Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:18, реферат
Сегодня только понимать потребителей недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции как на зарубежных, так и на внутренних рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которые все больше поощряют развитие рыночных процессов. Сейчас у компаний нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Им следует уделять не меньше внимания анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов, чем анализу своих целевых потребителей.
Введение 3
Предпосылки и проблемы конкурентной борьбы (законы рыночной экономики и госрегулирование) 3
Основные формы и методы конкуренции (ГЗЛ и отношение к цене) 7
Оценка стратегии и роли конкурентов (конкурентные силы и позиция) 11
Ключевые факторы успеха и центры ответственности в конкуренции (привлекательность отрасли и конкурентное преимущество, финансовое положение и стабильность среды) 17
Анализ факторов конкурентоспособности и конкурентный лист. 20
Специфика методик оценки конкурентоспособности: бостонская группа, Матрица Маккинзи, потребительская матрица
Позиционирование товара на рынке (наступательная и оборонительная стратегии) 36
Позиционирование продукта и брендинг (бренд-нейм, бренд-имидж) 38
7 условий и 6 альтернатив Дж. Винда в позиционировании товарной марки. 40
Эффективность позиционирования (интенсивный или пассивный маркетинг, выборочное либо широкое проникновение на рынок) 42
Список использованных источников и литературы 46
Для оценки стратегии конкурентов необходимо определить их слабые и сильные стороны:
Такой анализ позволяет правильно реагировать на специфические особенности стратегии конкурентов.
Изучение сильных и слабых сторон конкурентов обычно строится на основе вторичных данных, личного опыта, слухов, специальных исследований.
Полезным инструментом определения сильных и слабых сторон конкурентов служит анализ потребительской ценности. Цель – выяснить у потребителей, какое значение они придают тем или иным выгодам, связанным с приобретением товара или услуги, и какое место занимает компания среди конкурентов по ряду наиболее важных критериев. Кроме того, анализ потребительской ценности помогает выявить сферы, в которых компания уязвимее всего при атаке конкурентов.
Необходимо знать особенности ментальности того или иного конкурента. В этом случае можно предвидеть его возможные действия или реакцию на действия компании.
Пример: Каждая организация реагирует на действия конкурента по-своему. Так Procter & Gamble сделала все возможное, чтобы помешать Unilever вывести на рынок стиральный порошок Persil/Omo Power. Большинство ее конкурентов, зная свирепый нрав Procter & Gamble , избегают прямой конкуренции с ней и ищут более легкую «добычу».
Для принятия решений о
действиях в отношении
Многие компании будут состязаться с конкурентами, которые больше всего похожи на них. Так, Citroen /Peugeot в большей степени конкурирует с Renault, чем с Porsche. В тоже время компании зачастую следует избегать попыток «уничтожения» ближайшего конкурента, чтобы ее не обвинили в стремлении к монополизму или чтобы использовать этого конкурента в качестве буфера, защищающего ее от новых конкурентов.
Для составления и пополнения банка данных о конкурентах предлагается использовать «Учетную карточку конкурента»:
Конкурентные позиции
Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки. Процедура конструирования карты стратегической группировки:
Рис. Карта стратегических
групп в пивоваренной промышленности
США
Позиции конкурентов:
Характер конкурентных ходов зависти от положения, которое занимает фирма.
При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:
Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество.
Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью таблицы
Составляющие целей и стратегий конкурентов
Область конкуренции |
Стратегические претензии |
Цели по размерам рынка |
Конкуренция позиция/ситуация |
Стратегическое поведение |
Конкурентная стратегия |
Локальная Региональная Национальная Многонацио-нальная Глобальная |
Быть господствующим лидером Превзойти существующего лидера отрасли Войти в лидирующую пятерку Войти в первую десятку Подняться на одну или две ступени в рейтинге Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера) Сохранить позицию Только выживание |
Агрессивная экспансия путем приобретений и внутреннего роста Экспансия путем внутреннего роста Экспансия путем приобретений Сохранение существующей доли Расширение рынка с
целью получения кратковремен- |
Хватающий здоровяк, находящийся в движении Хорошо защищающийся, способный удержать существующее Держится в середине своры Пытающийся усилить позицию Отбивающийся, теряющий почву Отступающий на защитную позицию |
В основном нападение В основном защита Комбинации защиты и нападения Агрессивное, рисковое Консервативный последователь |
Стремление к ценовому лидерству Фокусирование на рыночных нишах Преследование, основанное
на дифференциации: |
Обобщение сведений о целях и стратегии конкурентов с помощью этой таблицы и карт стратегической группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции.
При проведении анализа отрасли, состояния компании, возможностей выбора альтернативных направлений развития предприятия и происходит основная работа по формированию базового подхода к новой стратегии.
Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько этапов, которые рассматриваются дальше.
1.Определение главных экономических характеристик отрасли:
Отрасль - группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке.
На этом этапе необходимо получить ответы на вопросы:
2.Движущие силы развития отрасли:
На данном этапе необходимо проанализировать факторы:
3.Оценка сил конкуренции: при оценке используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:
4.Оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли: в этой части анализа определяются стратегические группы предприятий, функционирующих в отрасли.
5.Анализ ближайших конкурентов: каковы их возможные действия:
6.Оценка перспектив развития отрасли: особое внимание должно быть уделено следующим перспективам:
7.Стабильность спроса на продукцию отрасли и факторы, обусловливающие его колебания в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, сезонность, фаза жизненного цикла отрасли, наличие товаров-заменителей).
Центр ответственности - структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. Деление организации на сегменты определяется руководством.
Выделяют следующие типы центров ответственности:
• Центр затрат;
• Центр доходов;
• Центр прибыли;
• Центр инвестиций.
В основе классификации лежит критерий финансовой ответственности руководителей в рамках их полномочий и полноты возложенной на них ответственности.
Центр затрат – структурное подразделение организации, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля затрат, а также оценки их использования. Руководитель отвечает лишь за произведенные затраты. Работа центра затрат ведется в двух направлениях:
• получение максимального результата при определенном заданном уровне вложений;
• доведение до минимального уровня вложений, необходимых для достижения заданного результата.
Центр доходов – структурное подразделение организации, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. Деятельность руководителя этого центра оценивается на основе полученных доходов, следовательно, задача управления на этом участке – фиксирование результатов деятельности центра на выходе. Задачи этого центра – сохранение конкурентоспособности и получение прибыли.
Центр прибыли – структурное подразделение организации, руководитель и менеджеры которого отвечают одновременно как за доходы, так и за затраты. Они принимают решения, основываясь на количестве потребляемых ресурсов и размере ожидаемой выручки. Целью данного центра является получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания величины вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции, ее качества и цены. Эффективность работы центра оценивается по экономическому показателю – прибыли. Рост прибыли стимулируется правильным подбором показателей, характеризующих деловую активность подразделения.
Информация о работе Конкурентная среда и позиционирование продукта