Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.

При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:

- выявить сущность глобализации

- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.1 Понятие глобализации. Факторы развития глобализации

1.1.1 Позитивные последствия глобализационных процессов

1.1.2 Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации

1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики

1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

1.4 Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

2.1 Экономическая безопасность белорусского государства

2.2 Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.91 Кб (Скачать файл)

 

Нейтрализация внутренних и  внешних источников угроз предполагает, прежде всего, завершение формирования эффективной национальной инновационной  системы.

 

С этой целью особое внимание будет уделено развитию рынка  научно-технической продукции и  его инфраструктуры, расширению экспорта объектов интеллектуальной собственности, существенному обновлению материально-технической  базы науки, организации технологических  парков мирового уровня.

 

На протяжении 2011-2015 гг. планируется  создать научно-технологический  парк в г. Гродно, Минский областной  технопарк, региональный технопарк  в г. Минске, специализированный фармацевтический технопарк «Биоград», технопарк  «Полесье» и др. В результате вырастет наукоемкость ВВП, и ее уровень приблизится  к уровню ведущих стран ЕС.

 

В целом можно сказать, что в основе качественного роста  отечественной экономики на ближайший и среднесрочный периоды будет привлечение новых перспективных технологий и использование собственного научного потенциала.

 

Особую роль в развитии научно-технологической сферы предстоит  сыграть Государственной программе  инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., в которой запланирована  реализация 223 проектов по созданию новых  предприятий и производств. Помимо этого около 900 инновационных проектов будет реализовано на отраслевом и региональном уровнях.

 

На реализацию госпрограммы планируется потратить 55,3 трлн. руб.- это в 8 с лишним раз больше, чем  было направлено на аналогичную программу  в предыдущей пятилетке. Ожидается, что около 65% общего объема финансирования новой госпрограммы инновационного развития составят иностранные инвестиции, из них около 10% - прямые иностранные  инвестиции. Примерно 15% финансирования составят собственные средства предприятий, еще 15% - средства белорусских банков и около 4,5% - средства местных бюджетов.

 

Согласно программе, к 2015 году доля инновационно активных предприятий  в Беларуси достигнет 40% (сегодня - 25%), наукоемкость ВВП - 2,5-2,9% (менее 1%), удельный вес отгруженной инновационной  продукции - 20-21% (сейчас - 11%).

 

Ключевой показатель - объем  высокотехнологичного экспорта - вырастет с 1,5 млрд. долл. США до 7,95 млрд. долл.

 

Также запланировано снижение импортоемкости промышленного производства до 30%; снижение материалоемкости произведенной  промышленной продукции на 5-7%, снижение энергоемкости ВВП не менее чем  на 29% по сравнению с 2010 годом.[26]

 

2.2 Меры белорусского государства  по повышению национальной конкурентоспособности

 

Национальная конкурентоспособность -- это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения.

 

Перспективы экономического роста Беларуси, как страны с малой  открытой экономикой, во многом определяются развитием её экспортного потенциала.

 

Повышение международной  конкурентоспособности национальной экономики Беларуси- это первостепенная задача для существенного наращивания экспорта и соответственно роста благосостояния республики.

 

Руководствуясь мировым  опытом, целесообразно поставить  во главу угла внешнеэкономической  стратегии Республики Беларусь увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности, и особенно там, где  используются так называемые высокие  технологии. Сделать это не просто, если учесть, что за последние 15 лет  основные фонды промышленности не обновлялись  и на 70% изношены, а исследовательский  и проектно-конструкторский потенциалы в ощутимой степени утрачены.

 

На повестке дня Республики Беларусь стоят задачи: выработка  и последовательная реализация стратегии  активного включения страны в  мировую экономику, модернизация управления этой сферой деятельности; предстоит  предпринять меры по поддержке экспортёров, защите собственных перспективных  отраслей от неоправданной внешней  конкуренции и развитию импортозамещающих  производств. Страна должна поднять  свою конкурентоспособность на мировых  рынках, сделав ставку на те отрасли и производства, которые имеют к этому хорошие предпосылки.

 

В настоящее время белорусская  экономика имеет наибольшие заделы в 10-12 отраслях, которые подразделяются на две группы:

 

1. производство нефтепродуктов, минеральных удобрений, трикотажной  одежды, химических волокон и  нитей, древесины и изделий  из ней, чёрных металлов и изделий из них.

 

2. производство грузовых  автомобилей, тракторов, холодильников  и морозильников, пластмасс, молочных  продуктов.

 

Данные товарные группы формируют  важнейшие направления экспортной специализации страны. Суммарно на их долю последние годы приходилось  около двух третей всего экспорта товаров, тогда как в 1996г. - только 42-45%.

 

Товары первой группы экспортируются в основном в страны дальнего зарубежья. Вместе с тем по многим другим из приведенных выше направлений (вторая группа) отечественное производство ориентировано преимущественно  на экспорт в СНГ и страны Центральной  и Восточной Европы, включая страны - новые члены ЕС.

 

В целях расширения выхода на высоко конкурентные рынки товаров  и услуг с высокой добавленной  стоимостью и вступления в ВТО  необходимо особое внимание уделить  развитию приоритетных направлений  первой группы, формируя целостные  продуктовые комплексы (кластеры). При  этом следует учитывать возможные  препятствия на пути реализации данной задачи.

 

Речь идёт, во-первых, о  вероятных ресурсных ограничениях со стороны поставщиков российской нефти и, во-вторых, об угрозе для  экологии расширения производства в  топливной, химической и нефтехимической  отраслях. С этой точки зрения предпочтительнее наращивать выпуск продукции пищевой, деревообрабатывающей отраслей, а также машиностроения и металлообработки.

 

Для обеспечения поставленных целей выполнялся ряд государственных  и отраслевых научно-технических  программ в области автомобиле-, тракторо-, комбайностроения, дизельного двигателестроения и т.д. на предстоящее пятилетие также планируется продолжить выполнение ГНТП, нацеленных на повышение конкурентоспособности и увеличение экспорта продукции белорусских машиностроителей. Только по трём крупным предприятиям (МТЗ, БМЗ, МАЗ) предполагается реализовать экспортоориентированные проекты на сумму 1.3 млрд. долларов США за счёт собственных средств предприятий и кредитов отечественных и зарубежных банков.

 

Динамичное развитие экспорта Республики Беларусь сдерживается сохранением  структуры производства. Современная  структура хозяйства Беларуси было полностью сформирована в советский  период для достижения конкретных целей  в условиях плановой экономики и  полной интеграции с другими республиками СССР. В отличие, например, от малых  стран, Западной и Северной Европы или других развитых стран в Республике Беларусь превалируют крупные предприятия конечного цикла производства продукции. Они были построены в рамках централизованной системы планирования в жёсткой привязке к таким факторам размещения как источник сырья, местонахождение рабочей силы или потребителя.

 

Процесс реструктуризации промышленности, проходивший в последнее десятилетие, эту ситуацию принципиально не изменил. Белорусские промышленники зависят  больше от иностранных поставщиков нежели от отечественных. Причём качество комплектующих зачастую не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию. Что же касается качества продукции отечественных производителей, то об этом, в частности, может свидетельствовать факт не реализации соглашений с иностранными инвесторами о сотрудничестве с отечественными предприятиями, предусматривающих использование через определенный период определённого процента их продукции. Иностранные партнёры чаще всего используют сырьё и комплектующие зарубежных поставщиков (например, Макдональдс).

 

Таким образом, структура  производства и хозяйствования не отвечает изменяющимся требованиям мировой  экономики и мирового технологического развития.

 

Основные факторы, сдерживающие развитие потенциально конкурентоспособных  предприятий Республики Беларусь:

 

· Низкие стимулы к инвестициям, связываемые как с высокими страновыми рисками, так и со структурой собственности.

 

· Низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую, обусловленный не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием Беларуси в деятельности международных экономических  организаций, неразвитостью инфраструктуры, в том числе обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций.

 

· Неравные условия конкуренции, не позволяющие предприятиям использовать эффект масштаба производства вследствие искусственной поддержки убыточных  предприятий, также затрудняющие создание новых производств.

 

· Затруднённость доступа  к капиталу, связанная с низким национальным кредитным рейтингом, высокими рисками отечественной  финансовой системы, неразвитостью  системы защиты прав кредиторов и  акционеров.

 

· Недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами  на пути межрегиональной миграции рабочей  силы и недостатками системы профессионального  образования и переквалификации.

 

· Низкий уровень качества управления на предприятиях, связанный  как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так  и со слабым развитием сектора  консалтинговых услуг и образовательной  системы подготовки менеджеров.

 

Белорусские учёные-исследователи  Александрович Я.М., Полоник С.С., Пинигин В.В. выделяют следующие  конкурентные преимущества Республики Беларусь:

 

· высокое качество человеческого  капитала, низкая цена рабочей силы, эффективная система подготовки квалифицированных кадров.

 

· развитый научно-технический  потенциал.

 

· выгодное экономико-географическое положение.

 

· наличие производств, выпускающих  конкурентоспособную продукцию  на внутреннем и внешнем рынках.

 

· наличие магистральных  нефте- и газопроводов, проходящих через  территорию Беларуси.

 

· развитая производственная инфраструктура.

 

· высокий уровень комплектности  развития территорий.

 

· земельные ресурсы благоприятные  природно-климатические условия  для кормопроизводства, льно- и картофелеводства.

 

· наличие больших запасов  возобновляемых лесных ресурсов.

 

· наличие запасов возобновляемых запасов пресной воды.

 

· наличие больших запасов  калийных солей.

 

· наличие больших запасов  глины, цементного и другого сырья  для промышленных строительных материалов.

 

· наличие культурных и  исторических ценностей, привлекательность  природных ландшафтов.

 

Конкурентоспособность белорусской  экономики зависит от множества  факторов. Решение этой проблемы изначально обусловлено природно-климатическими и географическими условиями, а  также - уровнем эффективной деятельности отраслевых, региональных органов, правительства, президента страны, но главным образом - трудоспособностью простых сельских и городских тружеников.

 

Имеющийся в РБ человеческий капитал способен при разумном использовании  и дополнительном финансировании дать отдачу значительно большую, чем сейчас. Будущее принадлежит экономике, основанной на знаниях.

 

При дополнительных усилиях  и государственной поддержке  можно поднять до мирового уровня ряд производств, где имеются  уникальные технологии и изобретения, сохранились кадры специалистов и высококвалифицированных рабочих, а также производственная база. Упустить такой шанс значит обречь себя на дальнейшее отставание от ведущих индустриальных государств. Дело в том, что в условиях экономической глобализации возможность создания и присвоения интеллектуальной ренты от технических нововведений, которыми не располагают другие, становиться решающим фактором конкурентоспособности и извлечения максимальных выгод от участия в международном разделении труда. Поэтому важно, чтобы государственная политика была нацелена на создание и наращивание таких преимуществ в самых перспективных областях научно-технического прогресса.

 

Этой цели отвечает принятое решение Президента о создании в  Минске Парка высоких технологий. Здесь намечается развернуть разработку изделий высоких технологий в  электронике, телекоммуникационной, информационной и медицинской технике. На территории парка вводится благоприятный налоговый  режим (освобождение от налога на добавленную  стоимость импортируемого оборудования и от налога на недвижимость на 5 лет), что должно привлечь отечественных  и зарубежных инвесторов. Организация  многочисленных СЗЭ, а теперь и Парков в Китае себя полностью оправдала, создав действенный стимул для привлечения  иностранных инвестиций и освоения высокотехнологичных производств. РБ также рассчитывает на успешное освоение этого опыта.

 

Носителями высоких технологий и передовых технических решений  остаются предприятия РБ оборонно-технического комплекса, лазерной техники, средств  информатики и программного обеспечения. Ряд направлений фундаментальной  и прикладной науки располагает  конкурентоспособным экспортным потенциалом. Примером успешного выхода на мировые  рынки может служить оптическая и лазерная техника, которая остаётся пока важной позицией в этой ещё  очень скромной по удельному весу статье экспорта.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов