Конкурентоспособность товаров (или услуг) в маркетинге предприятия (на материалах ЗАО "Платежная система "БелКарт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ 6
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг 16
1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий 19
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЗАО «ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА «БелКарт» 23
2.1. Общая характеристика ЗАО «Платежная система «БелКарт» 23
2.2. Анализ конкурентоспособности 26
2.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 388.29 Кб (Скачать файл)

 

Реферат (аннотация)

 

Объем работы: 42 страница, 1 таблица, 2 рисунка, 2 приложения, 10 литературных источников.

Тема: Конкурентоспособность товаров (или услуг) в маркетинге предприятия (на материалах ЗАО «Платежная система «БелКарт»).

Объект курсовой работы: ЗАО «Платежная система «БелКарт», г. Минск.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, методы, факторы, товар, услуги.

Цель курсовой работы:  определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг.

В работе: рассмотрены сущность  и понятие конкурентоспособности товаров и услуг, изучены методы конкурентоспособности. Дана оценка конкурентоспособности товаров и услуг, проанализированы   пути повышения конкурентоспособности.

В процессе работы: выявлены факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          4

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ                                    6

    1.1. Понятие и сущность  конкурентоспособности                                          6

    1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг        9

    1.3. Методы оценки  конкурентоспособности товаров  и услуг                     16

    1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий                                        19

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЗАО «ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА «БелКарт»                                                              23

  2.1. Общая характеристика ЗАО «Платежная система «БелКарт»               23

    2.2. Анализ конкурентоспособности                                                               26

    2.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг                  31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 37

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ                                        39

    ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной  продукции и услуг по сравнению  с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать  все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Готовая продукция — конечный продукт производственного процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия  не только производят продукцию в  нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости  рынка, определение доли предприятия  в общем объеме продажи продукции  данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских  предпочтений.

     Результатом  создания конкурентоспособной промышленности  будет:

• Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;

• Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;

• Стабильные налоговые поступления в бюджет;

• Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;

• Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

• Занятость населения;

• Социальная и политическая стабильность.

В настоящее время в  Беларуси далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.

Самое главное в экономике  любой страны – это малый бизнес. Во многих экономически развитых странах, по словам электронных СМИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями  в годовом ВВП, доходит до 60%. В  этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего  населения. Новые предприятия успешно  создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную  продукцию.

Для развития и успешного  функционирования малых предприятий Беларуси необходима такая же государственная политика, которая функционирует в экономически развитых странах. Только в этом случае малый бизнес будет успешно развиваться, функционировать и производить конкурентоспособную продукцию.

Что касается крупных промышленных предприятий, то для их развития и  успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная  программа поддержки: государственное  финансирование, как через кредиты, так и через государственные  заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных  специалистов.

 

 

 

  1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг

 

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности

 

Конечная цель любой фирмы  — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как  закономерный итог постоянных и грамотных  усилий фирмы. Достигается она или  нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара конкурента и, соответственно, определяющую его  привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в  правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения  начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для  оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети?

 Они связаны со значительными  и достаточно весомыми для  потребителя условиями приобретения  и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения:

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так  и с экономическими возможностями  и ограничениями потребителя.  Наконец, третья отражает все  то, что может быть приятно  или неприятно потребителю как  покупателю, как человеку, как члену  той или иной социальной группы  и т. д.

2. Покупатель — главный  оценщик товара. А это приводит  к очень важной в рыночных  условиях истине: все элементы  конкурентоспособности товара должны  быть настолько очевидны потенциальному  покупателю, чтобы не могло возникнуть  малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого  из них. Когда мы формируем  "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать  особенности психологического воспитания  и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного  характера. Интересный факт: почти  все зарубежные пособия по  рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной  или интеллектуально не-развитой аудитории.

3. Как известно, каждый  рынок характеризуется "своим"  покупателем. 

Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а  вслед за ним и его ученые давно  и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и  все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность  стала просто удобным, концентрирующим  внимание и мысль термином, за которым  выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов  менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность  — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и  для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

• понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

• знание поведения и возможностей конкурентов;

• знание состояния и тенденций развития рынка;

• знание окружающей среды и ее тенденций;

• умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

• Качество товаров и услуг;

• Цена товаров и услуг;

• Уровень квалификации персонала и менеджмента;

• Технологический уровень производства;

• Доступность источников финансирования.

 Анализу перечисленных  критериев посвящается следующий  параграф курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

 

Качество товаров и  услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество –  главная характеристика товара. Это  способность фирменного товара выполнять  свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам.

Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности  потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех  ему на рынке обеспечен. Однако, с  точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих  покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

  • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
  • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
  • символические: статус, престиж, класс;
  • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного  товара производитель должен принять  решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут  обеспечивать поддержание позиции  марки на целевом рынке. Одним  из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество –  это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Информация о работе Конкурентоспособность товаров (или услуг) в маркетинге предприятия (на материалах ЗАО "Платежная система "БелКарт"