие на национальные  экономики. Преимущества глобализации  определяются теми экономическими  выгодами, которые получаются от  использования передового научно-технического, технологического и квалификационного  уровня ведущих в соответствующих  областях зарубежных стран в  других странах, в этих случаях  внедрение новых решений происходит  в краткие сроки и при относительно  меньших затратах.

 

5. Глобализация способствует  обострению международной конкуренции.  Подчас утверждается, что глобализация  ведет к совершенной конкуренции.  На деле речь скорее должна  идти о новых конкурентных  сферах и о более жестком  соперничестве на традиционных  рынках, которое становится не  под силу отдельному государству  или корпорации. Ведь к внутренним  конкурентам присоединяются неограниченные  в действиях сильные внешние  конкуренты. Глобализационные процессы  в мировой экономике выгодны,  прежде всего, потребителям, так  как конкуренция дает им возможность  выбора и снижает цены.

 

6. Глобализация может привести  к повышению производительности  труда в результате рационализации  производства на глобальном уровне  и распространения передовых  технологий, а также конкурентного  давления в пользу непрерывного  внедрения инноваций в мировом  масштабе.

 

7. Глобализация дает возможность  странам мобилизовать более значительный  объем финансовых ресурсов, поскольку  инвесторы могут использовать  более широкий финансовый инструментарий  на возросшем количестве рынков.

 

8. Глобализация создает  серьезную основу для решения  всеобщих экологических проблем,  что обусловлено объединением  усилий мирового сообщества, консолидацией  ресурсов, координацией действий  в различных сферах.

 

Конечным результатом  глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

 

1.1.2 Негативные последствия,  потенциальные проблемы и опасности  глобализации 

 

Все исследователи справедливо  указывают на то, что глобализация экономики -- достаточно противоречивый феномен. С одной стороны, ее сущностные черты, рассмотренные выше, в целом способствуют повышению эффективности мирового хозяйства, экономическому и социальному прогрессу человечества. С другой стороны, как будет показано ниже, формы проявления этих черт нередко ущемляют интересы широких слоев населения во всем мире и целых стран, не входящих в известный "клуб" государств "золотого миллиарда". Нынешняя неолиберальная модель глобализации экономики несет в себе целый ряд негативных моментов, характеризуется острыми конфликтами между различными участниками хозяйственных и иных международных отношений. Глобализация не оправдала многих надежд, связывавшихся широкими слоями мировой общественности с преодолением раскола мира на две противоположные общественные системы, превратившим интернационализацию в действительно глобальный феномен. К противоречивым и негативным сторонам указанной модели следует отнести прежде всего следующие ее аспекты.

 

1. Глобализация, к сожалению,  стала питательной средой для  резкого ускорения распространения  трансграничной преступности. Так,  глобализация товарных рынков  особенно интенсивно протекает  на нелегальных рынках оружия  и особенно такого социально  вредного продукта, как наркотики.  Оборот наркоиндустрии уже соответствует  примерно 8% мировой торговли. Наркобизнес  по самой своей природе тяготеет  к "интернационализму" и  глобализму.[4] Общая обстановка глобализации  на базе либерализации торговли  способствовала реализации этих  его сущностных черт. Во всяком  случае, наркобизнес, пользуясь всемирной  либерализацией в торговой сфере  как средством для достижения  своих неприглядных целей, сумел  глобализировать трансграничную  торговлю наркотиками -- со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для всего человечества.

 

2. Быстрое перенесение  экономических сбоев и финансовых  кризисов из одних регионов  мира в другие, а при сочетании  ряда весомых негативных факторов -- придание им глобального характера. Особенно это относится к миграции краткосрочных спекулятивных капиталов на финансовых рынках. При этом негативную роль играет электронизация обмена ценными бумагами через Интернет, хотя , телекоммуникационная революция весьма способствовала "сцеплению" мирового хозяйства и его прогрессу. Интернет накладывает определенные "клише" на поведение мировых финансовых брокеров и унифицирует их поведение в различных финансовых центрах. В результате в предкризисных условиях их действия часто складываются в одном и том же -- негативном -- направлении, давая "синергический" прокризисный эффект.

 

От этого более всего  страдают не самые развитые государства. Так, мировой финансовый кризис, затронувший  и Беларусь, начавшийся в 2008 г. обусловлен финансовым кризисом в США.

 

3. Процессы глобализации  уменьшают экономический суверенитет  как атрибут власти национальных  государств и потенциал экономического  регулирования соответствующих  национальных правительств, оказывающихся  в растущей зависимости от "своих"  и иностранных ТНК и их лобби.  Нынешние ТНК пятого поколения,  относящиеся к высшему эшелону  такого рода корпораций, функционируют  как автономные субъекты, определяющие  стратегию и тактику своего  мирохозяйственного поведения независимо  от правящих в своей стране  политических элит, которые скорее  сами зависят от них и, во  всяком случае, чутко прислушиваются  к ним. Этот процесс, противоречащий принципам построения демократического государства, хуже просматривается в США и других странах "золотого миллиарда" и, напротив, тем более очевиден, чем слабее то или иное государство в экономическом и военно-политическом отношениях. Иными словами, сложилось достаточно острое противоречие между глобализацией и национальным суверенитетом многих государств.

 

В этих условиях государство  не может столь же эффективно, как  прежде, использовать традиционный инструментарий макроэкономического регулирования, как то: импортные барьеры и  экспортные субсидии, курс национальной валюты и ставка рефинансирования Центрального банка. ТНК и ТНБ при необходимости  противопоставляют подобным мерам  свой мощный экономический потенциал  и разветвленный механизм лоббирования своих интересов в различных  странах, что нередко сводит на нет  ожидаемый государством эффект от предпринимаемых  мер, а нередко оборачивается  даже во вред данной стране.

 

4. Глобализация, существенно  ослабив традиционные национальные  системы государственного регулирования  экономики, в то же время  не привела к созданию таких  международных механизмов регулирования,  которые восполняли бы возникший  в результате этого пробел. Исключением  из правила в значительной  степени здесь является лишь  ЕС, особенно еврозона (Европейская  валютная система). При этом в  результате неудачно проведенного  в 2004-2007 гг. расширения ЕС-15 до  ЕС-27, наложившегося на многолетние  депрессионные явления в экономике  ЕС-15 и совпавшего по времени  с началом давно назревшего  глубокого институционального реформирования  данного интеграционного блока,  Евросоюз сам оказался в состоянии  тяжелого адаптационного кризиса.[5]

 

Так или иначе, глобализация уже повлекла за собой такую трансформацию  сложившейся ранее системы международных  экономических отношений, которая  сделала последнюю менее предсказуемой, что существенно осложняет и  разработку надежных долгосрочных прогнозов  развития мировой экономики.

 

5. Противоречие между преимущественно  позитивными эффектами и сегодняшней  политикой глобализации. Нынешняя  неолиберальная модель глобализации,[6,c.77] пропагандируемая и реализуемая  главным образом в собственных  интересах странами "золотого  миллиарда" во главе с США,  нацелена на извлечение наибольших  выгод из ускоренного развития  мировой экономики для высокоразвитых  государств без достаточного  учета интересов прочих стран.  Именно поэтому в последние  годы во многих странах получили  широкое распространение движения "антиглобалистов".

 

Так или иначе, то обстоятельство, что от глобализации больше всего  выиграли США (а вытекающие из нее  минусы для этой страны обнаружить вообще довольно затруднительно), вряд ли подлежит сомнению. Так, именно благодаря  глобализации США до сих пор справляются  с огромным внешним долгом (он порождается  ежегодными гигантскими дефицитами баланса по текущим операциям)[7]. При этом США, безусловно, продолжат  беззастенчиво эксплуатировать  уникальное местоположение доллара  как мировой резервной валюты, используя ее эмиссию как инструмент покрытия гигантских торговых дефицитов  и накопившейся внешней задолженности. "Такое поведение может позволить  себе только вожак -- любой другой немедленно бы обанкротился", -- справедливо отмечает в этой связи Л.Мясникова, не без основания полагая, что в итоге международные кредиторы Соединенных Штатов, возможно, получат лишь пару центов на доллар.[8,c.4]

 

Плоды научно-технологической  глобализации прямо или косвенно используются всем человечеством. Однако в первую очередь они служат интересам  ТНК и стран "золотого миллиарда". По некоторым расчетам, только 15% населения  планеты, сосредоточенные в этих странах, обеспечивают почти все  мировые технологические инновации. Около 1/2остальной части человечества способна использовать имеющиеся технологии, тогда как 1/3 его изолирована от них, не способна ни создавать собственные  инновации, ни использовать зарубежные технологии. В таком незавидном положении  пребывают прежде всего народы стран, относимых ООН к категории беднейших (их около 50).[9,c.299]

 

Что же в конечном счете глобализация несет странам -- угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако "реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики, но нельзя остановить или "отменить", потому что таково требование современного общества и научно-технического прогресса". Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.

 

1.2 Основные принципы и  задачи государственного регулирования  экономики

 

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений  в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая  доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости  государственного регулирования для  развития в стране торговли и промышленности. Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной  экономической теории - писали о  том, что только детальное руководство  со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной  сфере. Они видели в государственном  руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

 

С расширением рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху своей  деятельности. Неудивительно, что пришедшие  в конце XVIII в. на смену меркантилизму  идеи экономического либерализма, негативно  оценивавшего государственное вмешательство  в экономику, сразу нашли огромное число поклонников. Применительно  к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно  обосновал Адам Смит в труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает  как главная побудительная сила экономического развития. Однако из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов