Конкурентная среда и позиционирование продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

Сегодня только понимать потребителей недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции как на зарубежных, так и на внутренних рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которые все больше поощряют развитие рыночных процессов. Сейчас у компаний нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Им следует уделять не меньше внимания анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов, чем анализу своих целевых потребителей.

Содержание

Введение 3
Предпосылки и проблемы конкурентной борьбы (законы рыночной экономики и госрегулирование) 3
Основные формы и методы конкуренции (ГЗЛ и отношение к цене) 7
Оценка стратегии и роли конкурентов (конкурентные силы и позиция) 11
Ключевые факторы успеха и центры ответственности в конкуренции (привлекательность отрасли и конкурентное преимущество, финансовое положение и стабильность среды) 17
Анализ факторов конкурентоспособности и конкурентный лист. 20
Специфика методик оценки конкурентоспособности: бостонская группа, Матрица Маккинзи, потребительская матрица
Позиционирование товара на рынке (наступательная и оборонительная стратегии) 36
Позиционирование продукта и брендинг (бренд-нейм, бренд-имидж) 38
7 условий и 6 альтернатив Дж. Винда в позиционировании товарной марки. 40
Эффективность позиционирования (интенсивный или пассивный маркетинг, выборочное либо широкое проникновение на рынок) 42
Список использованных источников и литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 5 Конкурентная среда и позиционирование продукта.docx

— 887.60 Кб (Скачать файл)
  • Оценка сильных и слабых сторон конкурента

Для оценки стратегии конкурентов  необходимо определить их слабые и сильные стороны:

  • продукт и производственная политика (качество)
  • организация каналов сбыта
  • возможности маркетинга (применяемый инструментарий)
  • производственный потенциал (технические «ноу-хау»)
  • потенциал роста производительности
  • финансовая ситуация (собственный капитал, заемный капитал)
  • себестоимость
  • НИОКР (характеристика затрат, главные направления)
  • обеспечение энергией и сырьем и т.д.

Такой анализ позволяет правильно  реагировать на специфические особенности  стратегии конкурентов.

Изучение сильных и  слабых сторон конкурентов обычно строится на основе вторичных данных, личного  опыта, слухов, специальных исследований.

Полезным инструментом определения  сильных и слабых сторон конкурентов  служит анализ потребительской ценности. Цель – выяснить у потребителей, какое значение они придают тем или иным выгодам, связанным с приобретением товара или услуги, и какое место занимает компания среди конкурентов по ряду наиболее важных критериев. Кроме того, анализ потребительской ценности помогает выявить сферы, в которых компания уязвимее всего при атаке конкурентов.

  • Оценка моделей возможной реакции конкурентов

Необходимо знать особенности  ментальности того или иного конкурента. В этом случае можно предвидеть его  возможные действия или реакцию  на действия компании.

Пример: Каждая организация реагирует на действия конкурента по-своему. Так Procter & Gamble сделала все возможное, чтобы помешать Unilever вывести на рынок стиральный порошок Persil/Omo Power. Большинство ее конкурентов, зная свирепый нрав Procter & Gamble , избегают прямой конкуренции с ней и ищут более легкую «добычу».

  • Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать

Для принятия решений о  действиях в отношении конкурентов  компании требуется собрать, проанализировать, распределить и использовать огромные объемы информации, о которых говорилось выше.

Многие компании будут  состязаться с конкурентами, которые  больше всего похожи на них. Так, Citroen /Peugeot в большей степени конкурирует с Renault,  чем с Porsche. В тоже время компании зачастую следует избегать попыток «уничтожения» ближайшего конкурента, чтобы ее не обвинили в стремлении к монополизму или чтобы использовать этого конкурента в качестве буфера, защищающего ее от новых конкурентов.

Для составления и пополнения банка данных о конкурентах предлагается использовать «Учетную карточку конкурента»:

    • Конкурент и его адрес
    • Оборот
    • Прибыль
    • Доход от инвестиций
    • Год основания
    • Конкурент является: ведущим в отрасли, важнейшим соперником, одним из многих, незначительным
    • Какой ассортимент продукции он предлагает (под какой маркой он выступает)?
    • Цели и стратегия и т.д.

Конкурентные  позиции

Для изучения относительных  конкурентных позиций фирм, действующих  в отрасли, используются процедуры  графической стратегической группировки. Процедура конструирования карты стратегической группировки:

  • Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество и т. д.)
  • Положение фирм наносится на двухкоординатный график
  • Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область

 

 
Рис. Карта стратегических групп в пивоваренной промышленности США 

Позиции конкурентов:

  • Лидер рынка – компания, занимающая самую крупную долю рынка.
  • Рыночный претендент – компания, занимающая второе место в отрасли и ведущая ожесточенную борьбу за увеличение своей доли рынка.
  • Рыночный преследователь – одна из ведущих компаний отрасли, которая стремиться удержать свою долю рынка, не делая при этом резких выпадов.
  • Нишевой игрок – компания отрасли, обслуживающая небольшие рыночные сегменты, которые остальные компании проглядели или игнорируют.

Характер конкурентных ходов  зависти от положения, которое занимает фирма.

При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:

    • основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собою,
    • эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов,
    • эти переменные должны носить дискретный характер,
    • площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли,
    • если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.

Чем ближе расположены  различные стратегические группы, тем  сильнее их конкурентное соперничество.

Идентификация стратегий  конкурентов проводится с помощью  таблицы

Составляющие целей и  стратегий конкурентов 

Область конкуренции

Стратегические претензии

Цели по размерам рынка

Конкуренция позиция/ситуация

Стратегическое поведение 

Конкурентная  стратегия

Локальная

Региональная

Национальная

Многонацио-нальная

Глобальная 

Быть господствующим лидером

Превзойти существующего  лидера отрасли

Войти в лидирующую пятерку

Войти в первую десятку

Подняться на одну или две  ступени в рейтинге

Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера)

Сохранить позицию 

Только выживание 

Агрессивная экспансия путем  приобретений и внутреннего роста

Экспансия путем внутреннего  роста 

Экспансия путем приобретений

Сохранение существующей доли

Расширение рынка с  целью получения кратковремен-ной  прибыли 

Хватающий здоровяк, находящийся  в движении

Хорошо защищающийся, способный  удержать существующее

Держится в середине своры

Пытающийся усилить позицию 

Отбивающийся, теряющий почву

Отступающий на защитную позицию

В основном нападение

В основном защита

Комбинации защиты и нападения 

Агрессивное, рисковое

Консервативный последователь 

Стремление к ценовому лидерству

Фокусирование на рыночных нишах

Преследование, основанное на дифференциации: 
по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам


 

  • Оценка масштаба конкуренции: локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный.
  • Оценка стратегических намерений: лидер отрасли и т.п.
  • Цели относительно своей рыночной доли: агрессивное расширение как через поглощение и т.д.
  • Конкурентное положение: становится сильнее, хорошо укрепленное и т.д.
  • Характер действий: преимущественно наступательный, преимущественно защитный и т.п.
  • Конкурентная стратегия: лидерство в снижении издержек, фокусирование на определенной рыночной нише, дифференциация продукции, основанная на качестве и т. п.

Обобщение сведений о целях  и стратегии конкурентов с  помощью этой таблицы и карт стратегической группировки обычно достаточно для  оценки серьезности конкурентных угроз  в конкретной конкурентной позиции.

При проведении анализа отрасли, состояния компании, возможностей выбора альтернативных направлений развития предприятия и происходит основная работа по формированию базового подхода к новой стратегии.

Конкурентный  анализ отрасли включает в себя несколько  этапов, которые рассматриваются дальше.

1.Определение главных экономических характеристик отрасли:

Отрасль - группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке.

На этом этапе необходимо получить ответы на вопросы:

  • размер рынка
  • темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле
  • масштаб конкуренции и т.д.

2.Движущие силы развития отрасли:

На данном этапе необходимо проанализировать факторы:

  • общеэкономические тенденции
  • изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли и т.д.

3.Оценка сил конкуренции: при оценке используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:

  • конкуренция среди существующих в отрасли фирм;
  • потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;
  • предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;
  • поставщики;
  • потребители.

4.Оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли: в этой части анализа определяются стратегические группы предприятий, функционирующих в отрасли.

5.Анализ ближайших конкурентов: каковы их возможные действия:

6.Оценка перспектив развития отрасли: особое внимание должно быть уделено следующим перспективам:

  • Потенциал роста отрасли
  • Имеют ли преобладающие движущие силы отрасли благоприятный или неблагоприятный характер для всей отрасли и отдельных стратегических групп?
  • Возможность входа или выхода крупных фирм и вытекающие отсюда последствия.

7.Стабильность спроса на продукцию отрасли и факторы, обусловливающие его колебания в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, сезонность, фаза жизненного цикла отрасли, наличие товаров-заменителей).

  • Каковы тенденции изменения сил конкуренции?
  • Серьезность и сложность проблем, с которыми сталкивается отрасль в целом.
  1. Ключевые факторы успеха и центры ответственности в конкуренции (привлекательность отрасли и конкурентное преимущество, финансовое положение и стабильность среды)

 

Центр ответственности - структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. Деление организации на сегменты определяется руководством.

Выделяют  следующие типы центров ответственности:

• Центр затрат;

• Центр доходов;

• Центр прибыли;

• Центр инвестиций.

В основе классификации лежит критерий финансовой ответственности руководителей  в рамках их полномочий и полноты  возложенной на них ответственности.

Центр затрат – структурное подразделение организации, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля затрат, а также оценки их использования. Руководитель отвечает лишь за произведенные затраты. Работа центра затрат ведется в двух направлениях:

• получение максимального результата при определенном заданном уровне вложений;

• доведение до минимального уровня вложений, необходимых для достижения заданного результата.

Центр доходов – структурное подразделение организации, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. Деятельность руководителя этого центра оценивается на основе полученных доходов, следовательно, задача управления на этом участке – фиксирование результатов деятельности центра на выходе. Задачи этого центра – сохранение конкурентоспособности и получение прибыли.

Центр прибыли – структурное подразделение организации, руководитель и менеджеры которого отвечают одновременно как за доходы, так и за затраты. Они принимают решения, основываясь на количестве потребляемых ресурсов и размере ожидаемой выручки. Целью данного центра является получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания величины вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции, ее качества и цены. Эффективность работы центра оценивается по экономическому показателю – прибыли. Рост прибыли стимулируется правильным подбором показателей, характеризующих деловую активность подразделения.

Информация о работе Конкурентная среда и позиционирование продукта