Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:18, реферат
Сегодня только понимать потребителей недостаточно. Наступило время напряженной конкуренции как на зарубежных, так и на внутренних рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которые все больше поощряют развитие рыночных процессов. Сейчас у компаний нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Им следует уделять не меньше внимания анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов, чем анализу своих целевых потребителей.
Введение 3
Предпосылки и проблемы конкурентной борьбы (законы рыночной экономики и госрегулирование) 3
Основные формы и методы конкуренции (ГЗЛ и отношение к цене) 7
Оценка стратегии и роли конкурентов (конкурентные силы и позиция) 11
Ключевые факторы успеха и центры ответственности в конкуренции (привлекательность отрасли и конкурентное преимущество, финансовое положение и стабильность среды) 17
Анализ факторов конкурентоспособности и конкурентный лист. 20
Специфика методик оценки конкурентоспособности: бостонская группа, Матрица Маккинзи, потребительская матрица
Позиционирование товара на рынке (наступательная и оборонительная стратегии) 36
Позиционирование продукта и брендинг (бренд-нейм, бренд-имидж) 38
7 условий и 6 альтернатив Дж. Винда в позиционировании товарной марки. 40
Эффективность позиционирования (интенсивный или пассивный маркетинг, выборочное либо широкое проникновение на рынок) 42
Список использованных источников и литературы 46
Центр инвестиций – структурное подразделение организации, менеджеры которого не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. У них есть право принимать инвестиционные решения по отдельным проектам. Руководитель центра обладает самыми большими полномочиями и несет наивысшую ответственность за принимаемые решения.
Ключевые факторы успеха - главные определители финансового и конкурентного успеха в данном сегменте рынка. Их идентификация - один из главных приоритетов разработки стратегии.
К числу КФУ относятся:
1) удачная стратегия;
2) свойства товаров,
3) ресурсы и возможности,
обеспечивающие компании
4) профессиональный опыт,
производительность, действия по
достижению устойчивого
Например, к числу ключевых
факторов успеха в производстве одежды
относят модный дизайн и цвет моделей
(стимулирует спрос
Типы КФУ и их составляющие:
Компетентность в научных исследованиях:
Факторы, связанные с производством:
Факторы, связанные с распределением:
Факторы, связанные с маркетингом:
Факторы, связанные с квалификацией:
Факторы, связанные с возможностями организации:
Другие типы КФУ:
Ключевые факторы успеха различны в разных отраслях и меняются с течением времени. Менеджеры должны отказаться от искушения считать ключевыми все, в том числе второстепенные, факторы; слишком большой список КФУ не выполняет своей основной функции - указать руководству главные факторы, определяющие успех в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.
Знание и понимание рынка на основе маркетинговых исследований предполагает анализ конкурентной среды фирмы, поведения и психологии конкурентов на рынке, конкурентоспособности товаров.
Для конкурентного анализа может быть использован целый ряд наработанных зарубежной практикой методов.
Одним из таких методов является «матрица конкуренции», разработанная Портером. Этот метод базируется на выделенных им пяти движущих силах конкуренции.
Движущие силы конкуренции, находятся в обратной зависимости по отношению к их воздействию на среднюю норму прибыли фирмы.
Матрица конкуренции Портера:
Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам, поэтому оно должно учитывать следующие факторы:
На основе этих факторов Портер построил «матрицу конкуренции»:
Из «матрицы Портера» видно, что, чтобы упредить своих конкурентов, следует выбрать одну из трех стратегий:
Реализация вышеперечисленных стратегий неизбежно связана с рисками, которые необходимо учитывать и прогнозировать. Возникновение рисков может быть связано с тем, что:
Одним из инструментов определения положения фирмы на рынке является методика «Space» (стратегическая оценка положений и действий). В основе этой методики лежит анализ конкурентного положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам:
Характеристики комплексных параметров SPACE-матрицы
Факторы |
Характеристики |
Факторы стабильности обстановки (ES) |
- технологические изменения; - темпы инфляции; - изменчивость спроса; - диапазон цен конкурирующих продуктов; - препятствия для доступа на рынок |
Факторы промышленного потенциал а (IS) |
- потенциал роста и прибыли; - финансовая стабильность; - уровень технологии; - степень использования ресурсов; - производительность |
Факторы конкурентных преимуществ (CA) |
- доля рынка; - качество продукции; - жизненный цикл продукта; - лояльность покупателей; - вертикальная интеграция |
Факторы финансового потенциала (FS) |
- прибыль на вложения; - финансовая зависимость; - ликвидность; - необходимый имеющийся капитал; - поток денежных средств |
Все эти параметры оцениваются
по шкале 0—6, что дает возможность
более точно определить конкурентное
положение фирмы в
На
основе полученных оценок выводится
средневзвешенная оценка по каждому
из четырех анализируемых
Средние значения для каждой из четырех групп факторов отображаются в координатах SPACE–матрицы и соединяются линиями. Максимально удаленная от центра сторона показывает вектор развития.
Характеристика стратегий по SPACE-матрице
Положение |
Характеристика положения и возможные действия |
Агрессивное положение |
Агрессивная стратегия подходит для финансово сильной фирмы, которая имеет преимущества в растущей и стабильной отрасли. Основные действия направлены на расширение производства и продаж, ценовую войну с конкурентами, освоение новых секторов рынка, продвижение брендов |
Конкурентное положение |
Конкурентное положение является основой для наступательной стратегии, которая применяется, когда фирма имеет производственные преимущества в развивающейся, но нестабильной отрасли. Основные действия направлены на поиск финансовых ресурсов и развитие сбытовых сетей |
Консервативное положение |
Состояние наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. Компания при этом не имеет серьезных преимуществ. Усилия направлены на достижение финансовой стабильности. Важным фактором является конкурентоспособность продукта. Действия направлены на снижение себестоимости при повышении качества продукта или сокращение выпуска и выход на более перспективные рынки |
Оборонительное положение |
Ситуация, когда отрасль привлекательна отрасли, но у продукции низкая конкурентоспособность. Действия направлены на предотвращение угроз, а при отсутствии перспектив – уход с рынка |
Конкурентные листы
В маркетинговой деятельности
фирмы применяются и так
В маркетинговой деятельности
фирмы применяются и так
В конкурентном листе факторы
оценки конкурентоспособности
Метод «конкурентного листа» может быть реализован двумя способами:
Факторы конкурентоспособности:
1.Товар (качество, технико-экономические показатели, упаковка, гарантийный срок, надежность и др.)
2.Цена (продажная, процент скидки, сроки платежа, условия предоставления кредита)
3.Каналы сбыта (формы
сбыта, степень охвата рынка,
размещение складских
4.Продвижение товаров
на рынке (предназначение
Составляется таблица.
Факторы конкурентоспособности |
Фирма |
Конкурент А |
Конкурент В |
… |
… |
… |
… |
Перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор должен получить оценку от 0 до 5 баллов как для рассматриваемой фирмы, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются.
Важное значение для анализа имеют суммарные баллы по каждой фирме. При их сравнении необходимо помнить, что расхождение сумм более чем на 20% подчеркивает достаточно тяжелое положение фирмы с точки зрения конкурентоспособности, а расхождение более 40% говорит о необходимости либо ухода с данного рынка, либо коренного изменения стратегии.
Пример из бизнес-плана: Создания нового предприятия отель «Рюрик»
Показатели ( в баллах от 1 до 5) |
Отель «Рюрик» |
Парк-Инн Великий Новгород |
Издержки производства |
4 |
3 |
Цена |
4 |
4 |
Качество |
5 |
4 |
Инновации |
3 |
4 |
Экология |
5 |
4 |
Сервис |
4 |
3 |
Количество койко-мест |
4 |
5 |
Средний балл |
4 |
3,5 |
Рейтинг предприятия |
1 |
2 |
Информация о работе Конкурентная среда и позиционирование продукта