Комплексное исследование рынка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
рассмотреть содержание и направления маркетинговых исследований;
охарактеризовать процесс маркетинговых исследований на ЗАО «Эфко-Воронеж»;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса маркетинговых исследований на предприятии.

Содержание

Введение
Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
Сущность и задачи комплексного исследования рынка товаров
Изучение товаров
Анализ объема рынка и рыночной доли предприятия
Оценка конкурентоспособности товара
Особенности организации и планирования комплексного исследования рынка
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Краткая характеристика АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.2 Характеристика рынка и маркетинговых исследований АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.3 Анализ организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
Маркетинговая информационная система
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк Малева.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 - Разграничения понятий, относящихся к маркетинговому исследованию [6] 

      Как видно, маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и процесс по выработке пакета документов, содержащих сведения о потенциале предприятия, его взаимосвязи с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями. Современное маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства. Классическое определение маркетингового исследования дополняется теперь необходимостью использования внешних факторов, влияющих или могущих оказать влияние на поведение фирмы и ее продукции на рынке, на ее взаимодействие с партнерами и конкурентами.

      В связи с этим не только возникла необходимость проведения классических маркетинговых исследований, но потребовались философия и функция, связанные с идентифицированием, опознанием, поиском результатов практики на фирмах партнеров, конкурентов и в смежных отраслях, с целью их использования на собственных фирмах для повышения производительности.

      Такая функция в системе предпринимательства  давно завоевала симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов и ученых. Она известна среди специалистов как бенчмаркинг (Benchmarking). Бенчмаркинг близок к понятию маркетинговой разведки (Marketing Intelligence), которое означает постоянную деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки планов маркетинга. Однако маркетинговая разведка имеет целью сбор конфиденциальной или полуконфиденциальной информации об изменении внешней среды маркетинга [9].

      Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой широкое понятие, которое включает исследование рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведение маркетинговой разведки (рисунок 3).

Рисунок 3 - Основные направления маркетингового исследования

      Главное назначение (результат) маркетинговых  исследований — это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, которые обеспечивали бы требуемые рынком количество и качество товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя.

      Главная цель маркетинговых исследований заключается  в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и об обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.

      Задачи  маркетинговых исследований вытекают из функций маркетинговых исследований, которые непосредственно связаны с процессом принятия решений.

      Общая функция маркетинговых исследований состоит в исключении во все маркетинговой деятельности неточных оценок, риска и непроизводительных затрат труда и времени.

      Основные  задачи маркетингового исследования формируются  в соответствии с общей функцией. К ним относятся следующие задачи [6]

  • обеспечивать работу руководства предприятия;
  • заблаговременно оценивать шансы и риск;
  • содействовать на каждой фазе поиска решений объективности и представительности деловой ситуации;
  • способствовать пониманию целей и процессу обучения на предприятии.

      В таблице 1 перечислены отдельные наиболее важные направления маркетинговых исследований, проводимых как в целях оценки текущей ситуации, так и разработки прогнозов ее развития в будущем [12].

      Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой широкое понятие, которое включает исследование рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведение маркетинговой разведки.

Таблица 1 – Направления маркетинговых  исследований

Направления исследований Содержание  направлений исследования
Исследование  внешней предпринимательской среды
  • возможных направлений изменения бизнеса;
  • привлекательности и перспективности данного вида бизнеса.
Исследование  рынков
  • характеристик рынка;
  • рыночных тенденций;
  • объема продаж;
  • рыночной доли;
  • рыночного потенциала.
Изучение  потребителей
  • удовлетворенности потребителей;
  • отношения потребителей к компании ее продуктам;
  • системы ценностей потребителей.
Исследование  в целях сегментирования и позиционирования (перепозиционирования)
  • определение показателей сегментирования;
  • определение рыночного потенциала и реакции потребителей по различным сегментам;
  • отбор целевых рынков и определение демографических профилей стиля жизни потребителей, характеристик средств массовой информации, имиджевых характеристик продукта;
  • исследование позиции продукта на рынке.
Исследование выпускаемого продукта
  • тестирование продукта;
  • отношения к марке;
  • исследование дизайна продукта и его упаковки;
  • системы послепродажного обслуживания.
Исследование  нового
  • испытание концепции нового продукта;
  • тестирование продукта;
  • реакции потребителей на новый продукт и его возможности;
  • проведение пробных продаж.
Исследование  для определения цен
  • фактических рыночных цен;
  • факторов чувствительности потребителей к цене;
  • эластичности спроса по цене;
  • реакции на ценовые изменения.
Исследование  для решений по распределению
  • выбору  оптимальных типов и числа  каналов сбыта;
  • эффективности каналов сбыта;
  • структуры и объема сбыта (продаж);
  • эффективности деятельности сбытовиков.
Исследование  в целях разработки комплекса продвижения
  • для выбора эффективных пропорций коммуникационных средств;
  • коммуникационной эффективности СМИ;
  • рекламы;
  • эффективности рекламы;
  • испытание рекламы, планируемой к выпуску;
  • стимулирования сбыта (продаж);
  • личных (персональных) продаж;
  • связей с общественностью;
  • общественного имиджа продуктов и фирмы;
  • изучение правовых ограничений на рекламу и другие инструменты продвижения.
Изучение  конкурентов
  • выявление приоритетных конкурентов и силы их позиции;
  • исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности в разрезе отдельных инструментов маркетинга;
  • исследование конкурентоспособности фирмы в целом.
 

1.2 Изучение товаров 

      С позиции маркетинга изучение товара сильно варьируется в зависимости от того, кто и в каком контексте его рассматривает, а так же от того к каким видам продукции оно применяется.

      Для работника маркетинговой службы товар - это то, что должно быть продано, и тем самым должно привести к  решению двух задач: принести определенный доход фирме и по возможности лучше удовлетворить определенные потребности и запросы покупателей.

      Покупателя  интересуют те функциональные свойства и качества товара, которые позволяют  ему удовлетворить определенные потребности. Совокупность потребительских характеристик товара распадается на две подгруппы.

      Первая  подгруппа – это потребительские функции и свойства товара, которые как бы определяют вид товара, его принадлежность к определенной товарной группе.

      Вторую  подгруппу составляют те потребительские  характеристики и свойства товара, которые имеют особый потребительский  смысл для покупателей, то есть те характеристики, которые удовлетворяют конкретные потребности конкретного потребителя.

      Производитель товара в силу особенностей своего положения по отношению к товару преимущественно видит товар сквозь призму первой подгруппы потребительских качеств товара. Покупатель же воспринимает потребительские свойства товара в основном как свойства, относящиеся ко второй подгруппе. Поэтому для успешного функционирования фирма должна все более и более рассматривать потребительские качества своей продукции так, как их воспринимает потребитель, а не производитель.

      Как правило, содержание товара не сводится только к его потребительским свойствам, а дополняется еще существенными составляющими:

  • марка товара;
  • имидж товара;
  • упаковка и этикетка;
  • гарантии.

      Схематически  структура товара может быть представлена как набор некоторых составляющих (рисунок 4).

      

Рисунок 4 - Составляющие товара

      Ядро  товара - функциональные потребительские  качества и свойства товара.

      Отличительная фирменная «оболочка» товара - марка, имидж, упаковка и этикетка, гарантии.

      Марка товара – это название, знак, символ, композиция или их определенная комбинация, которые используются для того, чтобы идентифицировать товары, услуги одного или нескольких продавцов, чтобы отделять свои товары от товаров конкурентов.

      Имидж товара – это распространенное и  достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках товара, придающих товару особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных товаров.

      Имидж товара складывается под влиянием четырех  факторов:

  • имидж фирмы (марки), производящей либо же реализующей данный товар;
  • качество товара, отражающее его соответствие основным потребительским функциям;
  • состояние аналогичной продукции других фирм;
  • критерии, нормы и предпочтения покупателей данного товара.

      Упаковка  и этикетка является третьей составляющей товара, выходящей за рамки его  функционально-потребительских качеств.

      Упаковка  обычно связана с реализацией  одной или нескольких следующих функций:

  • упаковка является емкостью, в которой находится товар. Кроме обеспечения определенного объема для содержания в нем товара упаковка в качестве важной задачи имеет обеспечение сохранности товара. Наконец, как емкость, в которой хранится продукция, упаковка должна нести на себе необходимую информацию о находящемся в ней товаре.
  • упаковка и этикетка являются средством привлечения внимания покупателя к товару;
  • с помощью упаковки и этикетки фирма рекламирует марку и создает имидж товару;
  • упаковка находит дополнительное применение после того, как товар приобретается потребителем. Значение данного направления использования упаковок все более возрастает особенно в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды.

      Четвертой составляющей товара являются гарантии. Гарантии – это те обязательства фирмы в отношении ее товара, которые она принимает перед покупателем и берется выполнять после того, как товар был продан. Систему гарантий входящих в содержание товара можно разбить на несколько групп в зависимости от того, какие обязательства по отношению к покупателю берет на себя фирма:

  • гарантии определенных качеств товара, которые фирма выдает, опираясь на свою марку, используя свой имидж и т.д.;
  • гарантии, в соответствии с которыми покупатель получает право на гарантийное обслуживание;
  • гарантии, связанные с ценой товара. В соответствии с данными гарантиями покупатель имеет право получить скидку с цены товара в том случае, если он купил товар по более высокой цене, а после этого произошло снижение цены на данный товар;
  • гарантии на возврат купленного товара вне зависимости от того, соответствует товар объявленным качествам или же произошли какие-либо поломки.

      Из  выше сказанного можно сделать вывод, что фирма должна изучать товар только как единство всех его пяти составляющих. 

1.3 Анализ  объема рынка и рыночной доли  предприятия 

     Рынки потребительских товаров и продукции  производственно-технического назначения изучаются главным образом на основе использования трех подходов:

      • посредством анализа вторичной информации;
      • путем исследования мотивации и поведения потребителей;
      • путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.

     В рамках первого подхода изучаются  все документы, представляющие интерес  для предприятия, изданные статистическими  органами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления, а также являющиеся результатом специальных немаркетинговых исследований. Такая информация является достаточно дешевой, даже бесплатной, относительно легко доступной. Очевидно, что информация может являться закрытой, неполной, недостаточно детализированной, например, не быть представленной в достаточно подробном номенклатурном разрезе. Поэтому для получения надежных результатов ее обычно явно недостаточно.

     С учетом сделанных оговорок отметим, что в результате изучения документов можно получить общую картину импорта и экспорта, структуры производства, а также структуры потребления по видам продукции и отраслям.

     Но  изучение документов не может дать оперативной информации требуемого качества; оно дает лишь некоторую статистику о производстве и сбыте изучаемой продукции. Однако номенклатура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию порой невозможно использовать для нужд конкретного предприятия.

Информация о работе Комплексное исследование рынка товара