Курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:18, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия".

Вложенные файлы: 1 файл

опорный конспект.docx

— 555.94 Кб (Скачать файл)

 

Определение коэффициента значимости проводится по формуле:


 

                                                            ,                       (5.5)

 

где А – среднее арифметическое значение весомости параметра;

  aij - балловая оценка весомости і-го (от 1 до n) параметра, определяемого j-м экспертом;

   m – количество экспертов.

Нормирование  коэффициента весомости выражается: 


                                                               ,                (5.6)                   

 

 

где Аi – среднее арифметическое значение

 весомости i-го параметра;

 qi - коэффициент весомости i-го параметра;

 Ai - ср.арифметический показатель каждого i-го параметра.

 q1= 4,3 / (4,3 + 3,7 + 4,0) = 0,36, или 36%;

 q2= 3,7 / (4,3 + 3,7 + 4,0) = 0,31, или 31%;

 q3= 4,0 / (4,3 + 3,7 + 4,0) = 0,33, или 33%.

            Данную методику можно упростить,  заранее установив весомость  критериев /16, с. 274/. Причем в данном  случае используется часть предложенной  ранее формулы (6.6), что позволяет  нормировать коэффициент важности  или, говоря иначе, выразить  его в процентах сразу в  одной формуле:

   


 

                                                             ,                   (5.7)

 

 

где Vij  - i-ый показатель качества j-го товара (марки);

Ai - ср.арифметический показатель i-го параметра каждого j-го товара.

Существует  иная методика оценки конкурентоспособности  продукта. Она применяется для  товаров с большим количеством  важных, но стандартных параметров, оцененных ранее экспертами и  потребителями. Изначально каждому  параметру присваивается свой коэффициент  значимости (табл. 5.3)

 

Таблица 5.3 

Параметры товара и их коэффициенты значимости

№ п/п

Параметры

Марка  товара

Коэффициент значимости

"А"

"В"

"С"

"n"

1

Надежность, ресурс в тыс.часов.

100

120

110

.  .  .

0,18

n

           
           

1,00


 

1. Начинается  оценка со сравнения технических  параметров оцениваемого товара  с товаром конкурента:



                                                                     ,       (5.10)                      

 

где  Iтп – индекс технических параметров (индекс качества);

qi – коэффициент значимости параметра;


                                                                      ,                          (5.11)

 

где  Рот – отношение параметров оцениваемой (Роцен) модели к модели конкурента (Рконк).

Полученный  расчетным путем результат показывает следующее:

- если Iтп >1 , то товар конкурентоспособен по техническим параметрам;

- если Iтп<1 , то товар неконкурентоспособен по техническим параметрам.

2. Следующим  этапом является определение  индекса экономических параметров:

                                                                    ,      (5.12)                       


 

 

где Iэп - – индекс экономических параметров (индекс цен);

 

С - это цена приобретения + цена эксплуатации - то есть цена потребления соответственно оцениваемой (Соц) и конкурирующей модели (Сконк);

если Iэп > 1 , то товар неконкурентоспособен по экономическим параметрам;

если Iэп < 1 , то товар конкурентоспособен по экономическим параметрам.

В данном случае, индекс цены имеет обратное значение относительно индекса качества (т.е. чем больше единицы, тем хуже).                                

Далее следует  найти соотношение цены и качества:

 

                                                                   ,       (5.13)                             


где К – конкурентоспособность продукции в соотношении «цена – качество».

 

Если К > 1, то товар конкурентоспособен;

если  К < 1, то товар неконкурентоспособен.

 

Параметрический метод для определения рейтинга товаров и услуг

 

Наиболее подходящим для  маркетинговых исследований конкурентоспособности  продукции и услуг (определения  рейтинга) является параметрический  метод оценки.

Сущность параметрического метода состоит в объективной  по факторной оценке некоторой совокупности объектов. Отличие этого метода состоит  в том, что значимость выбранных  для оценки параметров не одинакова  в данных объектах. В качестве экспертов  чаще всего выступают сами потребители - например, туристы, клиенты развлекательных  центров, студенты учебных заведений  и др.

На первом этапе выбираются критерии для оценки объектов. Значимость критерия определяется как среднее  арифметическое значение, полученное с помощью суммирования балловой оценки по конкретному критерию в  заданном объекте, делимое на количество экспертов (формула 5.14). Расчеты удобно осуществлять в таблицах Microsoft Excel.

 


, (5.14)

 

где - средняя арифметическая значимость j-го критерия

k-го объекта (балл);

Nijk - балловая оценка (значение) присвоенная і-тым экспертом по j-тому критерию в k-му объекту;

nk -число экспертов, отобранных для оценки k-ого объекта.

Средний балл значимости критерия k-ого объекта (Qjk) определяется по формуле значимости


                                                                             ,        (5.15)

где m – количество критериев, взятых для оценки.

Средний балл оценки качества j-го критерия k-го объекта находим по формуле:


 

   ,               (5.16)

- средний балл  оценки качества j-го критерия k-го объекта (балл);

Рijk – оценка качества і -ым экспертом по j-тому критерию в k-го объекта.

Для удобства переведем  балловую оценку значимости в доли процента. Нормирование балловой оценки критериев выражается формулой:


  ,       (5.17)                           

 

 

 

где q'jk – нормированная весомость j-го критерия, определенная экспертами k-го объекта.

Значения нормированной весомости  критериев, полученные по каждому исследуемому объекту, записываются в таблицу 5.4

Таблица 5.4

 

Значение нормированной  весомости критериев (q'jk) в объектах

Критерии для оценки объекта

Объект-1

(ср. балл)

Объект-2

(ср. балл)

Объект-3

(ср. балл)

Объект- n

(ср. балл)

1. Параметр А

       

2. Параметр Б

       

3. Параметр В

       

4. Параметр Г

       

5. Сумма критериев Sq'jk

       

Учитывая весомость  критерия и количество набранных  баллов по каждому из них, можно подсчитать  общее количество баллов, набранных  каждым объектом (Rk)


 

     ,            (5.18)                      

 

где Rk – рейтинг k-ого  объекта

Параметрическая оценка объектов записывается в таблицу 6.5

 

Таблица 6.5

Параметрическая оценка (рейтинг) объектов Крыма

Объекты для оценки

Критерии для оценки

Общая оценка - рейтинг, (Rk)

Параметр А

Параметр Б

Параметр В

Параметр Г

Средний балл P1k

с учетом веса

Средний балл P2k

с учетом веса

Средний балл P3k

с учетом веса

Средний балл P4k

с учетом веса

  1. Объект-1
                 
  1. Объект-2
                 
  1. Объект-3
                 
  1. Объект-n
                 

 

Опыт проведения подобных исследований и использование параметрического метода позволяет не только определить рейтинг объектов Крыма, но и оценить  их в соотношении цена/качество, а также степень удовлетворенности  клиента в зависимости от затраченной  на его приобретение и эксплуатацию суммы.

Такие исследования должны быть регулярными, стандартными и отслеживаться  в динамике. Это позволит выявить  тенденции изменения рыночной ситуации.

Для расчета стоимостного показателя качества объекта ( ) предлагается использовать формулу


,      (5.19)                                 

 

где – средний стоимостной показатель качества k–го объекта;

Rk – показатель качества k–го объекта с учетом весомости оцениваемых факторов (рейтинг);

– средние затраты на k–й объект (товар или услугу).

По предложенной методике можно рассчитать стоимостной показатель качества товаров и услуг, используя данные маркетинговых исследований.

Таблица 6.6

Качественно-стоимостная  оценка объектов( товаров и услуг)

Название объекта

Показатель качества объекта, рейтинг (Rk)

Стоимостные показатели качества отдыха ( )

Стоимостной показатель кач. у.е./балл (Ck)

Затраты на «а»

Затраты на «б»

Затраты на «в»

Всего затраты

(а+б+с)

  1. Объект-1
           
  1. Объект-2
           
  1. Объект-3
           
  1. Объект-n
           
  1. Ср. показатель
           

 

 Международные критерии оценки  конкурентоспособности товара

 

Цена и качество главные, но не единственные, факторы  конкурентоспособности. В современных  условиях все большее значение приобретает:

  • выпуск наукоемкой продукции;
  • снижение времени и цены доставки;
  • уровень послепродажного обслуживания;
  • степень обновляемости.

Совокупность  услуг, оказываемых при сбыте, эксплуатации продукции, становится решающим фактором в конкурентоспособности, и как  неценовые факторы начинают играть все большую роль. Например,  такими факторами считаются:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Товарная политика предприятия"