Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 03:08, курс лекций
Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.
А когда у вас появится сайт-визитка и вы увидите, что с него к вам приходят обращения, то, возможно, захотите снизить информационную нагрузку на ваших сотрудников – и сделаете сайт-каталог. А потом вы поймете, что ваши продавцы не могут работать в режиме 24/7, а сайт может, – и у вас появится сайт-продавец.
Эволюция для своих целей использует всякие инструменты, и сайты в том числе.
Да, да, да!
Я – фанат прямого маркетинга. Я готов признаться ему в любви.
Я знаю, что я в этом не одинок, так же как знаю и то, что многие будут готовы вступить в спор со мной по вопросу эффективности прямого маркетинга.
Я свято верю, что каждое слово в тексте письма может сыграть свою роль. Когда я пишу важные письма, от которых многое зависит для меня или моей компании, я перечитываю их десятки раз. Моя прямая реклама (в письмах, по электронной почте и, когда необходимо, с помощью SMS) работает – я доволен.
А вот эффективность факсовой рассылки более чем сомнительна для меня.
Этот способ передачи информации сегодня – достояние истории. Правда, некоторые компании до сих пор им активно пользуются – но я их не понимаю, и я факсы игнорирую. Даже государственные структуры переходят на электронный документооборот.
Но, кстати, спасибо за совет: такой прямолинейный ход, как надпись в «шапке» факса «чудо-факс», тоже может сработать. Я бы попробовал… лет десять назад.
В вопросах телемаркетинга я не большой специалист. Я никогда не продавал что-либо по телефону, не работал с исходящим телемаркетингом (но хорошо научился принимать звонки и конвертировать их в визиты клиентов в офис).
Чтобы компенсировать свое незнание, я прочел несколько книг на заданную тему и завел нужные знакомства.
Один мой знакомый – Александр Дмитриев – настоящий гуру телемаркетинга. Когда мне нужно что-то конкретное узнать о телемаркетинге, я обращаюсь к нему (кстати, он собирается написать книгу – не пропустите).
Сделайте так же: прочитайте книги на эту тему (их десятки!), пообщайтесь со специалистами или обратитесь в колл-центр (центр обслуживания вызовов) – и распрощаетесь с головной болью. Хороший колл-центр решит все ваши проблемы: десятки, сотни обученных продавцов сделают работу с «холодными звонками» за вас, вы получите отчет по заданной форме и… «подсядете» на такой сервис.
Начнем с конца. Традиционные рекламные блоки работают – иначе большинство рекламодателей уже давным-давно бы отказались от них. Другое дело, что рекламы вокруг становится все больше, хорошую рекламу сделать все сложнее, – но блоки работают. Это вполне надежный способ.
Теперь о новых формах.
С ними проблема. По этому поводу я пребываю в постоянном поиске и новых форм, и новых носителей. И своих коллег напрягаю. Например, одна из задач моего сотрудника – поиск новых носителей, минимальная планка – идея в месяц.
Читайте книги и периодику, изучайте Интернет (один sostav.ru чего стоит) – я поступаю так. Выезжайте за границу на отраслевые выставки – чего там только не увидишь! А когда вы в последний раз были на посвященной рекламе выставке в вашем городе или в Москве?..
Ищите, и обрящете.
Кстати, если вы недовольны теле– и радиорекламой, почему бы вам не попробовать рекламу в наших книгах?
Те, кто пробовал, – довольны.[9]
Мы предложим вам двенадцать различных вариантов – на заданный бюджет. На Западе активно идет освоение рекламы в книгах – она присутствует в тексте, на полях, понятно, есть product placement. Вот сосчитайте, скольким компаниям я сделал в этой книге рекламу.
Я думаю, ключевыми категориями в маркетинге будут скорость, оригинальность (инновационность) и технологии.[10]
Технологии помогут нам «
Оригинальность… Больное место. Большая возможность!
Сегодня все читают одни и те же книги, журналы и газеты, посещают одни и те же интернет-сайты – и в результате все используют стандартные подходы, которые уже не могут заинтересовать потребителей. В таких условиях надо стремиться выделиться на общем фоне, придумывая оригинальные носители, ходы и послания.
Скорость. Недалек тот день, когда привычную поговорку «время – деньги» вытеснит из нашего обихода более актуальная «скорость – деньги». Быстро придумал, быстро сделал (в крайнем случае быстрее всех скопировал). Если мы думаем, что сейчас живем на высокой скорости, – то мы не знаем о скорости ничего.[11]
Пока нет. Но вы обречены, если, используя стандартные схемы, действуете неэффективно.
Сейчас, действуя стандартно, вы должны все делать блестяще. Нельзя упускать ни одной детали.
Во время
мастер-классов я предлагаю
Иногда бывает достаточно всего одного слова, чтобы реклама заиграла. Мне очень нравится история на эту тему.
Весна. Распускаются цветы, поют птицы. В разных концах парка сидят двое нищих. Один держит табличку, на которой написано «Я слепой», и в шляпе у него лежит всего лишь несколько монет. А у другого шляпа полным-полна денег. В руках у него табличка с надписью: «Весна. А я слепой».
Важно найти «изюминки», позволяющие сделать продукты или рекламу отличными от остальных.
Ваш маркетинг должен «веснить»!
Наверное, стоит снова рассказать эту притчу.
Каждое утро где-то в Африке просыпается газель. Она знает, что должна бежать быстрее, чем самый быстрый лев, иначе она погибнет. Лев, поднимаясь каждое утро, знает, что должен догнать хотя бы самую медленную газель, иначе он умрет от голода.
И не важно, кто вы – газель или лев. Когда солнце встает, вам лучше уже бежать.
Вы можете бежать к маркетингу на 100 %, можете бежать к более высокой карьерной позиции… Каждый выбирает свою цель. У меня есть цели на этот год и на последующие – до моих пятидесяти лет. Я не могу предлагать цели вам – это личное. К тому же цель – вещь динамичная, сегодня она одна, а завтра их уже две.
А вот чему учиться – вопрос попроще. Посмотрите на все маркетинговые термины, бизнес-термины, которыми вы оперируете в течение рабочего дня, недели, месяца. Выберите 10 наиболее часто используемых вами – это ваши текущие рабочие инструменты.
Лояльность, пресс-релизы, прямой маркетинг, BTL-акции… Список у каждого получится уникальный, как отпечатки пальцев…
Вот эти термины-инструменты вы и должны освоить в первую очередь. Знать их на уровне Котлера, владеть ими на уровне профессионала.
Повторяйте это упражнение каждые полгода. А через некоторое время придет и понимание того, что нужно изучать за пределами этого списка.
Причин, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, маркетинг уж очень большой и недостаточно структурированный объект (до сих пор нет универсального определения маркетинга, с которым бы все единогласно согласились).
Смотрите, сколько разных предметов в него входит (реклама, исследования, продажи) или от него отпочковалось (один брендинг чего стоит).
Во-вторых, маркетинг многолик: он может быть научной дисциплиной, поддержкой продаж, функцией управления и философией бизнеса.
В-третьих, эффект масштаба создает «эффект слона и слепых». Вы смотрите на маркетинг, например, с точки зрения ценообразования – и видите одно. Смотрите на него с точки зрения разработки продуктов – и картина иная…
И наконец, слишком многие пытаются примазаться к маркетингу. А как проще всего сделать себе имя? Отрицанием существующего. Вот и начинается «наезд» на вечные ценности, создание новых кумиров и определений.
Есть и другие причины, но эти – главные.
Да, я с ним согласен. Теперь маркетинг становится очень сложным – и от него отпочковываются другие дисциплины. Такова жизнь.
Маркетинг.
Снизить производственные издержки, сократить процент брака можно до какого-то предела. У маркетинга пределов нет.
У Котлера есть свое определение, я же считаю, что это состояние компании, при котором каждый сотрудник (каждый!) помнит о клиенте и уважает его.
У меня есть мнение, что как философия
бизнеса маркетинг может
Кстати, в нашем издательстве сейчас работает девятнадцать человек. Мы держимся.
Я считаю, что место работы, если не меняются должность, ответственность и задачи, необходимо менять каждые два года. Можно и чаще.
Я лично никогда не работал в одной компании более трех лет, притом что всегда рос в должности.
Чего сидеть сиднем? Стало скучно, неинтересно, пошли повторы? Ищите что-то новое! Меняйте отрасли, рынки, позиции – так вы встретите профессиональную старость в гораздо лучшей форме.
Маркетинг – действительно затратная вещь, тут ничего не поделаешь.
Маркетер должен позиционировать свои действия так, чтобы в компании их рассматривали не как затраты, а как инвестиции. Я советую маркетерам тщательно сверять список своих действий с приоритетами компании.
И еще. Забудьте слово «тратить». Что бы вы ни делали, вы инвестируете в маркетинг. И ожидаете отдачи.
Поверьте мне, слова определяют сознание.
И научитесь оценивать эффективность своих инвестиций.[12] Вы всегда должны иметь ответ на вопрос: «И что это нам даст?» («Что это нам дало?»).
Во-первых, поздравляю. И удачи.
Теперь о команде.
В том, чтобы взять с собой старую команду, несомненно, есть плюсы.
Вы сможете быстрее и смелее взяться за изменения. И сопротивление будет меньше (у вас уже есть поддержка команды), и скорость изменений будет выше (ваши старые коллеги понимают вас с полуслова, они уже делали это с вами).
Минусы.
Во-первых, каково это – оставить старую компанию без маркетинга вообще? Конечно, может, она этого заслуживает, но все-таки…
Во-вторых, на новом месте будут (обязательно будут!) шептаться за вашей спиной: «Ну вот, притащил своих, нет бы нашим дать вырасти… сейчас всех поувольняет…»
В-третьих, ваш человек, хорошо работавший на прежнем месте, может выглядеть бледно на новом. Просто потому, что это – не его. А вы будете скомпрометированы (я часто слышал о таких случаях).
Поэтому я никогда в своей профессиональной практике – как бы ни был велик соблазн! – не приводил с собой или за собой свою старую команду.
Помимо тех, что я перечислил, есть и другие причины. Я учусь работать с разными людьми, стилями, подходами, настроениями. Это развивает! Я оставляю после себя учеников, которые остаются моими хорошими знакомыми, друзьями. Это networking!
В общем, мой совет – уходите один.
Если чувствуете, что карьера маркетера не сложилась, вам за сорок, вы по-прежнему на менеджерской позиции и вас это тяготит – вы недовольны работой и на работе недовольны вами, – то я думаю, что вам следует скорее менять профиль работы.
Я не хочу вас обижать, но работодатель в большинстве случаев предпочтет более молодого по возрасту маркетера (три четверти маркетеров нашего издательства еще учатся в вузе!).
Вам лучше уйти самому, не дожидаясь, когда вас уволят.
С неудавшейся карьерой идти в вуз я бы не рекомендовал, более того – попросил бы этого не делать. Там должны читать лекции профессиональные преподаватели и периодически появляться – «зажигать» студентов – успешные деловые люди.
Куда податься?
Думаю, что следует – и как можно быстрее – начать специализироваться. В маркетинге для этого масса возможностей. Если из вас, как дженералиста-менеджера, не получился руководитель, станьте специалистом, который будет ценен для компании.
Можно пойти в продажи (вам это не будет в новинку, а маркетинговые знания дадут вам преимущество).
В конце концов, можно, воплотив идею Остапа Бендера, переквалифицироваться в управдомы, то есть полностью сменить поле деятельности.
Отдохните от маркетинга. Поищите себя в других областях.
Мой вариант – бороться. Мириться и сосуществовать не советую – это путь к профессиональной деградации. Лучше сразу искать новую работу.
Как бороться?
Для начала убедитесь, что руководители компании на вашей стороне. Не рекомендую начинать что-то менять в компании, если у ваших топов немаркетинговое мышление.
Как поменять мышление топов?
Только не в лоб. Разговор будет длинным.
Посоветуйте хорошую книгу. Порекомендуйте, проведите классный тренинг (хорошо бы корпоративный). По его результатам составьте action list (план действий). Затем осуществите тот из его пунктов, который даст быстрый и видимый результат (хорошо действует на топов, которые руководствуются принципом «Покажи, что ты можешь, или убирайся!»).
Встречайтесь, приводите аргументы «почему надо». Поверьте, заручившись интересом и поддержкой топов, проводить изменения проще и быстрее.