Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:15, курсовая работа
Целью работы является исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» и разработка плана его продвижения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ кинорынка России, в частности, производства, востребованности и рынка документального кино.
• Понять актуальность задуманного мной проекта.
Введение 3
Глава 1. Маркетинговые исследования и анализ кинорынка России в целом и, в частности, в сфере документального кино 5
1.1. Исследования и анализ кинорынка в России в целом 5
1.1.1. Кинопроизводство 6
1.1.2. Кинопрокат 8
1.2. Анализ рынка документального кино в России 11
1.2.1. Фестивали документального кино в России 14
1.2.2. Рейтинг российских документальных фильмов за 2012 год 18
Глава 2. Исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» 21
2.1. Документальные фильмы о Валерии Плотникове 21
2.1.1. «Валерий Плотников. Портреты на память» 26
2.1.2. «Фотограф» 27
2.2. Выявление целевой аудитории документального фильма о фотографе Валерии Плотникове и Санкт-Петербурге 28
2.3. План продвижения документального фильма 29
Заключение 31
Список литературы 34
Приложение № 1. Синопсис фильма 35
Приложение № 2. Анкета для выявления целевой аудитории 36
Приложение №3 Таблицы 37
Курсовая работа
по дисциплине:
«Маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности»
на тему:
Исследования и анализ рынка документального кино России.
Выполнила:
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
Стр.
Введение 3
Глава 1. Маркетинговые исследования и анализ кинорынка России в целом и, в частности, в сфере документального кино 5
Глава 2. Исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» 21
2.1.1. «Валерий Плотников. Портреты на память» 26
2.1.2. «Фотограф»
Заключение 31
Список литературы
Приложение № 1. Синопсис фильма 35
Приложение № 2. Анкета
для выявления целевой
Приложение №3 Таблицы 37
Введение
За более чем сто лет своего существования, кинематограф стал одним из наиболее популярных и известных видов искусства, но, тем не менее, кино – на рынке всего лишь продукт, требующий, как и все продукты специализированного и научного подхода по популяризации и продвижению в массы. Как и все продукты, он требует грамотного продвижения, тем более учитывая роль рекламной компании фильма в его кассовых сборах. Несмотря на давние традиции отечественного кино, на определенном этапе своего развития оно оказалось на распутье: маркетинговые технологии продвижения или авторское кино «не для всех»; блокбастеры или арт–хаус…
В советские годы продвижение кинофильмов ограничивалось афишами, а успех фильма на 80% зависел от таланта режиссера. Сейчас на одном даре художника не принесешь фильму многомиллионную кассу, и зрительскую толпу, как Леонид Гайдай, не соберешь. Чтобы растолкать конкурентов, кинопродюсеры и дистрибьюторы вынуждены вовсю осваивать рекламное мастерство.
Однако, на экран возвращается документальное кино и становится весьма популярным. Зрительская аудитория, насытившись мексиканскими и бразильскими сериалами, поняла, что увидеть реальную жизнь других людей, а может быть, и свою собственную – только со стороны – не менее интересно и полезно.
Такой интерес кинематографистов и зрителей к документалистике, возможно, коренится в самой ее природе. Кинодокументалистика помогает сохранить память человечества, воспитать, переосмыслить пройденное. На заре советского кино Дзига Вертов некоторое время даже отрицал искусство вообще, утверждая, что место кинематографических произведений должна занять простая запись факта, «киноправда».
Целью работы является исследование актуальности съемок документального фильма «Прогулки с Валерием Плотниковым по Петербургу» и разработка плана его продвижения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Объектами исследования в данной курсовой работе являются кинорынок в России в целом и документальное российское кино в частности.
Предметами исследования и анализа в данной курсовой работе являются маркетинговые исследования российского кинорынка, рейтинги и статистика, опубликованные в средствах массовой информации, а также интервью, статьи и уже отснятые документальные фильмы о фотографе Валерии Плотникове.
.
Глава 1. Маркетинговые исследования и анализ кинорынка России
в целом и, в частности, в сфере документального кино
1.1 Исследования и анализ кинорынка в России в целом
Бурное развитие и становление кинорынка в конце 80-х годов, вызванное отменой цензурного и экономического диктата государства, позволили значительно расширить предложение со стороны прокатных и производящих негосударственных предприятий, число которых значительно увеличилось. Либерализация внешнеэкономической деятельности также способствовала расширению рыночных границ: предложение превысило спрос и обеспечило устойчивую тенденцию появления новых фильмов.
Совершенно очевидно, что без информации о состоянии и перспективах рынка, о конкурентном окружении и потребителях невозможно грамотно позиционировать свой товар или услугу. Особенно в наше время высоких скоростей, когда маркетинговая среда изменяется очень динамично. Маркетинговые исследования – это необходимый этап в подготовке и проведении любой рекламной и пиар-кампании.
Кинорынок имеет свои специфические отличия от других рынков, где уровень предложения товаров и услуг напрямую зависит от объемов их производства. Если, например, в промышленности для удовлетворения спроса широкого круга потребителей необходимо затрачивать сырье, материалы и денежные средства пропорционально росту объема продукции, то в киноотрасли процесс насыщения рынка происходит иначе. Для расширения кинообслуживания потребителей затрачивается значительно меньшая сумма средств, которая используется преимущественно на печатание дополнительных копий фильма. Поэтому обеспечение потребности зрителей в киноуслугах может быть расширено и без числа производимых фильмов.
Кроме того, возможность дублирования кинокартин на иностранные языки позволяет экспортировать их за границу. При этом спрос и предложение на отечественную кинопродукцию не снижаются, она является неотъемлемой и определяющей частью кинорынка. Следуя маркетинговой концепции, действия производителей кинопродукции и посредников должны быть направлены на удовлетворение культурных потребностей и обеспечение досуговой деятельности населения.
1.1.1.Кинопроизводство
В России представлены все подотрасли киноиндустрии – от производства продюсерами с использованием мощностей отечественных студийных комплексов и сервисных компаний до модернизирующегося сектора кинопоказа и расширяющегося рынка кинодистрибьюции. Последний включает в себя кинотеатральный прокат, быстро переходящий на цифровые технологии, и рынок домашнего видео, где сектор физических носителей сокращается, а сегмент видео по запросу растет, несмотря на высокий уровень интернет-пиратства.
На территории России действуют 24 киностудии полного цикла ( см. Приложение 3, Таблица 1 и Таблица 2), в том числе 11 государственных, 11 частных и 2 государственно-частные, а также порядка 30 крупных сервисных компаний, предлагающих услуги в сфере кинопроизводства. Главной тенденцией на рынке кинопроизводственных услуг являются процессы объединения и реорганизации киностудий, причем не только государственных, но и частных. Российская киноиндустрия сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, однако важным второстепенным центром также является Екатеринбург (Уральский федеральный округ).
В течение 2010–2012 гг. ежегодно в России производилось около 600 фильмов; порядка 20 % из них приходилось на полнометражные художественные фильмы, 10 % – на анимационные ленты, остальное – на документальные картины, снимаемые преимущественно за счет государственных средств.
Более 90 % неигровых фильмов производятся с привлечением бюджетного финансирования. При государственной поддержке снимается 60–70 % анимационных лент и половина художественных фильмов.(см. Приложение 3, Таблица 3)
Сопоставление данных о бюджетах вышедших в прокат фильмов и об их кинотеатральных сборах свидетельствует не в пользу российских кинопроизводителей. Несмотря на успехи отдельных продюсерских компаний, большинство отечественных картин не окупается в кинопрокате. Поэтому судьба российского кинопроизводственного бизнеса во многом зависит от оказываемой государством финансовой поддержки отрасли. С развитием государственных финансирующих институтов (в частности, Фонда кино) в России увеличивается доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в кинопроизводство: в 2010 г. они составили 19 % бюджетов всех фильмов, отснятых в России, а в первом полугодии 2012-го 44 %. Аналогичными темпами растет господдержка и полнометражных художественных фильмов, где за этот период объем бюджетных средств в общих инвестициях увеличился с 18 до 43 %. В 2012 г. средний бюджет одного полнометражного художественного фильма в России был оценен в 95 млн руб.; средний же объем средств, выделяемых на поддержку одного проекта Фондом кино и Министерством культуры, достиг 61 млн руб.
Много художественных фильмов в России производятся продюсерскими компаниями на собственные деньги и средства частных инвесторов, при помощи таких финансовых институтов, как паевые инвестиционные фонды (так, например, снят фильм «Смешарики» производства ГК «Рики медиа» – при участии фонда «Тройка диалог 3D»).
Наиболее успешными продюсерами, чьи фильмы окупились в кинопрокате 2010–2012 гг., являются: «Enjoy Movies», «Главкино», «Квартал-95» с продюсерским центром «ГОРАД», «Базелевс» («Таббак»), «Монументал пикчерз», «Дирекция кино», «Компания СТВ», анимационная студия «Мельница», а также «Центр национального фильма». (см. Приложение 3, Таблица 2)
Самыми плодотворными продюсерскими студиями в последние три года стали «Центр национального фильма», ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» и Леннаучфильм – они выпустили наибольшее число кинофильмов. В основном это были документальные ленты, снятые при поддержке государства. Крупнейшие же частные инвестиции в кинопроекты были сделаны такими продюсерскими компаниями, как АНО «Золотой орел», «Компания СТВ» и «Централ партнершип». Всего по состоянию к середине 2012 г. на российском рынке действует более 460 кинопроизводственных компаний.
1.1.2. Кинопрокат
Система независимого кинопроката начала формироваться в конце 1980-х – начале 1990-х. К 1991 г. на рынке появились компании, представлявшие голливудские студии-мэйджоры («Ист-Вест» – студии MGM, «Unaited Artists», «Paramaunt», «Universal»; «Совэкспортфильм-Кинотон» – студия «20th century Fox»). Однако невероятными темпами в стране развивался пиратский видеорынок, что привело в мае 1991 г. к тому, что ассоциация кинопроизводителей США МРАA (Motion Pictures Association of America) объявила эмбарго на показ фильмов студий-мэйджоров в России. Последствия этого решения оказались катастрофическими для легального российского кинопроката. В Россию перестали поступать не только американские, но и европейские фильмы. Стартовал пиратский прокат 35-мм кинокопий крайне низкого качества, бурно развивалось видеопиратство.
Эмбарго было снято лишь в 1993-м (в результате борьбы легальных российских кинодистрибьюторов), однако система кинопоказа уже развалилась и кинотеатры стали в массовом порядке превращаться в торговые залы. К 1997 г. уровень кинопотребления в стране снизился до минимального уровня – 0,25 раза в год на душу населения. Возрождаться российский рынок кинопроката начал в середине 1990-х – с началом восстановления инфраструктуры кинопоказа.
Современный этап развития рынка кинопроката стал результатом перехода на цифровые технологии, происходившего на фоне безудержного стремления дистрибьюторов к увеличению тиражей фильмов.
В новых технологических условиях расширять число экранов на своих релизах смогли не только представители мейджоров, но и независимые кинопрокатчики, многие из которых стали выпускать фильмы, которые никогда не вышли бы на пленке, только в цифровом формате. Это позволило расширить общий репертуар российских кинотеатров, в том числе и программами альтернативного контента (в 2009 г. вышло 10 программ, в 2010-м – 50, а в первом полугодии 2012-го – 24), однако привело к сокращению экранной жизни фильмов (с 57 дней в 2010 г. до 34 в 2012-м).
Реклама на телеканалах и масштабная поддержка фильмов с их стороны перестали играть важнейшую роль в продвижении картин в прокате: уменьшились и ее объемы и эффективность (в первом полугодии 2012 г. ни один фильм, поддержанный эфирным телеканалом, не вошел в десятку лидеров). При этом феномен «ограниченного проката» пленочной эры (когда фильм, выпущенный тиражом до 20 копий, долгое время путешествовал по городам) сменился более широким выпуском артхаусных фильмов во многих кинотеатрах страны (порядка 60 % кинотеатров крупных городов проводят подобные показы), хотя и на небольшом количестве сеансов.
Также летом 2012 г. пять российских кинотеатров вошли в состав сети «Eurimages/Europa Cinemas», что при поддержке фонда позволит этим кинотеатрам пополнить свой репертуар фильмами европейского производства.
Информация о работе Исследования и анализ рынка документального кино России