Конкурентный анализ швейных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование и оценка конкурентов фирм.
Конкурентный анализ фирмы будет проведен на примере предприятия ЗАО МШФ «Вяснянка».
Закрытое Акционерное Общество "Могилевская швейная фирма "Вяснянка" (бывшая Могилевская швейная фабрика имени Володарского) входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности "Беллегпром" и является одним из крупнейших субъектов хозяйствования в швейной промышленности республики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Конкурентная среда предприятия………………………………………….6
1.1 Понятие конкуренции, ее классификация……………………………...6
1.2 Исследование конкурентной среды предприятия……………………..9
1.2.1 Выявление конкурентов компании…………………………….....9
1.2.2 Определение целей конкурентов………………………………..11
1.2.3 Анализ стратегий конкурентов…………………………………12
1.2.4 Оценка сильных и слабых сторон конкурентов………………..12
1.2.5 Оценка спектра возможных реакций конкурентов……..……...13
1.3 Методы определения конкурентоспособности продукции…………14
2 Конкурентный анализ ЗАО МШФ “Вяснянка”………………………….17
2.1 Краткая характеристика ЗАО МШФ “Вяснянка”…………………...17
2.2 Анализ рынка сбыта…………………………………………………...18
2.3 Сравнительная характеристика финансового положения ЗАО
МШФ “Вяснянка” и ОАО “Славянка”……………………………….21
2.3.1 Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО МШФ
“Вяснянка” и ОАО “Славянка”…….………………………….21
2.3.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО МШФ “Вяснянка”
и ОАО “Славянка”…………………………………...........................22
2.4Анализ конкурентоспособности ЗАО МШФ “Вяснянка”…………23
2.5 Выбор стратегии по позиционированию товара на рынке………..27
3 Совершенствование маркетинговых исследований
конкурентоспособности фирмы…………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованных источников………………………………………40
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2003 г. ЗАО МШФ “Вяснянка”.41
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2003 г. ОАО “Славянка”………43

Вложенные файлы: 1 файл

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Существует три метода оценки конкурентоспособности товаров:

    • матричный метод
    • индексный метод
    • рейтинговый метод.

Матричный метод основан  на использовании матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) и расположением товаров в этой матрице в зависимость от доли рынка и объема продаж.

Индексный метод предполагает расчет нескольких индексов. Порядок установления конкурентоспособности товара состоит из следующих этапов:

  1. Выбор товаров-аналогов или эталона, с которым будет сравниваться наш товар. Эталоном является тот товар, который либо пользуется наибольшими потребительскими предпочтениями, либо наибольше предоставлен на рынке.
  2. Определение набора сравниваемых параметров. Устанавливается с помощью опроса потребителей или группы экспертов с целью установления более привлекательных свойств товаров (потребительские свойства, экономические свойства). Различают два типа параметров качества:
  • жёсткие параметры, которые должны соответствовать государственным стандартам по конструктивным и технологическим признакам, а также некоторые потребительские свойства и функции, тоже чётко определяемые стандартами и нормативами;
  • мягкие потребительские параметры, которые отражают требования покупателей. К ним относятся эстетические (дизайн, эргономичность, стиль и т. д.) и психологические свойства товара.
  1. Установление значимости потребительских и экономических свойств для потребителей, то есть устанавливается вес каждого параметра для потребителя.
  1. Определение оценки выраженности каждого из потребительских и экономических свойств для потребителя.
  2. Установление параметрических (единичных) индексов, то есть расчет степени удовлетворенности потребителей каждым параметром товара нашей фирмы по отношению к товару-аналогу или образцу.

 

= ,                                                           (1.1)

 

где  а — вес параметра для потребителя;

      — оценка выраженности i-го товара параметрического свойства.

  1. Расчёт сводного индекса. Определяется по каждой группе параметров. Рассчитывается два индекса: сводный потребительский и сводный экономический:

 

Ипi = ,                                                             (1.2)

 

  1. Расчёт интегрального индекса конкурентоспособности:

 

И0= ,                                                                     (1.3)

 

Если И0 >1, то наш товар уступает аналогу, образцу;

         И0 =1, то наш товар равен аналогу;

         И0<1, то наш товар более конкурентоспособен.

Рейтинговый метод применяется  для оценки конкурентоспособности товаров независимыми экспертами для информирования потребителей о свойствах товаров. Конкурентоспособность предприятия определяется не только по конкурентоспособности всей товарной массы, но и по эффективности ее производства.

 

 

2 Конкурентный анализ ЗАО МШФ “Вяснянка”

 

2.1 Краткая характеристика  ЗАО МШФ “Вяснянка”

 

ЗАО МШФ “Вяснянка” (бывшая Могилевская швейная фабрика  им. Володарского) входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности “Беллегпром” и является одним из крупнейших субъектов хозяйствования в швейной промышленности республики. Фирма специализируется на производстве верхней женской одежды (пальто, полупальто, куртки, женские костюмы, жакеты, брюки и т.п.) для внутреннего рынка и на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Фабрика была создана 1 июля 1929 года, а преобразована в  ЗАО МШФ “Вяснянка” 24.02.2000 года. Уставный фонд общества составляет 134 078 тыс. руб., разделен на 134 078 простых именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Список акционеров включает 1758 человек.  На 1 января 2003 года списочная численность составила 2 107 человек.

С переходом на рыночные отношения  в структуре производства продукции ЗАО “Вяснянка” произошли значительные изменения: объемы выпускаемой продукции полностью формируются исходя из потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции и возможностей реализации товаров в странах СНГ и дальнего зарубежья. Этим впоследствии и объясняется заметное увеличение доли услуг, оказываемых зарубежным фирмам по пошиву женской одежды. Переход на работу с использованием давальческого сырья позволил не только сохранить коллектив и рабочие места, но и поддерживать объемы производства продукции с максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Структура управления предприятия  построена по линейно-функциональному принципу.

Основным конкурентом  ЗАО МШФ “Вяснянка”  является ОАО “Элема” (г. Минск) — это крупнейший производитель женской одежды в Республике Беларусь. Еще одним конкурентом фирмы является бобруйское предприятие ОАО “Славянка”. Это предприятие производит женские костюмы, платья, жакеты женские, пиджаки мужские, куртки из шерстяных тканей мужские и женские. Наряду с вышеперечисленными предприятиями с ЗАО МШФ “Вяснянка” конкурирует еще несколько фирм, но их доля рынка незначительна и они не являются серьезными конкурентами предприятия.

Маркетинговый анализ конкуренции  выдвигает следующие цели и задачи:

  • определить тип конкурентного рынка;
  • выявить фактических и потенциальных конкурентов, определить число, вид и размер конкурирующих фирм;
  • произвести расчет доли рынка, занимаемой конкурентами;
  • охарактеризовать интенсивность и направленность конкуренции;
  • выявить возможности и конкурентоспособность основных соперников;
  • проанализировать и спрогнозировать поведение конкурента на рынке, его реакцию на те или иные маркетинговые действия.

Оценка уровня и интенсивности  конкуренции, выявление намерений  конкурентов, характеристика их потенциала и т. п. носят название диагностики конкурентной среды, а определение и описание конкурентной среды называются диагнозом конкуренции. В диагностике конкурентной среды существуют три направления:

  • аналитическая диагностика, к ней относятся бесконтактные методы оценки (статистические характеристики деятельности конкурентных предприятий на рынке, маркетинговые матрицы, отражающие конкурентные позиции фирмы и её товара);
  • экспертная диагностика — методы экспертных оценок, построение гипотез и вариантов прогноза о поведении конкурентов на рынке, их тактике и стратегии;
  • имитационная диагностика — использование имитационных моделей, которые разработаны на основе маркетингового наблюдения и позволяют “проигрывать” на компьютере различные варианты конкурентной борьбы.

 

2.2 Анализ рынка сбыта

 

Исходная задача конкурентного  анализа заключается в констатации  наличия или отсутствия конкурентов на данном рынке и в характеристике модели конкуренции.

Для диагностики конкуренции  используется матрица конкуренции, которая должна содержать факты и статистические данные. Она позволяет отнести конкретный рынок, на котором выступает фирма, к определенному виду по признаку типа конкуренции (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Матрица типологии рынков по уровню конкуренции

                        или монополии

Характеристика рынков

Типы рынков

 

Число фирм на рынке

Вид товара

Наличие контроля цен

Неценовая конкуренция

Очень много

Стандартизованный

Нет

Нет

Чистая конкуренция

Много

Дифференцированный

В узких рамках

Реклама, сервис и т.д.

Монополистическая конкуренция

Несколько

Стандартизованный или дифференцированный

Ограниченный

Различные формы

Олигополия

Одна

Уникальный

Значительный

Консьюмеризм

Чистая монополия


 

 

Исходя из информации, приведенной  в этой матрице можно сделать  вывод, что ЗАО МШФ “Вяснянка” функционирует на олигополистическом рынке.

Одним из наиболее общих выражений  степени достижения целей предприятия считается его фактическая рыночная доля в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента. Она, отражая наиболее важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке.

Значение рыночной доли предприятия можно рассчитать по следующей формуле:

= ;     (2.1)

 

где  i = 1,….., n , 0 < 1

— количество продукции, реализованной  i – ым предприятием;

— общее количество продукции, реализованной  всеми 

                предприятиями на рынке.

Исходя из формулы 2.1, зная об объемах реализации на рынке:

— доля рынка ЗАО МШФ “Вяснянка” равна:

=50000 : 300000*100=16,7%

    — доля рынка  ОАО ”Элема” равна:

=180000 : 300000*100= 60%

     — доля  рынка ОАО ”Славянка” равна:

        = 44000 :300000*100= 14,7%

     — доля  рынка других фирм равна:

    =26000:300000*100=8,6%

Таким образом, доля рынка  нашего предприятия составляет примерно 16,7%,  доля рынка ОАО “Элема”  — около 60%, а доля рынка ОАО  “Славянка” равна 14,7%. Доля рынка других конкурирующих фирм  незначительна (в сумме равна 8,6%).

Можно представить шкалу, отражающую роль фирмы на рынке в зависимости от её доли на нём (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Шкалирование позиции фирмы в зависимости  от

                       принадлежащей ей доли рынка

Доля на рынке, %

От 40 и выше

От 40 до 20

От 20 до 10

Менее 10

Роль в конкуренции

Лидер рынка

Претендент на лидерство (предприятие с сильной конкурентной позицией)

Последователь (ведомый, предприятие со слабой конкурентной позицией)

Занявший рыночную нишу и избегающий конкуренции (аутсайдер рынка)


 

Исходя из рассчитанной нами доли рынка, можно сделать вывод, что лидером на рынке является ОАО “Элема” (60%), а ЗАО МШФ “Вяснянка”(16,7%)  и ОАО “Славянка” (14,7%) являются претендентами на лидерство.

 

 

 

2.3 Сравнительная характеристика финансового положения ЗАО МШФ

     “Вяснянка” и ОАО “Славянка”

 

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от его финансовой устойчивости. Сравним показатели ликвидности и платежеспособности и оценим финансовую устойчивость двух фирм-конкурентов (ЗАО МШФ “Вяснянка” и ОАО “Славянка”).

 

2.3.1 Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО МШФ

         “Вяснянка” и ОАО “Славянка”

Ликвидность  — это  способность фирмы в любой момент осуществлять необходимые платежи. Ликвидность выражается следующими показателями:

  • коэффициент текущей ликвидности, характеризующий степень покрытия имеющейся у фирмы краткосрочной задолженности по всем оборотным активам. Этот коэффициент рассчитывается как отношение итога раздела II актива баланса за вычетом строки 217 (расходы будущих периодов) к итогу раздела V пассива баланса за вычетом строк 540, 550, 560 (0,8-1,7)
  • коэффициент критической ликвидности, который рассчитывается как отношение денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности  к  итогу раздела V пассива баланса за вычетом строк 540, 550, 560 (0,5-0,7)
  • коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий какую часть краткосрочной задолженности можно погасить только денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Этот коэффициент рассчитывается как отношение денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг к  итогу раздела V пассива баланса за вычетом строк 540, 550, 560 (0,2 - 0,25)

Информация о работе Конкурентный анализ швейных предприятий