Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
рассмотреть содержание и направления маркетинговых исследований;
охарактеризовать процесс маркетинговых исследований на ЗАО «Эфко-Воронеж»;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса маркетинговых исследований на предприятии.
Введение
Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
Сущность и задачи комплексного исследования рынка товаров
Изучение товаров
Анализ объема рынка и рыночной доли предприятия
Оценка конкурентоспособности товара
Особенности организации и планирования комплексного исследования рынка
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Краткая характеристика АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.2 Характеристика рынка и маркетинговых исследований АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.3 Анализ организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
Маркетинговая информационная система
Заключение
Список литературы
Рисунок
2 - Разграничения понятий, относящихся
к маркетинговому исследованию [6]
Как видно, маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и процесс по выработке пакета документов, содержащих сведения о потенциале предприятия, его взаимосвязи с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями. Современное маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства. Классическое определение маркетингового исследования дополняется теперь необходимостью использования внешних факторов, влияющих или могущих оказать влияние на поведение фирмы и ее продукции на рынке, на ее взаимодействие с партнерами и конкурентами.
В связи с этим не только возникла необходимость проведения классических маркетинговых исследований, но потребовались философия и функция, связанные с идентифицированием, опознанием, поиском результатов практики на фирмах партнеров, конкурентов и в смежных отраслях, с целью их использования на собственных фирмах для повышения производительности.
Такая
функция в системе
Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой широкое понятие, которое включает исследование рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведение маркетинговой разведки (рисунок 3).
Рисунок 3 - Основные направления маркетингового исследования
Главное назначение (результат) маркетинговых исследований — это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, которые обеспечивали бы требуемые рынком количество и качество товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя.
Главная цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и об обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.
Задачи маркетинговых исследований вытекают из функций маркетинговых исследований, которые непосредственно связаны с процессом принятия решений.
Общая
функция маркетинговых
Основные задачи маркетингового исследования формируются в соответствии с общей функцией. К ним относятся следующие задачи [6]
В таблице 1 перечислены отдельные наиболее важные направления маркетинговых исследований, проводимых как в целях оценки текущей ситуации, так и разработки прогнозов ее развития в будущем [12].
Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой широкое понятие, которое включает исследование рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведение маркетинговой разведки.
Таблица 1 – Направления маркетинговых исследований
Направления исследований | Содержание направлений исследования |
Исследование внешней предпринимательской среды |
|
Исследование рынков |
|
Изучение потребителей |
|
Исследование в целях сегментирования и позиционирования (перепозиционирования) |
|
Исследование выпускаемого продукта |
|
Исследование нового |
|
Исследование для определения цен |
|
Исследование для решений по распределению |
|
Исследование в целях разработки комплекса продвижения |
|
Изучение конкурентов |
|
1.2
Изучение товаров
С позиции маркетинга изучение товара сильно варьируется в зависимости от того, кто и в каком контексте его рассматривает, а так же от того к каким видам продукции оно применяется.
Для работника маркетинговой службы товар - это то, что должно быть продано, и тем самым должно привести к решению двух задач: принести определенный доход фирме и по возможности лучше удовлетворить определенные потребности и запросы покупателей.
Покупателя интересуют те функциональные свойства и качества товара, которые позволяют ему удовлетворить определенные потребности. Совокупность потребительских характеристик товара распадается на две подгруппы.
Первая
подгруппа – это
Вторую подгруппу составляют те потребительские характеристики и свойства товара, которые имеют особый потребительский смысл для покупателей, то есть те характеристики, которые удовлетворяют конкретные потребности конкретного потребителя.
Производитель товара в силу особенностей своего положения по отношению к товару преимущественно видит товар сквозь призму первой подгруппы потребительских качеств товара. Покупатель же воспринимает потребительские свойства товара в основном как свойства, относящиеся ко второй подгруппе. Поэтому для успешного функционирования фирма должна все более и более рассматривать потребительские качества своей продукции так, как их воспринимает потребитель, а не производитель.
Как правило, содержание товара не сводится только к его потребительским свойствам, а дополняется еще существенными составляющими:
Схематически структура товара может быть представлена как набор некоторых составляющих (рисунок 4).
Рисунок 4 - Составляющие товара
Ядро товара - функциональные потребительские качества и свойства товара.
Отличительная фирменная «оболочка» товара - марка, имидж, упаковка и этикетка, гарантии.
Марка товара – это название, знак, символ, композиция или их определенная комбинация, которые используются для того, чтобы идентифицировать товары, услуги одного или нескольких продавцов, чтобы отделять свои товары от товаров конкурентов.
Имидж товара – это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках товара, придающих товару особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных товаров.
Имидж товара складывается под влиянием четырех факторов:
Упаковка и этикетка является третьей составляющей товара, выходящей за рамки его функционально-потребительских качеств.
Упаковка обычно связана с реализацией одной или нескольких следующих функций:
Четвертой составляющей товара являются гарантии. Гарантии – это те обязательства фирмы в отношении ее товара, которые она принимает перед покупателем и берется выполнять после того, как товар был продан. Систему гарантий входящих в содержание товара можно разбить на несколько групп в зависимости от того, какие обязательства по отношению к покупателю берет на себя фирма:
Из
выше сказанного можно сделать вывод,
что фирма должна изучать товар
только как единство всех его пяти составляющих.
1.3 Анализ
объема рынка и рыночной доли
предприятия
Рынки
потребительских товаров и
В рамках первого подхода изучаются все документы, представляющие интерес для предприятия, изданные статистическими органами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления, а также являющиеся результатом специальных немаркетинговых исследований. Такая информация является достаточно дешевой, даже бесплатной, относительно легко доступной. Очевидно, что информация может являться закрытой, неполной, недостаточно детализированной, например, не быть представленной в достаточно подробном номенклатурном разрезе. Поэтому для получения надежных результатов ее обычно явно недостаточно.
С учетом сделанных оговорок отметим, что в результате изучения документов можно получить общую картину импорта и экспорта, структуры производства, а также структуры потребления по видам продукции и отраслям.
Но изучение документов не может дать оперативной информации требуемого качества; оно дает лишь некоторую статистику о производстве и сбыте изучаемой продукции. Однако номенклатура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию порой невозможно использовать для нужд конкретного предприятия.