Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
рассмотреть содержание и направления маркетинговых исследований;
охарактеризовать процесс маркетинговых исследований на ЗАО «Эфко-Воронеж»;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса маркетинговых исследований на предприятии.
Введение
Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
Сущность и задачи комплексного исследования рынка товаров
Изучение товаров
Анализ объема рынка и рыночной доли предприятия
Оценка конкурентоспособности товара
Особенности организации и планирования комплексного исследования рынка
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Краткая характеристика АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.2 Характеристика рынка и маркетинговых исследований АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.3 Анализ организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
Маркетинговая информационная система
Заключение
Список литературы
Второй подход к изучению рынка предполагает исследование мотивации и поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет, т.е. здесь применяются как методы социологических исследований, так и экспертные оценки. В последнем случае в качестве опрашиваемых выступают профессионалы-эксперты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Поэтому специалист, который проводит подобное исследование должен хорошо знать соответствующий рынок и исследуемый продукт, обладать информацией о компаниях-производителях и посреднических организациях.
Здесь
необходимо иметь ввиду, что мотивация
покупок продукции
Выборка
в случае изучения продукции производственно-
В
случае атомизированных рынков существует
большая возможность
При обследовании продукции производственно-технического назначения необходимо учитывать, что в процессе подготовки и принятия решения о покупке принимают участие различные специалисты и руководители предприятия, входящие в состав его закупочного центра.
Помимо изучения мнений потребителей изучается также мнение руководителей и специалистов посреднических, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-производителей.
Здесь
важно учитывать одно важное обстоятельство.
Спрос на продукцию производственно-
В промышленной среде очень распространено недоверие к анкетированию, особенно среди тех, на деятельность которых могут повлиять полученные результаты. На предприятиях-производителях – это производственники, работники конструкторского бюро, возможно, руководство предприятия. Это объясняется целым рядом причин: в промышленной среде зачастую предпочтение отдается производству (количество, качество, себестоимость), технические специалисты, как правило, не имеют экономического образования, не знакомы со спецификой маркетинга продукции производственно-технического назначения. Технические специалисты полагают, что все знают о своей продукции, ее высокое качество представляется им достаточным условием, чтобы найти покупателя. Проводимые исследования не дают столь точных количественных результатов, на которые они рассчитывают. На основе данных исследований довольно трудно оценить эффективность планируемых действий на рынке.
Изучение мнений руководителей и специалистов посреднических торговых организаций, получение у них необходимой информации зачастую еще более сложная задача, чем проведение исследований на предприятиях-изготовителях. Здесь возникают проблемы сохранения коммерческой тайны и этического плана, связанные с предоставлением информации о продукции (отношение потребителей, объемы продаж и т.п.) фирм-конкурентов. Многое зависит от умения маркетолога «добыть» необходимую информацию даже в неблагоприятных условиях.
В благоприятных условиях методика проведения обследований подобного рода вытекает из общих методических рекомендаций, ранее рассмотренных в данном цикле статей.
При проведении маркетинговых исследований, особенно когда нет возможности получить надежную количественную информацию на основе одного из рассмотренных подходов, следует использовать параллелельно все три подхода. Конечные результаты (например, величина спроса, показатель рыночной доли) могут представлять средние (средневзвешенные) оценки, полученные разными путями и из разных источников.
Ниже
приводится вопросник для изучения
тенденций эволюции рынка.
1.4 Оценка
конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара – это степень его соответствия в данный момент выбранному рынку по техническим, экономическим, коммерческим и другим характеристикам, обеспечивающим возможность сбыта на этом рынке. Как правило, это не все, а лишь некоторые свойства товара и его характеристики, которые выгодно отличают товар предприятия от товаров конкурентов. Конкурентоспособность товара может в одно и то же время быть разной на одном и том же рынке в различное время. Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным понятием [20].
При
изучении конкурентоспособности
Перечень значимых для покупателей атрибутов (составляющих конкурентоспособности) продукта имеет специфику в зависимости от типа последнего. Например, для продовольственных товаров до и послепродажное обслуживание обычно не является значимым, в то же время важно получить консультацию при выборе косметики и ее использовании (т. е. в этом случае значимо предпродажное обслуживание), а для товаров длительного пользования большую роль играет послепродажное обслуживание. В связи с этим появляется необходимость выделения составляющих конкурентоспособности в каждом конкретном случае.
Для составления полного списка атрибутов, что является достаточно сложной задачей, может использоваться так называемая решетка Келли. Респондентам вначале дается пачка карточек, содержащих названия марок исследуемых товаров. Из этой пачки изымаются карточки с неизвестными для респондента марками. Из оставшихся карточек случайным образом выбирается три карточки. Респондента просят выбрать две наиболее знакомые ему марки и описать, чем они похожи друг на друга и чем они отличаются от третьей марки. Далее респондент ранжирует оставшиеся марки на основе выявленных им атрибутов. Для каждого респондента данные процедуры повторяются несколько раз. В одном из вариантов данного метода выбираются и сравниваются только две марки.
Использование данного метода в ряде случаев дает возможность выделить до нескольких сот атрибутов, а, как правило, их число превышает 40. Следующий шаг заключается в ликвидации излишних, дублирующих атрибутов. Такую работу, руководствуясь логикой и хорошим знанием исследуемого товара, проводят эксперты [2].
В ряде случаев выбор существенных атрибутов осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту, используя, скажем, шкалу Лайкерта. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами, и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов.
Следующей задачей после исключения излишних атрибутов является выявление из их числа наиболее значимых, определяющих в глазах потребителей конкурентную позицию товаров исследуемой группы и их выбор при покупке [12].
Далее с помощью выбранных атрибутов выявляются позиции товаров различных конкурентов (включая товары компании, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. Оно может осуществляться как с помощью, так и без помощи атрибутных данных.
В первом случае используются многокритериальные оценки, а также семантическая дифференциация.
Вследствие недостатков вышерассмотренных подходов часто используется многомерное шкалирование, не требующее четкого выявления атрибутов, а определяющее сходство и различие исследуемых товаров по ним в целом. Возможно параллельное использование двух подходов и сравнение полученных результатов.
При
оценке конкурентоспособности
Таблица 2 - Данные для сравнительного анализа эффективности маркетинговой деятельности конкурентов
Переменные маркетинга | Наша
фирма |
Конкурент 1 | Конкурент 2 | …….. | Конкурент N |
Продукт | |||||
Цена | |||||
Доведение продукта до потребителя | |||||
Продвижение продукта |
При
выборе критериев необходимо учесть
специфику продукта. Так, для оценки
конкурентоспособности
Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используются качественные шкалы измерений (лучше—хуже, больше—меньше и т. п. с введением промежуточных градаций). Проводится изучение мнений как экспертов, так и потребителей. Их предпочтение наиболее полно характеризует конкурентоспособность продукта.
В ряде случаев используется интегральный показатель конкурентоспособности продукта, который может быть рассчитан по следующему алгоритму [4]:
1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для продуктов-конкурентов:
Qi = Pi /Pio или Qi = Pi /Pio х 100% (расчеты ведутся в процентах), где (1)
Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi — величина i--го параметра продукта;
Pio — величина i -го параметра для продукта эталона.
2. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):
п — число оцениваемых параметров;
ai — вес i-го параметра.
Очевидно, что чем больше приближается К к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
При
оценке конкурентоспособности