Комплексное исследование рынка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
рассмотреть содержание и направления маркетинговых исследований;
охарактеризовать процесс маркетинговых исследований на ЗАО «Эфко-Воронеж»;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса маркетинговых исследований на предприятии.

Содержание

Введение
Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
Сущность и задачи комплексного исследования рынка товаров
Изучение товаров
Анализ объема рынка и рыночной доли предприятия
Оценка конкурентоспособности товара
Особенности организации и планирования комплексного исследования рынка
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Краткая характеристика АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.2 Характеристика рынка и маркетинговых исследований АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.3 Анализ организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
Маркетинговая информационная система
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк Малева.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

     Второй  подход к изучению рынка предполагает исследование мотивации и поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет, т.е. здесь применяются как методы социологических исследований, так и экспертные оценки. В последнем случае в качестве опрашиваемых выступают профессионалы-эксперты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Поэтому специалист, который проводит подобное исследование должен хорошо знать соответствующий рынок и исследуемый продукт, обладать информацией о компаниях-производителях и посреднических организациях.

     Здесь необходимо иметь ввиду, что мотивация  покупок продукции производственно-технического назначения является рациональной, и в существенно меньшей степени эмоциональной, по сравнению с покупкой потребительских товаров.

     Выборка в случае изучения продукции производственно-технического назначения охватывает не отдельных людей, а предприятия. Когда проводят анкетирование в промышленной сфере, то выборка, как правило, невелика (исключение составляют атомизированные рынки, где потенциальные потребители представлены большим количеством предприятий), замены не возможны: существуют компании, которые надо обязательно опросить, например, крупные фирмы – лидеры в своей отрасли.

     В случае атомизированных рынков существует большая возможность формирования выборки предприятий на репрезентативной основе, включив в нее предприятия  разных размеров и уровня рыночной деятельности.

     При обследовании продукции производственно-технического назначения необходимо учитывать, что в процессе подготовки и принятия решения о покупке принимают участие различные специалисты и руководители предприятия, входящие в состав его закупочного центра.

     Помимо  изучения мнений потребителей изучается также мнение руководителей и специалистов посреднических, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-производителей.

     Здесь важно учитывать одно важное обстоятельство. Спрос на продукцию производственно-технического назначения является производным от спроса на конечные потребительские товары, при изготовлении которых она используется. Поэтому в прогнозных целях необходимо изучать не только существующих и потенциальных потребителей продукции производственно-технического назначения, но и также и рынок соответствующих конечных товаров.

     В промышленной среде очень распространено недоверие к анкетированию, особенно среди тех, на деятельность которых могут повлиять полученные результаты. На предприятиях-производителях – это производственники, работники конструкторского бюро, возможно, руководство предприятия. Это объясняется целым рядом причин: в промышленной среде зачастую предпочтение отдается производству (количество, качество, себестоимость), технические специалисты, как правило, не имеют экономического образования, не знакомы со спецификой маркетинга продукции производственно-технического назначения. Технические специалисты полагают, что все знают о своей продукции, ее высокое качество представляется им достаточным условием, чтобы найти покупателя. Проводимые исследования не дают столь точных количественных результатов, на которые они рассчитывают. На основе данных исследований довольно трудно оценить эффективность планируемых действий на рынке.

     Изучение  мнений руководителей и специалистов посреднических торговых организаций, получение у них необходимой информации зачастую еще более сложная задача, чем проведение исследований на предприятиях-изготовителях. Здесь возникают проблемы сохранения коммерческой тайны и этического плана, связанные с предоставлением информации о продукции (отношение потребителей, объемы продаж и т.п.) фирм-конкурентов. Многое зависит от умения маркетолога «добыть» необходимую информацию даже в неблагоприятных условиях.

     В благоприятных условиях методика проведения обследований подобного рода вытекает из общих методических рекомендаций, ранее рассмотренных в данном цикле статей.

     При проведении маркетинговых исследований, особенно когда нет возможности получить надежную количественную информацию на основе одного из рассмотренных подходов, следует использовать параллелельно все три подхода. Конечные результаты (например, величина спроса, показатель рыночной доли) могут представлять средние (средневзвешенные) оценки, полученные разными путями и из разных источников.

     Ниже  приводится вопросник для изучения тенденций эволюции рынка. 

1.4 Оценка  конкурентоспособности товара 

      Конкурентоспособность товара – это степень его соответствия в данный момент выбранному рынку по техническим, экономическим, коммерческим и другим характеристикам, обеспечивающим возможность сбыта на этом рынке. Как правило, это не все, а лишь некоторые свойства товара и его характеристики, которые выгодно отличают товар предприятия от товаров конкурентов. Конкурентоспособность товара может в одно и то же время быть разной на одном и том же рынке в различное время. Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным понятием [20].

      При изучении конкурентоспособности продуктов  необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристики способа применения продукта и его пользователей. Например, марки пива помимо их вкусовых характеристик описываются также с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т. п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены и т. п.) [9].

      Перечень  значимых для покупателей атрибутов (составляющих конкурентоспособности) продукта имеет специфику в зависимости от типа последнего. Например, для продовольственных товаров до и послепродажное обслуживание обычно не является значимым, в то же время важно получить консультацию при выборе косметики и ее использовании (т. е. в этом случае значимо предпродажное обслуживание), а для товаров длительного пользования большую роль играет послепродажное обслуживание. В связи с этим появляется необходимость выделения составляющих конкурентоспособности в каждом конкретном случае.

      Для составления полного списка атрибутов, что является достаточно сложной задачей, может использоваться так называемая решетка Келли. Респондентам вначале дается пачка карточек, содержащих названия марок исследуемых товаров. Из этой пачки изымаются карточки с неизвестными для респондента марками. Из оставшихся карточек случайным образом выбирается три карточки. Респондента просят выбрать две наиболее знакомые ему марки и описать, чем они похожи друг на друга и чем они отличаются от третьей марки. Далее респондент ранжирует оставшиеся марки на основе выявленных им атрибутов. Для каждого респондента данные процедуры повторяются несколько раз. В одном из вариантов данного метода выбираются и сравниваются только две марки.

      Использование данного метода в ряде случаев  дает возможность выделить до нескольких сот атрибутов, а, как правило, их число превышает 40. Следующий шаг заключается в ликвидации излишних, дублирующих атрибутов. Такую работу, руководствуясь логикой и хорошим знанием исследуемого товара, проводят эксперты [2].

      В ряде случаев выбор существенных атрибутов осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту, используя, скажем, шкалу Лайкерта. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами, и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов.

      Следующей задачей после исключения излишних атрибутов является выявление из их числа наиболее значимых, определяющих в глазах потребителей конкурентную позицию товаров исследуемой группы и их выбор при покупке [12].

      Далее с помощью выбранных атрибутов  выявляются позиции товаров различных  конкурентов (включая товары компании, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. Оно может осуществляться как с помощью, так и без помощи атрибутных данных.

      В первом случае используются многокритериальные оценки, а также семантическая дифференциация.

      Вследствие  недостатков вышерассмотренных  подходов часто используется многомерное шкалирование, не требующее четкого выявления атрибутов, а определяющее сходство и различие исследуемых товаров по ним в целом. Возможно параллельное использование двух подходов и сравнение полученных результатов.

      При оценке конкурентоспособности отдельных  продуктов фирм-конкурентов собираемую информацию целесообразно представить  в виде таблицы (см. строку «Продукт» в таблице 2).

Таблица 2 - Данные для сравнительного анализа эффективности маркетинговой деятельности конкурентов

Переменные  маркетинга Наша

фирма

Конкурент 1 Конкурент 2 …….. Конкурент N
Продукт          
Цена          
Доведение продукта до потребителя          
Продвижение продукта          

      При выборе критериев необходимо учесть специфику продукта. Так, для оценки конкурентоспособности продуктов  сервисной организации может  использоваться вопросник, приведенный в конце данного раздела.

      Очевидно, что только часть атрибутов может  быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используются качественные шкалы измерений (лучше—хуже, больше—меньше и т. п. с введением промежуточных градаций). Проводится изучение мнений как экспертов, так и потребителей. Их предпочтение наиболее полно характеризует конкурентоспособность продукта.

      В ряде случаев используется интегральный показатель конкурентоспособности продукта, который может быть рассчитан по следующему алгоритму [4]:

      1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для продуктов-конкурентов:

      Qi = Pi /Pio   или Qi = Pi /Pio  х 100% (расчеты ведутся в процентах), где     (1)

     Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

      Pi — величина i--го параметра продукта;

      Pio — величина i -го параметра для продукта эталона.

      2. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):

                                    

, где              (2) 

     п — число оцениваемых параметров;

      ai — вес i-го параметра.

      Очевидно, что чем больше приближается К к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

      При оценке конкурентоспособности конкретного продукта его по приведенной формуле можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности; если К>1, — то превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.

Информация о работе Комплексное исследование рынка товара