Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 11:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов исследования восприятия нового товара потребителями, особенностей проведения таких исследования, а также рассмотрение на примере ООО «Мон’дэлис Русь» марки «Alpen Gold» возможностей использования этих исследований для более полного удовлетворения потребностей потребителей.
Задачей курсовой работы является изучение особенностей проведения исследования восприятия нового товара потребителями с помощью практической реализации конкретного исследования.
Введение
1. Восприятие потребителями основных характеристик нового товара
1.1 Особенности восприятия потребителями товара-новинки
1.2 Оценка рыночной адекватности товара
1.3 Методы исследования восприятия потребителями нового товара
2. Исследование восприятия нового товара потребителями на ООО «Мон’дэлис Русь»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Исследование восприятия потребителем нового товара
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Краснодарский филиал
Краснодарский филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Направление «Торговое дело»
Профиль «Маркетинг в торговой деятельности»
Тема: «Исследования восприятия нового товара потребителем»
Выполнил (а): студент (ка) 4 курса очной формы обучения
Павленко Валерия Михайловна
Научный руководитель: | |
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) | |
(подпись) | |
|
Краснодар 2014
Введение
1. Восприятие потребителями основных характеристик нового товара
1.1 Особенности восприятия потребителями товара-новинки
1.2 Оценка рыночной адекватности товара
1.3 Методы исследования восприятия потребителями нового товара
2. Исследование восприятия нового товара потребителями на ООО «Мон’дэлис Русь»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Исследование восприятия потребителем нового товара
Заключение
Введение
Главной целью любого производственного предприятия является получение прибыли. Для того чтобы увеличить размер получаемой прибыли, необходимо наилучшим образом удовлетворять потребности потребителей. В связи с этим возникает необходимость расширения ассортимента выпускаемых товаров. Поэтому любое предприятие время от времени сталкивается с необходимостью вывода на рынок новых видов продукции. При условии выведении удачной новинки будет получена дополнительная прибыль, кроме того более высокий уровень удовлетворения потребностей потребителей приведёт к созданию хорошего имиджа предприятия в их глазах, повысив тем самым доверие к продукции и спрос на неё.
При неприятии нового товара потребителями возникновение убытков неизбежно и лишь своевременное определение того, как товар воспринимается потребителями можно их избежать, устранив недостатки товара либо сняв его с производства. Изучение восприятие нового товара потребителями является очень важной составляющей в прогнозировании спроса, что позволяет предприятию не работать вслепую, а точно просчитывать каждый шаг, а также создаёт возможность рационального управления ассортиментом.
Целью данной курсовой работы является изучение методов исследования восприятия нового товара потребителями, особенностей проведения таких исследования, а также рассмотрение на примере ООО «Мон’дэлис Русь» марки «Alpen Gold» возможностей использования этих исследований для более полного удовлетворения потребностей потребителей.
Задачей курсовой работы является изучение особенностей проведения исследования восприятия нового товара потребителями с помощью практической реализации конкретного исследования.
Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Мон’дэлис Русь» марка «Alpen Gold».
Предметом исследования является восприятие нового товара потребителями.
1 Восприятие потребителями основных характеристик нового товара
Восприятие потребителем товара-новинки имеет свои особенности. Процесс восприятия товара-новинки состоит из следующих главных составляющих [1, с. 503]:
- Осведомлённость. Потребитель узнаёт о новинке, но не имеет о ней достаточной информации.
- Интерес. Потребитель стимулирован на поиски информации о новинке.
- Оценка. Потребитель решает, имеет ли смысл опробовать новинку.
- Проба. Потребитель пробует новинку в небольших масштабах, чтобы составить более полное представление о её ценности.
- Восприятие. Потребитель решает регулярно и в полном объёме пользоваться новинкой.
Предлагающий новинку должен думать о том, как вести людей от этапа к этапу. После замедленного начала новинку начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа еще не воспринявших товар. Новаторами считают первые 2,5% покупателей, к ранним последователям относят следующие 13,5% и т.д. Различия в скорости принятия нового товара отражены в таблице 1.1. [4, с. 75]
Таблица 1.1. Сегментирование потребителей по скорости принятия нового товара
Условное название группы |
Типичное процентное соотношение |
Характеристика |
Новаторы |
2—3% |
Люди, склонные к авантюризму по натуре, любят рисковать, пробовать все новое, оригинальное. Как правило, относятся к типу холериков (по классификации Гиппократа) |
Ранние последователи |
12—14% |
Принимают новые идеи рано, но обдуманно. Гибкие, хорошо адаптируются к обстоятельствам. Лидеры мнений в своем сообществе. Как правило, относятся к типу сангвиников. Часто молоды и хорошо обеспечены, имеют высокий социальный статус. Восприимчивы к новой информации, используют много источников информации (ТВ, пресса, Интернет, личное общение) |
Раннее большинство |
33—35% |
Осмотрительны, рациональны. Руководствуются здравым смыслом. При принятии решений ориентируются на мнение других, не хотят отставать от жизни. Тип — сангвиники |
Позднее большинство |
33—35% |
Скептики, долго раздумывают и взвешивают, прежде чем признать товар. Очень осторожны и осмотрительны. Тип — флегматики, меланхолики |
Инертные (консерваторы) |
15—18% |
Подозрительно относятся к переменам, привержены традициям, придерживаются консервативных взглядов на жизнь. Принимают товар только тогда, когда он стал традицией. Тип — флегматики, меланхолики |
На темпы восприятия новинки влияют определённые её характеристики. Среди них можно выделить следующие основные характеристики [6, с.23]:
- сравнительное преимущество, то есть степень её кажущегося превосходства над существующими товарами;
- совместимость, то есть степень соответствия принятым потребительским ценностям и опыту потребителей;
- сложность, то есть степень относительной трудности понимания её сути и использования;
- делимость процесса знакомства с ней, которая означает возможность опробования её в ограниченных масштабах;
- коммуникационная наглядность, которая означает степень наглядности или возможности описания другим человеком результатов её использования.
Среди других характеристик новинки, оказывающих влияние на темпы ее восприятия, являются:
- начальная цена;
- текущие (эксплуатационные) издержки;
- доля риска и неопределенности;
- научная достоверность;
- одобрение со стороны общества.
Потребность покупателя в поиске ценовой информации и ее учет при выборе товара и совершении покупки определяются с позиций маркетингового подхода к ценообразованию как потребительский интерес к ценам. Чем сильнее он выражен, тем ниже готовность покупателя платить более высокую цену за товар.
Ценовой интерес основывается на мотивационных аспектах поведения потребителя: взвешивание цен, осознание ценовых альтернатив и внимательность к ценам.
Процесс взвешивания цен отражает то внимание, которое, в принципе, вызывает у потребителя цена как критерий покупки. Каждый потребитель, так или иначе, сопоставляет полезный эффект товара и его цену. Естественно, что вслед за взвешиванием полезного эффекта и цены одного товара потребитель пытается сравнить соответствующие показатели других имеющихся на рынке товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В результате возникает некое осознание потребителем имеющихся цеповых альтернатив, необходимых ему для осознанного выбора. Следовательно, под осознанием ценовых альтернатив понимается разной силы потребность, учесть при принятии решения о покупке все объективно существующие альтернативы невозможно. Чем больше альтернатив удаётся взвесить покупателю, тем более вероятно принятие им оптимального ценового решения.
Результаты маркетинговых исследований потребительского выбора показывают, что потребность «в поиске перемен» часто переоценивается. Более того, психологическое воздействие на покупателе с помощью средств маркетинговых коммуникаций развивает принципиально иной феномен - приверженность товарной марке, которая стабилизирует потребительское поведение, «привязывает» покупателя и ограничивает его потребность в изменениях. Так, результаты исследований немецкого маркетолога Х. Диллера свидетельствуют о том, что более 60% потребности в товаре одной ассортиментной группы потребитель удовлетворяет за счет одной товарной марки либо путем осуществления покупок в одном месте продажи (приверженность торговому предприятию). [6, с. 28]
Таким образом, выбор как альтернатив потребления, так и ценовых альтернатив практически всегда ограничен - действительное «поле» выбора и сравнения цен относительно невелико. В теории маркетинга это явление описывается с помощью предложенной Ховардом и Шетом концепции «вызываемого набора», под которым подразумеваются спонтанно вспоминаемые индивидуумом и воспринимаемые им как значимые варианты альтернатив выбора при совершении покупки. Результатами многочисленных исследований установлено, что их, как правило, не так уж много (до 5 товарных марок или мест продажи). Это ограничивает процесс осознания ценовых альтернатив и расширяет рамки ценовой политики предприятия.
Ценовой интерес потребителя выражается также через такой мотивационный аспект, как его внимательность по отношению к цене - степень фактической активизации в сознании покупателя получаемой им информации о ценах. Это, по сути дела, и определяет реальный «ценовой поиск».
Как показывают исследования, достаточно часто ценовая внимательность людей является небольшой и односторонней. Многие покупатели ограничиваются беглым просмотром ценников в посещаемых ими магазинах либо рекламно-информационных материалов. Это еще больше сужает «поле» ценовых сравнений. В результате покупатели все активнее и сильнее ориентируются на ценовой имидж предприятия-производителя или продавца.
Ценовой интерес может иметь различную интенсивность у разных слоев потребителей (социально-демографические факторы) и по различным товарам. [10, с.95] Отметим некоторые особенности, важные для процесса ценообразования. Покупатели, принадлежащие к среднему классу, часто проявляют интерес к ценам, сопоставляя различные варианты соотношения цены и качества товара или услуги. Именно этот социальный слой образует обычно ценовой сегмент «оптимизирующих» потребителей. Потребители старшего возраста и социально незащищенные группы потребителей, напротив, слабо ориентированы на ценовой поиск и ценовые сравнения, хотя их уровень доходов, казалось бы, диктует противоположное поведение. В тех сферах (товарных группах), где потребитель проявляет высокое самосознание и обладает высокой самооценкой, принимает активное участие в процессе выбора оптимального решения, реального взвешивания цен также не наблюдается. Хотя ценовое поведение сегмента не столь однозначно. На практике применительно к таким потребителям достаточно чётко проявляется ценовой парадокс, которым не следует пренебрегать: многие потребители дорогих и престижных товаров (деликатесов, эксклюзивных туристических поездок, престижной аудио- и видеотехники и др.) относительно слабо интересуются ценами на них, в то время как по другим группам товаров (например, основные продукты питания) эти же потребители дотошно будут искать малейшие ценовые различия предлагаемых товаров и услуг.
Интенсивность и степень ценового интереса во многом зависит от мотивации потребителей при совершении покупок. Так, по мнению Чендока, Вэнсика и Лорена, получаемые потребителями выгоды делятся на 2 группы – гедонистические и прагматические. Первые являются не инструментальными, вызываются эмоциями, ценятся сами по себе, безотносительно к практическому применению. Прагматические выгоды обладают противоположными характеристиками: они инструментальны, функциональны и имеют значимую ценность для потребителя. К прагматическим можно отнести мотивы экономии средств, удобства и качества, а к гедонистическим – мотивы самоутверждения, развлечения, расслабления, наслаждения, стремления к престижу. Предрасположенность потребителей к получению тех или иных выгод зависти от ряда факторов.
Информация о работе Исследованные восприятия нового товара потребителем