Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.

При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:

- выявить сущность глобализации

- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке

- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.1 Понятие глобализации. Факторы развития глобализации

1.1.1 Позитивные последствия глобализационных процессов

1.1.2 Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации

1.2 Основные принципы и задачи государственного регулирования экономики

1.3 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов

1.3.1 Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности

1.4 Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

2.1 Экономическая безопасность белорусского государства

2.2 Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.91 Кб (Скачать файл)

 

При разработке Системы мер  необходимо предусмотреть:

 

модернизацию организационно-экономических механизмов и институтов, направленную на раскрепощение возможностей отечественного бизнеса, предприятий и организаций в поиске резервов, разработке мер и путей их реализации;

 

ускорение структурной перестройки  и реструктуризация предприятий  за счет приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг;

 

развитие и поддержку  малых и средних частных предприятий, повышение роли частного капитала в  модернизации экономики;

 

повышение эффективности  управления государственной собственностью путем внедрения системы доверительного управления правами собственности, формирование механизмов частно-государственного партнерства;

 

структурную диверсификацию экономики на основе интегрированных  корпоративных структур - высокотехнологичных  кластеров, экспортоориентированных  холдингов, системной приватизации государственного имущества, интеграции существующих в республике производств традиционных технологических укладов в ТНК, создания механизма селективной поддержки высокотехнологичных предприятий;

 

активизацию инвестиционных процессов, направленных на создание новых  и модернизацию действующих рабочих  мест, обладающих высокой производительностью, в том числе за счет увеличения доли внешних инвестиций, увязывая это с благоприятным изменением инвестиционного климата в стране;

 

создание механизмов мотивации  к эффективной работе предприятий  и повышению ответственности  работников (прежде всего менеджеров) за результаты своего труда;

 

формирование новой профессионально-кадровой структуры, соответствующей потребностям новой экономики, реализация системы  мер по эффективному использованию  трудовых кадров, создание условий  стимулирования творческого мышления (креативного сознания), развитие системы  «образование в течение жизни».

 

Особое внимание должно быть уделено качеству экономического роста  на основе индикаторов: производительности труда, эффективности инвестиций и  основных средств, материалоемкости, рентабельности производства и продаж.

 

Развитие экономики Республики Беларусь должно основываться на ускоренном развитии высотехнологичных производств, способных предложить мировому рынку  принципиально новые виды товаров  и услуг. Акцент делается на развитии технологий, позволяющие значительно  увеличить производительность труда  и фондоотдачу, снизить материалоемкость и энергоемкость производства. Реализация данного подхода позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, приближающегося к развитым постиндустриальным странам, существенно  повысить конкурентоспособность белорусской  экономики, осуществить ее структурную  диверсификацию и обеспечить рост эффективности.

Что касается реальных возможностей достижения такого уровня социально-экономического развития страны и связанного с ним  ВВП, то для его обоснования необходимо использовать подходы, направленные на совершенствование действующей  экономической модели и определяющие ограничения и предпосылки экономического роста. При этом обязательный акцент должен быть сделан на следующих положениях.

 

1. Развитие страны и  ее секторов должно осуществляться  в рамках допустимого коридора  безопасного развития экономики  в соответствии с ограничительными  значениями показателей экономической  безопасности, нацеленных на обеспечение  сбалансированности и устойчивости  социально-экономического развития.

 

Сегодня Беларусь не в полной мере обеспечивает принятые в мире критерии экономической безопасности. Это касается внутренних затрат на научные исследования и разработки, коэффициента обновления основных средств, сальдо внешней торговли товарами и  услугами, рентабельности реализованной  продукции, доли собственных энергоресурсов. Существенную угрозу в ближайшие  года будут создавать обязательства  по обслуживанию внешнего долга . Поэтому необходимо в ближайшие время войти в коридор безопасного социально-экономического развития и обеспечить полное соблюдение критериев безопасного развития в социально-экономической сфере.

 

2. Необходимо предусмотреть  возможности и направления раскрепощения  предпринимательской активности, создания  новых мотивационных механизмов, прежде всего для руководителей  предприятий.

 

В условиях, когда большая  часть собственности принадлежит  государству, рыночные мотивационные  механизмы не работают, тарифная сетка  также слабо стимулирует работников, поэтому необходимы новые мотивационные  механизмы, в первую очередь, для  менеджеров. Наиболее успешным менеджерам должна передаваться собственность  в обмен на их ноу-хау, которые  они успешно реализовали на предприятиях. Важную роль должна сыграть контрактная  система. В контракты у руководителей  предприятий нужно включить задания  по росту эффективности производства, улучшению финансового состояния  предприятий, решению социальных проблем  коллектива.

 

В целях повышения предпринимательской  активности необходим переход от точечной приватизации к системной  приватизации, основной целью которой  является повышение мотивации и  эффективности производства, развитие рыночных основ экономики, а сопутствующей  целью - снижение разрыва валютной ликвидности  и пополнение госбюджета. Для обеспечения  системной приватизации определяются: группы объектов подлежащих, условно  подлежащих и неподлежащих приватизации; порядок приватизации; механизмы  передачи собственности в зависимости  от объектов приватизации; ограничения  и условия приватизации (которые  должны быть сокращены); последствия  приватизации; порядок мониторинга  реформированных предприятий; новые  нормативно-правовые условия приватизации.

 

В основе активизации предпринимательской  инициативы лежит расширение свобод и возможностей у предприятий, связанных  с дальнейшим сокращением административных барьеров, развитием государственно-частного партнерства, реформированием системы  органов государственного управления, направленным на сокращение вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и сосредоточении их деятельности на выработке и реализации соответствующей социально-экономической и технической политики.

 

3. Обеспечить максимальное задействование механизмов использования возможностей (как отечественных, так и зарубежных) инновационного развития экономики.

 

В основе любого ускорения  развития человеческого общества лежат  инновации, но ими необходимо заниматься системно. Поэтому необходимо формирование системно увязанных подходов инновационного развития, охватывающих вопросы организации, финансирования, стимулирования, контроля, и внедрения инноваций.

 

Целесообразно предусмотреть  существенное увеличение финансирования исследований и разработок (преимущественно  за счет средств предприятий), установив механизмы эффективного их использования. В основу этих механизмов следует положить подход, основанный на рыночных принципах в сочетании с государственным регулированием функционирования инновационной сферы, развитии рынка инноваций, развитии инновационного предпринимательства, создании условий для трансфера технологий из-за рубежа и др.

 

Среди факторов, способствующих росту ВВП, необходимо также учитывать:

 

рост производительности труда на основе обновления и замены более эффективными применяемых технологий и средств производства;

 

снижение удельного веса промежуточного потребления в валовом  выпуске товаров и услуг;

 

кадровая реструктуризация путем перераспределения работников в сектор малого бизнеса и сферу  услуг;

 

повышение качества и конкурентоспособности  производимой продукции;

 

проведение реструктуризации предприятий с целью увеличения объемов продаж и их рентабельности.

 

Среди мер по увеличению темпов роста ВВП важная роль принадлежит  повышению эффективного использования  сырья, топлива и материалов, как  наиболее значимых составляющих снижения себестоимости и роста объемов  выпускаемой продукции. Снижение материало- и энергоемкости производства может  быть обеспечено на основе:

 

· совершенствования структуры  производства в направлении повышения  в ней доли услуг и сокращения отдельных материалоемких видов промышленной продукции;

 

· применения более экономичных  видов материалов;

 

· ужесточения нормативной  базы потребления материальных ресурсов, повышения эффективности их использования;

 

· уменьшения перерасхода  материальных ресурсов за счет производства новых видов продукции с улучшенными  потребительскими свойствами;

 

· применения инновационных  ресурсосберегающих технологий;

 

· увеличения загрузки мощностей  предприятий.

 

Прогноз основных показателей  развития реального сектора экономики  должен базироваться на определении  перспективных потребностей - емкости  внутреннего и внешних рынков и спроса на производимую продукцию  и услуги, а также учете основных направлений научно-технического прогресса.

 

К числу благоприятных  тенденций на мировом уровне следует  отнести возобновление после 2010 года роста мировой экономики (более 4 процентов в год), что обеспечит  постепенное восстановление емкости  внешних рынков для белорусских  товаров и услуг; сглаживание  энергетических барьеров для экономического роста за счет повышения энергоэффективности  экономики и расширения использования  альтернативных видов энергии при  сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей. Развитие внешнеэкономической интеграции со странами СНГ, расширение связей с ЕС и другими странами мирового сообщества будет способствовать укреплению и расширению позиций Беларуси на мировых рынках, расширению возможностей использования новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.

 

К неблагоприятным внешним  факторам следует отнести ужесточение  конкуренции на мировых рынках, рост цен на сырье и энергоносители, сохраняющиеся барьеры для допуска  белорусских товаров на внешние  рынки.

 

Направления и приоритеты инновационного развития отраслей экономики  Республики Беларусь и механизмы  их реализации должны определяться на основе материалов Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 годы, предусматривающего перевод национальной экономики  на инновационный путь развития, внедрение  качественно новых технологических  укладов во всех секторах экономики, дальнейшее наращивание экспортного  потенциала страны и повышение конкурентоспособности  продукции, создание благоприятного инвестиционного  климата, а также эффективной системы стимулирования инновационной деятельности.

 

Обоснование ключевых направлений  и мер по государственному регулированию  социально-экономических процессов  необходимо предусматривать с учетом максимального использования рыночных механизмов регулирования. Это касается таких главных рычагов воздействия  государства на экономику, социальную и экологическую сферы, как бюджетно-налоговое, кредитно-денежное и валютное регулирование, формирование цен, государственные  закупки продукции, а также меры административного воздействия.

 

При обосновании направлений  совершенствования и прогнозе количественных значений регуляторов следует исходить из необходимости обеспечения их взаимоувязки, оценки комплексного воздействия  на регулируемые процессы.

 

В качестве основных критериев  оценки этого воздействия рекомендуется  принять степень приближения  к достижению главной цели (целевых  индикаторов) и требуемый уровень  эффективности функционирования экономики.

 

В связи с недостаточностью ресурсов и в целях обеспечения  сбалансированности показателей при  разработке направлений и комплекса  мер по развитию экономики необходимо соблюдение следующих ограничений:

 

социальная сфера:

 

обеспечение последовательного  роста потребления благ и услуг;

 

не превышение критических  порогов безработицы, экономически оправданной дифференциации доходов  населения, рационального соотношения  темпов роста заработной платы и  производительности труда, заработной платы во внебюджетной сфере и  в бюджетных учреждениях;

 

обеспечение государственных  минимальных социальных гарантий малообеспеченным слоям населения в потреблении  социальных благ и услуг;

 

оптимизация демографических  процессов;

 

экономическая сфера:

 

развитие и повышение  эффективности основных звеньев  научно-производственного и инновационного потенциалов, отвечающих стратегическим целям и задачам перспективного развития страны;

 

переход на инновационный  путь развития, повышение уровня конкурентоспособности  продукции.

 

Таким образом, с учётом выше изложенных принципов и условий, возможно разработать эффективную систему мер регулирования экономики государством, которая обеспечит рост национальной экономики, что приведёт к более высокому и прочному закреплению положения Республики Беларусь в системе мировых экономических связей.

 

 Заключение

 

Проведенный анализ проблем, связанных с определением направлений  адаптации белорусской экономики  к объективным требованиям процесса глобализации, позволяет сделать  следующие выводы:

 

- Беларусь является малой  открытой экономикой с высокой  степенью зависимости от внешнеторговой  конъюнктуры. Выгодное географическое  положение создает предпосылки  для развития торговли товарами  и услугами.

 

- структура национальных  внешнеэкономических интересов  и угроз представляет многомерное  поле, в котором взаимодействуют  все отечественные субъекты внешнеэкономических  связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной  задачей обеспечения внешнеэкономической  безопасности Беларуси является  поиск оптимального соотношения  между открытостью экономики  и защитой национальных интересов.  Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов