Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:
f
Лекция по дисциплине:
«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:
1. В качестве целенаправленных, организующих и регулирующих элементов выступает государство
2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации власти, которая распространяется на все общество
3. В центре государственного управления сосредоточено решение общих вопросов, согласование действий всех граждан, защита интересов, удовлетворение потребностей общества
4. Государственное управление в своей основе имеет правовую обусловленность, реализуемую с помощью аппарата, обладающего средствами принуждения.
Следует отметить, что в научной литературе пока нет однозначного определения понятия «государственное управление». Одни толкуют его расширенно, как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу (Атаманчук Г.В.). Другие – как деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами (Курашвили Б.Н.). Третьи – как практическую, организующую деятельность государства на основе во исполнение законов, состоящую в исполнительно-распорядительных функций непрерывно действующим аппаратом государственного управления. Четвертые – как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства.
Однако нельзя не учитывать, говоря о государственном управлении, что Конституция РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный российский народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Следуя современным установкам можно следующим образом объяснить государственное управление: «Это целенаправленное организующее - регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей».
Государственно-политическое управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию. Субъектом выступает политическая система общества, включающая государство, политические и общественные организации, объединения граждан. Развивающее общество формирует свои потребности как социальный заказ системе управления, которые трансформируются в потребности. Главным результатом функционирования системы государственного управления являются управленческие решения и действия. Они могут носить политический общезначимый характер или проявляться в виде властных административных решений. Государственно-политическое управление – это деятельность институтов политической власти трех уровней: федерального, субъектов РФ и местного самоуправления. Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, главы регионов, законодательные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Государственно-
Государственно-
Сама по себе система управления делами находить выражение в государственном администрировании, как практической деятельности государственных органов, в процессе исполнения управленческих решений. В ходе государственного администрирования осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на объекты на основе административной ответственности.
Исходя из этого можно сделать вывод, что главным содержанием государственного управления является целенаправленное практическое воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Государственное
управление слагается из
1.2. Цели, функции, формы и методы
государственного и
Цель государственного управления – это то, что должен достичь субъект управления. Иерархия целей госуправления строится на принципе приоритета потребностей и интересов общества. Можно выделить следующие виды классификации целей:
Функции государственного и муниципального управления - это конкретное направленное управляющее его воздействие на объект управления. К основным функция государственного управления относятся: прогнозирование и моделирование, планирование, распорядительство, руководство, координация, информационное обеспечение, контроль, регулирование
Предметом госуправления являются формы (правовые и не правовые) и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанные между собой общностью политической системы и территории.
Метод государственного управления - это осознанный способ воздействия управляющего воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами. К числу их можно отнести: административно-правовой, организационный, политический, экономический, социальный, информационный, идеологический методы госууправления.
1.3. Конкурирующие концепции о роли государства в управлении обществом
В развитых
странах сложились и
1. Либеральная, признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок. В арсенале классического либерализма ведущее место занимала идея предоставления полного простора частнособственнической инициативы и освобождение экономической деятельности от опеки государства. Один из основоположников американского либеразма Джефферсон считал лучшим то правительство, которое меньше всего управляет. Оставаясь приверженцем свободного рынка, либералы в начале 20-го века (впервые этот взгляд сформулировал английский экономист Д. Кейнс) стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения вмешательства государства в экономику. Суть концепции – обоснование государственного регулирования как метода воздействия государства на экономику с целью обеспечения ее бесперебойного функционирования в рамках измененной системы общественных отношений. На практике их применил Ф. Рузвельт, сумевшем в своем «Новом курсе» преодолеть «Великую депрессию» 1929-1933гг.
Однако по мере оживления американской экономики, это встречало сопротивление, считая реформы покушением на свободу. Идеологической и политической реакцией на появившуюся в Европе в условиях мирового кризиса тенденцию контроля государства над экономическими и социальными процессами в виде «социального планирования» была работа Ф. Хайека «Дорога к рабству», изданная в Чигако в 40-х годах. Ее можно считать манифестом либерализма и антисоциализма. Но опыт государственного управления в США, изложенный американскими учеными в энциклопедическом труде «Эффективность государственного управления» опровергает догму об изначальной неэффективности государства, демонстрирует его возрастающую роль в современной общественной системе и ее экономическом базисе..
Социалистическая концепция сформировалась в результате стечения объективного и субъективного характера. Объективная причина – необходимость проведения мобилизационной политики в условиях разрушенных войнами экономики и социальной сферы общества; субъективная – идеологическая концепция, ориентирующая политику государства исключительно на модель «сознательного строительства социализма». , отвергая рыночные отношения как капиталистические. Она базируется на принципе приоритета политического государства над обществом и личностью, подчинения интересов социальных групп и личности государственным интересам. Ее методологический стержень – первенствующая роль политики по отношению к экономике, что находит выражение в политическом диктате правящей партии как некоего высшего субъекта управления.
Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической моделей роли государства. Она отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества, характеризующуюся в области политики возрастанием роли сознательного фактора в виде прогнозирующей и планирующей, регулирующей и управляющей деятельности государства.. В экономике эта тенденция реализуется в выборе социально ориентированной рыночной экономики. Такая модель строится на свободном сосуществовании разных форм собственности, эффективных социальных и экономических функциях государства, на использовании планирования и прогнозирования.
При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления. Кроме этих существуют и другие методы.
Метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), метод экстраполяции (распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования(искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента(практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).
При изучении государственного управления широко используются также исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно—социологические методы и приемы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально—качественные методы исследования(например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно—правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.
Важнейшую роль при изучении государственного управления играют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.
Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"