Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, движущих силах ее в отрасли, о различных видах конкурентных преимуществ, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО ……………………………………………
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции.…
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………..
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ…………………………………………………………
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы……………………………………………..
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара……………………………
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы……………………………………………………….
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ ………………………………………….
3.1. Оценка конкурентоспособности товара………………….
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

KR_marketing.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

 Интенсивность и форма конкурентной борьбы между прямыми соперниками на товарном рынке варьируют в зависимости от природы конкурентной структуры. Последняя определяет уровень взаимозависимости между конкурентами и степени рыночной власти каждого из них. Конкурентное преимущество, основанное на рыночной силе, необходимо представить в форме таблицы, включающей характеристики (параметры) четырех конкурентных структур: чистой (или совершенной) конкуренции, олигополии, монополистической (или несовершенной конкуренции) и монополии [2,9,10,22,26,27].

Обретение рыночной власти посредством  успешной дифференциации товара – это один из способов достижения конкурентного преимущества. Другой способ, который следует описать в завершении подраздела 1.3 - это возможность доминирования над конкурентами по издержкам за счет более высокой производительности и контроля уровня издержек.

Описывая конкурентное преимущество, основанное на лидерстве по издержкам, следует дать описание закона опыта и источники эффектов опыта.

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ

Термин «конкурентоспособность»  применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке [3,4,9,14,19,24].

В теории и практике зарубежного  бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем - фирма, отдельное предприятие отрасль или экономика в целом. Конкурентоспособность предприятия - "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности" [9,23].

Конкурентного преимущества фирмы  добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как [3,11,19,21]:

1) новые,   более   прогрессивные   технологии,   позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;

        2) новые или  изменившиеся запросы покупателей;

       3) появление  нового сегмента отрасли или  перегруппировка 
существующих сегментов;

        4) изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, 
оборудование, средства информации и другие;

        5) изменение правительственного регулирования   в области 
налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.

В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:

  • с позиции сравнительных преимуществ;
  • на базе теории равновесия;
  • на базе теории эффективной конкуренции;
  • на базе теории качества товара;
  • матричные методы;
  • индикаторный метод.

В подразделе 2.1 «Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы» следует дать несколько формулировок понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность продукции (товара)» и «конкурентоспособность фирмы» со ссылками на исследователей этих понятий, а также общие подходы к разработке систем показателей, определяющих ту или иную конкурентоспособность.

Подраздел 2.2 «Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара» должен содержать анализ не менее трех методик.

Методики могут включать основные факторы конкурентоспособности товара либо систему показателей - качественных, маркетинговых и экономических. Оценка конкурентоспособности товара может быть основана на нормативных показателях, регламентируемых стандартами или техническими условиями. Существуют модели дифференциальной, комплексной и интегральной оценки конкурентоспособности товара [2,12,16,21,24].

Следует показать достоинства  и недостатки методик и выделить из них ту, которая дает наиболее достоверные результаты.

Подраздел 2.3 «Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы» завершает теоретическую часть курсовой работы.

Оценка конкурентной позиции  фирмы на отраслевом рынке позволяет:

  1. разрабатывать меры по повышению конкурентоспособности;
  2. выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;
  3. привлечь инвестиции в эффективное производство;
  4. составить программы выхода фирмы на новые товарные рынки сбыта.

Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и  объективной методики оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиции фирмы на рынке.

Среди наиболее известных методов  можно отметить матричный, разработанный "Бостонской консалтинговой группой". Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строится матрица, по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали -относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Заслуживает внимания также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода - конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, даёт представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.

В подразделе 2.3 «Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы» необходимо показать не менее трех видов методических подходов. В современной литературе по исследуемой теме, кроме указанных выше методов, описана масса новых разработанных и частично апробированных на практике подходов [2,11,13,18,23,24]. Студентам предлагается самостоятельно выбрать и описать наиболее интересные в научно-методическом плане разработки.

 

3. РАСЧЕТЫ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   ПРОДУКЦИИ  И  ФИРМЫ

3.1. Оценка конкурентоспособности продукции

 

Важнейшей характеристикой продукции  является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле [5]:

,    (3.1)

где Kij – коэффициент конкурентоспособности;

 Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;

Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

Очевидно, что если Kij > 1, то продукция i-й фирмы по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов (К). Если для i-й фирмы более 50 % значений К > 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

Результаты расчетов можно представить  в матричном виде - таблица 3.1:

Таблица 3.1.Совокупное представление  коэффициентов

 

№ п/п

Коэффициенты (Кij)

Фирмы

1

Ki1

K11

K12

K1j

K1m

2

Ki2

K21

K22

K2j

K2m

n

Kin

Kn1

Kn2

Kij

Knm


 

В этой таблице все коэффициенты приводятся в двух возможных вариантах:

  • сравнение показателей j-й фирмы и всех остальных фирм;
  • за основу сравнения (j) берутся стандарты качества и сложившиеся рыночные цены на анализируемую продукцию.

В курсовой работе должна быть произведена  оценка конкурентоспособности продукции четырех фирм - производителей строительного кирпича. В качестве значений j принимаются стандарты по ГОСТ 530-2007 «Кирпич и камни керамические. Общие технические условия» для марок кирпича 100, 125, 150 - таблица 3.2.

Таблица 3.2. Стандартные значения для  кирпича по ГОСТ

 

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно быть меньше 6 %

Масса, кг

должно быть не более 4,3 кг

Средняя рыночная цена, р./1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0


 

Расчеты проводятся по каждой марке  кирпича, затем делается вывод о конкурентоспособности продукции по каждой фирме – производителю (можно ранжировать по местам: 1, 2, 3, 4).

Все данные о производителях взяты условно. При этом следует учитывать лучшее значение показателя (в нашем примере - соответствующее ГОСТу). Например, если водопоглощение по исходным данным имеет значение 6,1 %, то при расчете Тi : Tj результат будет больше 1 (6,1 : 6,0 = 1,02). Это снижает конкурентоспособность. И наоборот, если водопоглощение характеризуется более низким значением, например – 5,8 %, это дает при сопоставлении со стандартом значение коэффициента 0,98, что в целом положительно характеризует водостойкость кирпича. В этом случае сравниваемая с ГОСТом фирма (i) имеет более конкурентоспособную продукцию. Аналогично следует рассуждать при сопоставлении массы кирпича. Затем эти локальные коэффициенты переворачиваются и берутся больше 1 (там, где значения по этим двум критериям были меньше 1). В то же время с показателем прочности кирпича так делать не надо, так как чем выше прочность, тем качественней кирпич.

Таким образом, при использовании  формулы 3.1 в соотношении Тi/Tj (только здесь, не затрагивая соотношения Цi/Цj) следует руководствоваться методикой М.Г. Долинской и И.А. Соловьёва: из формул (1.1) и (1.2) выбирается та, которая соответствует улучшению параметра показателей [5]. Вся исходная информация по вариантам представлена в таблице 3.7.

3.2. Определение конкурентоспособности фирмы

 

Для того чтобы практически оценить  конкурентоспособность фирмы на рынке, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.

Произведем определение конкурентоспособности по предприятиям с позиций 3 основных составляющих [23,24]:

- маркетинговой;

- производственной;

- финансовой.

В расчетах используются разные методы и подходы.

 

Матричный подход  к  определению маркетинговой составляющей конкурентоспособности фирмы

При использовании матричного подхода [6,12] составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм - таблица 3.3:

Предлагаемый перечень показателей, выбранных для сравнения, может быть значительно больше предложенного (т. е. более 8).

Приведенные в курсовой работе показатели маркетинговой составляющей конкурентоспособности наиболее доступны и легко поддаются объяснению.

Информация о работе Конкуренция в отрасли