Комплексное исследование рынка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности, порядка проведения маркетинговых исследований с целью повышения конкурентоспособности товара.
Объектом исследования является АПИК «ЭФКО» - ЗАО «Эфко-Воронеж».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования, проводимые на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить и решить ряд задач:
рассмотреть содержание и направления маркетинговых исследований;
охарактеризовать процесс маркетинговых исследований на ЗАО «Эфко-Воронеж»;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса маркетинговых исследований на предприятии.

Содержание

Введение
Теоретические основы комплексного исследования рынка товаров
Сущность и задачи комплексного исследования рынка товаров
Изучение товаров
Анализ объема рынка и рыночной доли предприятия
Оценка конкурентоспособности товара
Особенности организации и планирования комплексного исследования рынка
2. Анализ состояния рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Краткая характеристика АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.2 Характеристика рынка и маркетинговых исследований АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
2.3 Анализ организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»
Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж»
Маркетинговая информационная система
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк Малева.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)
 

      Данные  таблицы 7 показывают, что фактически больший объем покупок приходится на товарные марки «Слобода», «Провансаль» (трубочка), «Махеевъ», «Calve».

      На  втором этапе выясняется, какую покупку  из майонезной продукции опрашиваемые совершали чаще всего за последние 2 месяца.

Таблица 8 - Чаще всего  покупали за последние 2 месяца (МОВВ)

Категория знания марки Название ТМ Вся выборка (150чел),%

24.04-25.04.08

Вся выборка (225чел),%

24.06-25.06.08

Вся выборка (145чел),%

19.09.08

Чаще  всего  покупали за последние 2 месяца (МОВВ) Слобода 20,7% 20,9% 21,4%
Calve 5,3% 5,8% 6,2%
Mr. Ricco 2,7% 2,2% 1,4%
Махеевъ 10,0% 16,0% 14,5%
Провансаль (трубочка) 38,0% 23,1 22,8%
Скит 2,7% 2,7% 2,8%
Добавкин 2,7% 5,8% 4,8%
Марианна 8,0% 8,4% 5,5%
Ласка 1,3% 0,4% 0,7%
Пикник 1,3% 0,9% 2,1%
Пир Горой 0,0% 0,4% 11,7%
Золотое зернышко 2,0% 3,6% 0,7%
Московский  провансаль 2,0% 7,6% 2,8%

      Данные  таблицы 8 показывают, что самой популярной покупаемой маркой стал «Провансаль» (трубочка).

      Последним этапом на изучение потребления майонезной продукции включает сбор данных о последней покупке опрашиваемых.

Таблица 9 - Последняя покупка (LBB)

Категория знания марки Название ТМ Вся выборка (150чел),%

24.04-25.04.08

Вся выборка (225чел),%

24.06-25.06.08

Вся выборка (145чел),%

19.09.08

Последняя покупка (LBB) Слобода 25,3% 20,9% 22,1%
Calve 6,0% 4,9% 6,9%
Mr. Ricco 2,7% 0,9% 4,1%
Махеевъ 11,3% 16,0% 13,1%
Провансаль (трубочка) 31,3% 21,8% 15,2%
Скит 2,7% 4,0% 3,4%
Добавкин 4,7% 5,3% 3,4%
Марианна 6,7% 8,9% 4,8%
Пикник 0,7% 2,7% 3,4%
  Пир Горой 0,0% 0,4% 18,6%
Золотое зернышко 1,3% 2,2% 0,7%
Московский  провансаль 3,3% 7,1% 2,1%
 

      Данные  таблицы 9 показывают, что последней  покупкой у большинства опрошенных стали торговые марки «Слобода»  и «Провансаль» (трубочка), «Пир Горой».

     В исследуемой продуктовой категории лидирующие позиции по потреблению занимает ТМ Слобода (33,1%), ТМ Провансаль (трубочка) (25,5%) и ТМ Пир Горой (22,1%).

     Таким образом, маркетинговые исследования, проводимые на ЗАО «Эфко-Воронеж» предназначены для мониторинга информированности потребителей и их покупательского поведения по отношению к продукции компании на определённых рынках. Маркетинговые исследования, проводимые ЗАО «Эфко-Воронеж» носят констатационный характер положения торговой марки относительно других товаров-конкурентов. Исследования, направленные на изучение влияния рекламы на потребительскую способность не достаточно развито, так как выясняется прямая взаимосвязь вида рекламы и увеличения продаж, исключая факт влияния отдельных составляющих рекламы на восприятие респондентов. 

2.3 Анализ  организации и планирования исследования  рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО  – Воронеж» 

     Маркетинговая служба на ЗАО «Эфко-Воронеж» представлена двумя взаимосвязанными отделами: отдел  маркетинга и отдел мониторинга  рынка (рисунок 6).

Рисунок 6 - Организационная структура служб  маркетинга и мониторинга рынка 

     Отдел маркетинга состоят из заместителя  директора по поддержки продаж (маркетолога), и двух ассистентов маркетолога.

     В должностные обязанности заместителя директора по поддержке продаж входят:

  • основная должностная обязанность заместителя директора  по поддержке продаж – осуществление маркетинговой поддержки продаж в каналах сбыта;
  • организация рекламной поддержки продаж, взаимодействие с рекламными службами;
  • формирование бюджета, предназначенного для поддержки продаж;
  • контроль за привлеченными маркетинговыми и рекламными ресурсами;
  • позиционирование продукта и анализ потребительских свойств;
  • анализ развития торговых марок с точки зрения поведения рынка и поставленных целей;
  • анализ комплекса маркетинговых мероприятий на локальном рынке по продвижению брендовой продукции;
  • обеспечивает кадровую укомплектованность сотрудниками службы поддержки продаж в объеме и качестве, необходимом для успешного решения поставленных задач.

     Отдел маркетинга напрямую взаимодействует  и зависит от работы отдела мониторинга  рынка, который состоит из начальника отдела мониторинга, специалиста по информации, и двух инспекторов рынка.

     Основные  должностные обязанности начальника отдела мониторинга рынка:

  • организация и управление работой отдела мониторинга рынка;
  • формирует структуру отдела отвечающую целям и задачам компании;
  • обеспечивает кадровую укомплектованность и ресурсное наполнение отдела мониторинга рынка в объеме и качестве, необходимом для успешного решения поставленных задач (представление операционному директору компании);
  • обеспечивает и осуществляет организацию работы отдела мониторинга для наиболее эффективной реализации сотрудниками своих функций;
  • осуществляет обучение, оперативное управление, контроль и оценку работы подчиненных;
  • осуществляет организацию работ в рамках регламентов «Цены и Представленность», «Интенсивность продаж», «Мерчендайзинг», «Рекламная активность конкурентов», «Торговые наценки»;
  • осуществляет организацию работ по регламенту «Информированность и покупательское поведение потребителей» и прочих внерегламентных исследований;
  • контроль процесса сбора, накопления, обработки, анализа и хранения информации;
  • исполняет другие задачи, поставленные операционным директором в рамках настоящей должностной инструкции.

      Таким образом, организация и управление маркетинговыми исследованиями осуществляется на уровне 2 отделов с четкими разграничениями полномочий и обязательств, что делает работу целенаправленно эффективной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Совершенствование организации и планирования исследования рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – ВОРОНЕЖ»

  3.1 Основные направления совершенствования маркетинговых исследований рынка АПИК «ЭФКО» - ЗАО «ЭФКО – Воронеж» 

     В качестве основного направления  совершенствования маркетинговых исследований ЗАО «ЭФКО – Воронеж» рекомендуется проведение эффективности рекламной деятельности.

     Исследования  эффективности рекламной деятельности помогают добиваться рекламных целей быстрее и с меньшими затратами.

     В ЗАО «ЭФКО-Воронеж» широко развито проведение маркетинговых исследований эффективности рекламной компании непосредственно после ее проведения, что увеличивает риск неэффективного использования денег. Плохая реклама может отпугнуть существующих потребителей и уменьшить шансы привлечения новых.

     Мы  предлагаем проведение маркетинговых  исследований направить на коммуникационную эффективность рекламы, определить которую существенно легче по сравнению с конечной эффективностью. Исследования коммуникационной эффективности проводится как на этапе планирования рекламной компании, так и после ее проведения.

     ЗАО «ЭФКО-Воронеж» разработало рекламный ролик подсолнечного масла «Россиянка», который мы и предлагаем протестировать с помощью маркетингового исследования на эффективность рекламной компании.

     Изначально  целью исследования являлось определение  эффективности рекламного ролика ТМ «Россиянка» в г. Воронеже. В ходе проведения исследования было протестировано: 61 человек link-test, 60 человек сем диф. Для маркетингового анализа эффективности рекламного ролика был выбран метод Hall-тест, то есть метод количественного исследования, целью которого является индивидуальное тестирование самого продукта, его упаковки, сопровождающих продукт рекламных материалов и т.п.

     Изучение  степени запоминаемости рекламы заключается в определении, в состоянии ли респондент воспроизвести рекламу, которую он видел некоторое время назад. Испытание на запоминаемость телерекламы осуществлялось по средствам предложения респондентам просмотра 10 рекламных роликов. Результаты опроса приведены в таблице 10.

Таблица 10 - Основные показатели запоминаемости рекламных роликов

Запоминаемость 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место 6 место 7 место 8 место 9 место Не запомнили
Сок «Caprice», 30сек. 5%   5% 5% 2% 2% 5% 0 0 76%
«ТНК», 30сек. 5% 7% 10% 13% 2% 3% 0 0 0 60%
«Эльдорадо», 30 сек. 10% 2% 7% 7% 10% 5% 2% 2% 0 55%
Йогурт  «2Bio», 30сек. 7% 10% 10% 8% 5% 2% 2% 0 0 56%
Тампоны «Kotex», 30сек. 7% 5% 11% 3% 3% 2% 5% 0 2% 62%
Шампунь «Pantene», 30сек. 5% 15% 8% 7% 5% 3%   2% 0 55%
Порошок «Лоск» 30 сек 13% 7% 7% 13% 2% 5% 3% 2% 0 48%
Масло «Россиянка», 30сек. 20% 23% 13% 11% 13% 3% 0 3% 0 14%
Масло«Затея», 30сек. 15% 23% 11% 8% 5% 3% 0 0 0 35%
«Орбит», 30сек. 15% 10% 13% 3% 2% 3% 3% 2% 0 49%

Информация о работе Комплексное исследование рынка товара