Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 03:08, курс лекций

Краткое описание

Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.

Вложенные файлы: 1 файл

Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

 

Если вы студент, учитесь, устраивайтесь  на практику, стажировку, на полставки, но освойте практику маркетинга хоть немного. Ваша ценность на рынке труда  будет намного выше.

 

Если вы уже работаете, то продолжайте  учиться. Все методы и формы по-своему хороши. Кому-то подойдет самообразование (книги, видео и аудиопрограммы), кому-то – стажировки и краткосрочные курсы повышения квалификации (рекомендую программу «Директор по маркетингу» в Русской школе управления), кому-то – MBA…

 

В наше время маркетинговое образование не может и не должно быть законченным.

 

Я не согласен с вашим утверждением.

 

Большие компании, как правило, работают с большими консультационными компаниями. Но есть масса микрокомпаний и  отдельных консультантов, которые  работают с большими компаниями. А если эти консалтинговые компании возглавляют Том Питерс, Серджио Займан, Джеффри Гитомер или Джеффри Фокс (а я думаю, что их компании небольшие), то большие клиенты наверняка у них еще и в очереди стоят!

 

Качество – узкая специализация, связи, яркая работа – перевешивает количество.

 

В России, я думаю, ситуация похожая.

 

Меня лично абсолютно не смутит отсутствие офиса и малочисленность  штата компании, которая предложит  мне яркую идею, концепцию или  новый маркетинговый ход.

 

У меня другие сведения. Один из рецензентов написал мне, что теория «откатингового маркетинга» изучается в некоторых бизнес-школах. Даже пример привел: один инвестиционный фонд купил небольшую консьюмерскую компанию в США с продажами около ста миллионов долларов. Как обычно, фонд стал оптимизировать финансы компании – и обнаружил, что каждый год компания платила пятьдесят тысяч долларов консалтинговых премиальных одному человеку, который проводил однодневный ужин-семинар за счет компании с лобстерами, «Шато Куси» и т. д. Фонд решил отказаться от услуг консультанта. Через месяц компания потеряла своего крупнейшего заказчика и до сорока процентов продаж! Консультант был сыном хозяина компании-заказчика.

 

Так что понимание бизнеса и  «откатингового маркетинга» очень  важно во всем мире – особенно если «откатинг» (в определенной форме) легален, как во многих штатах США и в некоторых странах Европы, и многие инвестиционные фонды берут «откатинг» на рассмотрение при оптимизации финансов компаний.

 

Да, в отечественном бизнесе «откатинг» используется, но это инструмент продаж, развития бизнеса, его редко считают маркетинговым инструментом, редко относят расходы на него к маркетинговым расходам.

 

Я лично негативно отношусь к  «откатингу»,[31] поэтому не советую  работать в компании, которая этим занимается. Зачем там маркетинг, если бизнес-задачи решаются таким способом?

 

Хотя, по словам многих слушателей моих семинаров, откаты дают почти все. Компания должна конкурировать с другими  поставщиками. Заниматься позиционированием («Почему откат лучше всего брать у нас?»), рекламой («Возьмите откат у нас – доверьтесь нашему опыту!»), ценами («Цена включает скидки, налоги и откат»), партнерами («Быть нашими партнерами выгодно: процент нашего отката максимальный!»)… Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

 

В России гуру маркетинга, на мой взгляд, еще не появился.

 

Мировой гуру маркетинга – Филип  Котлер. Заслуженно.

 

Европейский гуру маркетинга – Жан-Жак  Ламбен. Его книги просто замечательные.

 

Есть много других гуру, но они  уже нишевые: кто-то в позиционировании, кто-то в сервисе, кто-то в брендинге…

 

У меня есть одна история, думаю, она  понравится читателям.

 

В свое время, когда меня назвали  «гуру российского маркетинга», эта история докатилась до Украины. Один украинский еженедельник сделал публикацию, смысл которой был: «Москали вконец обнаглели. Единственный гуру маркетинга – это Филип Котлер, а его мама и папа из Одессы. Если бы не Одесса, мир не увидел бы гуру маркетинга Филипа Котлера».

 

Я ответил: хорошо, получите мое свидетельство о рождении. Там место рождения – город Одесса. Через две недели вышла следующая публикация: «Сенсация! Украина подарила миру двух гуру маркетинга!». Так что отношусь я к своему «титулу» с юмором.

 

Но он обязывает. Это высокая  ответственность.

 

Если в СНГ, то новых книг сотни. Если на Западе – то тысячи. Но слава маркетинговым богам, девяносто девять процентов их – просто компиляция. Новое слово в маркетинге сказать сложно. Гай Кавасаки, Серджио Займан, Сет Годин… по пальцам можно пересчитать тех, кто «Котлера не переписывает».

 

Но все основное в маркетинге уже придумано.

 

Это факт.

 

А добавлять к стандартному маркетинг-миксу  очередные Р… Вряд ли это научная  новизна.

 

Компаниям надо учиться у компаний.

 

А маркетер должен учиться у других маркетеров.

 

Я думаю, что абсолютный чемпион  – Джек Траут. Его теория живет  дольше всех, и книг о маркетинге он написал немало.

 

На втором месте – Сет Годин. Он здорово наступает Джеку на пятки.

 

На третье место я бы поставил Гая Кавасаки.

 

Этому есть простое объяснение: маркетинг появился в США. Все по Трауту. Ты – первый, и это многое объясняет.

 

Но эффект Голливуда (умение продвигать свои идеи) я бы тоже со счетов не сбрасывал.

 

Если он гуру, то даже наивность  у него замечательная. У меня к  гуру претензий нет.

 

Ну, не в 50, а побольше…

 

А причин три.

 

Первая: раньше Котлер писал для  студентов МВА. Его аудитория  выросла, у нее другие потребности, меньше времени – отсюда и легкий жанр.

 

Вторая: информационное давление на современного делового человека. Хочется узнать все и сразу. Сегодня мало кто будет изучать толстенный талмуд, чтобы узнать что-то новое. Котлер, как хороший маркетер, «в тренде».

 

Третья: деловые люди читают все  меньше и меньше. В США есть десятки  компаний, которые сводят сотни страниц  деловых книг в выжимки от 1 до 10 страниц.

 

Упрощение не всегда симптом отупения.

 

Но чтение только таких выжимок  есть прямой путь к деградации.

 

Согласен отчасти.

 

Чем больше связей у вас, тем лучше.

 

Прочитайте нашу книгу «Связи решают все» или книгу «Никогда не ешьте  в одиночку», и вы – легко! – в десятки раз увеличите свой «связной» капитал.

 

Но связи не заменят умной  головы и трудолюбивых рук.

 

И в этом пространстве ими будут  контролироваться все пять органов  чувств человека. Что вы думаете  об этом?

 

Я думаю, что метры останутся. Вряд ли все перейдут на кубометры… Хотя какая интересная тема!

 

А вот в то, что компании постараются  воздействовать на все наши чувства, – верю.[32] И сам стараюсь это  делать уже сейчас.

 

Так считают не только они. И не они первыми об этом начали писать.

 

Не только маркетинг, все в бизнесе  – это отношения между людьми.

 

CRM, операторские центры, базы данных  – это все продолжение человеческих  отношений. Любой маркетинг –  маркетинг человеческих отношений.  А вот чрезмерная технологичность  в некоторых случаях может помешать этим отношениям: не всем нравится общаться с машинами, автоответчиками и операторами-полуроботами.

 

А отсутствие современных технологий – отнюдь не проблема. В свое время  в одной из компаний, где я работал, я построил маркетинг отношений с помощью одной таблицы Excel – и ничего, мы результатом были очень довольны.

 

Причем в России с современными технологиями совсем не плохо! Технологий множество (зайдите, например, на сайт компании Manzanagroup.ru), они все более  и более доступны по цене.

 

Мой подход: «Скажи мне, кто твои клиенты, и я – проверив твои референсы  – попробую поработать с тобой».

 

Я верю в рекомендации, верю в «перенос репутации» и в то, что стоит  работать с компанией, получившей много  хороших отзывов.

 

И реально, и необходимо.

 

Правда, может, 66 вопросов Маккея –  это слишком много для вашего бизнеса. В свое время, работая в  фотобизнесе, я сократил его вопросник  вдвое («Манн 33») – очень полезная оказалась вещь! Продажи росли  ежемесячно!

 

Структура, наполнение (или мотивация наполнения) и работа с базой данных – на сто процентов задача маркетинга.

 

Конечно же – на дворе XXI век! –  лучше использовать программное  обеспечение, а будет оно «самописным» (сделанным руками своих программистов) или внешним, опять же зависит  от очень многих факторов. Я не хочу здесь называть конкретных производителей и «внедренцев» (некоторые компании не продают свои решения напрямую) CRM-систем, но их много. Если вы хотите сделать правильный выбор, то вам лучше повстречаться как минимум с тремя.

 

Самый сложный момент – это заполнение данных. Если у вас нет возможности  заставлять сотрудников это делать (и, например, депремировать за то, что  база не обновляется должным образом), то надо мотивировать. Каким бы удобным  ни было программное обеспечение, девяносто девять процентов менеджеров по продажам не будут вносить информацию в базу данных – полностью или частично – по той или иной причине.

 

Когда меня спрашивают, как я добился  того, чтобы наши менеджеры по продажам постоянно и полностью вносили  необходимые данные в анкеты «Манн 33», я честно признаюсь: я постоянно контролировал их, проверял выборочно и наказывал материально.

 

Иначе это не работает.

 

Жалко, что не я первый об этом написал. Я на сто процентов согласен с  ним.

 

И мы не случайно дизайн наших книг заказываем в студии Лебедева. Да, это дорого. Но красота требует инвестиций.

 

Особенно это важно для маркетеров.[33] Взять хотя бы резюме. Если оно сделано  классно, то и владелец его точно  не средний специалист. Восемьдесят  процентов резюме маркетеров, которые я видел, сделаны без «изюминки», по шаблону. Ошибка!

 

Если вы и ваш конкурент будете следить друг за другом, то обе компании забудут о покупателе. Если вы будете следить за конкурентом, а он –  за потребителем, то вы будете получать сигналы с рынка с опозданием.

 

Вывод: в центре внимания должен быть потребитель, а боковым зрением  вы должны отслеживать действия конкурента.

 

А для Траута главное – следить  за конкурентом. Вот с этим я не согласен.

 

Второй тезис Траута, с которым  я не согласен, это необходимость следить за конкурентами только в своей отрасли.

 

Следует пристально следить и за конкуренцией на других рынках. Это  не мое открытие, за этот совет мы должны быть благодарны Теодору Левитту.

 

Ели вы продаете недвижимость, то, наблюдая только за конкурентами, вы ничего нового для своего бизнеса не почерпнете. Смотрите за тем, что делают продавцы финансовых услуг, автомобилей или эксклюзивной одежды.

 

Если пофантазировать… Обычно тот, кто предлагает соавторство, должен предложить и идею.

 

На самом деле Трауту есть с кем писать книги, у него много партнеров.

 

Неплохо было бы, если бы он помирился  с Райсом и они написали бы что-то новое, революционное, как их «Позиционирование» много лет назад (ведь, например, известные музыкальные группы, распавшиеся много лет назад, объединяются и «зажигают» будь здоров!).

 

Возвращаюсь к вопросу. Это могли  бы быть книги серии «Маркетинг на 100 %» – например, «Позиционирование  на 100 %», «Дифференцирование на 100 %»  или «Специализация на 100 %». Это были бы еще более прикладные, более инструментальные книги, рассчитанные на практиков, учитывающие специфику локальных рынков. Кстати, я слышал, что именно такие книги Траут пишет сейчас со своими партнерами в разных странах. В России такая книга выйдет в соавторстве Траута с Алексеем Сухенко.

 

Да, если все-таки продолжать фантазировать… Я предложил бы Трауту указать  наши фамилии на обложке в алфавитном порядке.

 

Думаю, да. Может, это и явилось  причиной их разногласия с Райсом?

 

А если серьезно, скорее всего, я бы от такого предложения отказался. У меня подход простой: я не пишу о том, чего не знаю досконально.

 

Мне поступали предложения написать книги «Реклама на 100 %» и «Прямой  маркетинг на 100 %». Когда я буду уверен, что смогу написать эти  книги в том же стиле и с  тем же качеством, что и «Маркетинг на 100 %», я начну работу над ними.

 

Но никогда в жизни я –  ни сам, ни в соавторстве – не стану писать «Логистику на 100 %»  и «Бухучет на 100 %».

 

Как я могу сказать «за всю  Одессу»? Сколько тренеров – столько  и стилей! Я думаю, что если вы спросите десять самых лучших бизнес тренеров страны, то получите десять разных ответов. Это же бизнес, и здесь без дифференцирования никак…

 

Своим тренингам я бы дал такое  определение – «тренинг в стиле 100 %».

 

Я стараюсь, чтобы КПД моих однодневных тренингов был максимальным.

 

У меня сейчас четыре разных тренинга – количество слайдов в них  колеблется от 160 до 270. Я обещаю высокий  темп, высокую пользу и высокую  отдачу от моих тренингов.

 

Конечно, лучше такой вопрос задать слушателям после семинара…

 

Я бы выделил три вещи.

 

Знания. Я о многом рассказываю, много советую и рекомендую. Причем это только практические знания –  я рассказываю о том, что я  делал, делаю или планирую сделать  сам.

 

Идеи. Идей будет много. Очень много.

 

Мотивация. Говорят, я «зажигаю». Да, у меня это хорошо получается.

 

В качестве бонуса – мне не жалко  дать скачать на флешку мою презентацию  в полном объеме (раздаточные материалы, как правило, отстают: я постоянно  обновляю свои презентации).

Информация о работе Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!