Маркетинговые исследования алкогольного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности. Объект – алкогольный рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……….3
1 Меркетинговые исследования рынка……………………………….................4
1.1 Исследования рынка………………………………………………………..4
1.2 Цели и методы прогнозирования рынка……………………………....…..7
2 Характеристика мирового алкогольного рынка...…………………………...17
2.1 Мировой рынок алкоголя……………………………………………..…..17
2.2 Тенденции развития алкогольного рынка в России и его регулирование………………………………………………………...………….24
3 Алкогольный рынок Красноярского края……………………………..……..48
3.1 Производители Красноярского края…….………………………………..48
3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае...54
3.3 Анализ потребителей……………………………………….……………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…...…….74

Вложенные файлы: 1 файл

Алкогольный рынок - Черняев.docx

— 307.00 Кб (Скачать файл)

21 июля 2012 года в России был  введен запрет на рекламу алкогольной  продукции в сети Интернет.

Федеральная Служба Алкогольного Рынка России с 1 января 2013 года установила:

-цену, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта) алкогольной продукции у организации, осуществившей ее производство, и поставки (за исключением экспорта) алкогольной продукции организацией, осуществившей ее производство, в размере:

а)на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции;

б)на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, – 196 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

в)на коньяк – 220 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

-цену, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта) алкогольной продукции у организации, осуществившей ее закупку у иной организации, и поставки (за исключением экспорта) алкогольной продукции организацией, осуществившей ее закупку у иной организации, в размере:

а)на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции согласно Приложению к настоящему приказу;

б)на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, – 205 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

в)на коньяк – 230 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

-цену, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в размере:

а)на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции согласно Приложению к настоящему приказу;

б)на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, – 250 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

в)на коньяк – 280 рублей за 0,5 литра готовой продукции.

Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания  новых  путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности.

Существует ряд факторов, обусловливающих обязательность  вмешательства государства в процесс формирования предложения и цен на алкогольную продукцию и в процесс распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. Для Российской Федерации задача государственного регулирования рынка алкогольной продукции имеет особое значение. Первая причину, которую необходимо отметить, – это социальная проблема  алкоголизации населения (потребляется 15-17 литров чистого спирта на человека в год, в то время как в иностранных государствах этот показатель не превышает 3-4 литра в год), высокий показатель смертности от алкоголизма (более 30 тысяч человек в год). Среди экономических причин главной является это недопоступление акцизов в бюджет государства, что является следствием высокого уровня производства и оборота нелегальной алкогольной продукции (по оценкам различных аналитиков этот показатель составляет 40-50%). Государство также должно вмешиваться в механизмы функционирования алкогольного рынка в связи с такой проблемой как высокий уровень простаивающих, неиспользуемых  мощностей - это результат отсутствия целостной, ориентированной на рост объемов производства государственной стратегии развития данного сегмента экономики. Усугубляет эту проблему несовершенство и нестабильность нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость государственного регулирования данного сегмента: вопрос стоит в степени вмешательства в рыночные процессы.

Объектами государственного регулирования являются предприятия-производители этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприятия оптовой и розничной торговли данным видом продукции независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности.

Алкогольный рынок имеет свою специфику: он тесно связан с различными отраслями. Организационно - технологический процесс производства и реализации алкогольной продукции изображен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Организационно-технологический процесс производства и реализации алкогольной продукции.

В этой технологической цепочке наблюдается и сезонность заготовления сырья и неэластичные спрос и цена на продукцию, поэтому государство использует как прямые, так и косвенные методы и инструменты регулирования деятельности субъектов рынка. На рисунке 3 представлены методы и инструменты государственного регулирования алкогольного рынка.

 

Рисунок 3 - Методы и инструменты государственного регулирования алкогольного рынка.

Действенным  методом государственного регулирования алкогольного рынка  является участие государства, которое осуществляется через использование государственных производственных мощностей и владение контрольным пакетом акций. Так, в 2000 году путем преобразования государственных спиртпроизводящих предприятий и акционерных обществ создано Федеральное государственное  унитарное предприятие «Росспиртпром», которому в том же 2000 году принадлежало 64% в общероссийском  объеме производства спирта и 37% составляла доля производства водки и ликероводочной продукции. Однако, как показала практика прошлых лет, ни к увеличение бюджетных доходов, ни к уменьшению объемов производства фальсифицированной продукции, ни к снижению смертности и количества алкогольных отравлений создание такого крупного производителя не привело, мало того, доля на рынке только за пять лет существования сократилась в три раза. Это свидетельствует о неэффективности использования подобного инструмента регулирования.

Инструменты административного воздействия предусмотрены Федеральным законом от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 21.07.2011 года, далее - Закон). К ним относятся законодательно установленные ограничения, направленные на сохранение здоровья населения страны, улучшение качества производимой продукции (направлены на решение социальных задач):

  • организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия или декларацию о соответствии (п.1 ст.8 Закона);
  • технологическое оборудование должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (п.2 ст.8 Закона);
  • оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии  документов, предусмотренных ст.10.2 Закона, удостоверяющих легальность их производства и оборота;
  • запрет на оборот алкогольной продукции без  сертификатов соответствия и специальной маркировки (ст.12 Закона);

Несмотря на большую значимость решения социальных вопросов, на наш взгляд, государственное регулирование в сфере производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции носит преимущественно фискальный характер. Деятельность осуществляется в двух направлениях: ведение тщательного контроля за деятельность (лицензирование) и увеличение бюджетных поступлений (посредством налоговых платежей).

Лицензирование - это мероприятия, связанные с выдачей лицензии, с приостановлением и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Лицензии необходимы на осуществление следующих видов деятельности:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) выдает следующие виды лицензий:

-Лицензия на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

-Лицензия на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

-Лицензия на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

-Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

-Лицензия на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

-Лицензия на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Лицензирующие органы исполнительных органов власти субъектов РФ выдают лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.

Срок действия лицензий - 5 лет. Территория действия - на всей территория РФ (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории субъекта РФ или нескольких если есть соглашения между субъектами РФ).

Стоимость за предоставление лицензий предусмотрена Налоговым кодексом РФ (п. 94 ст. 333.31 НК РФ в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 218-ФЗ).

Применение государственной пошлины за предоставление лицензий  является инструментом косвенного воздействия на алкогольный рынок, однако размер ее остается спорным моментом, так как в данном случае применение этого сбора носит не стимулирующий, а фискальный характер.

Размеры государственной пошлины за выдачу лицензий в сфере спиртового и алкогольного производства представлены в таблице 4.

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Размеры государственной пошлины за выдачу лицензий в сфере спиртового и алкогольного производства 2013г.

 

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина, в данном случае платеж производится  в пользу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Этот принцип не соблюдается в практической деятельности: размер пошлины должен быть экономически обоснован и торждественен целям, ради которых сбор установлен, т.е. стоимость услуги должна быть ровна расходам, понесенным учреждением при оказании услуги. Возникает вопрос: почему одна и та же услуга по выдаче лицензий (например, предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) и предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) имеет различную стоимость (стоимость первой услуги 6000000 руб., второй – 500000 руб., т.е.в 12 раз меньше), если лицензию выдает один и тот же государственный орган и процедура рассмотрения дела практически одинакова?  В этом наблюдается нарушение пошлинного принципа - платеж установлен не  ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.

Еще одним аргументом в пользу нашей точки зрения является конституционный принцип о возможности реализации своих прав гражданами: размер пошлины не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Государственный орган, который призван регулировать (иными словами, стимулировать и активизировать) деятельности в этой сфере, - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). Она  является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений, она была создана в 2009 году Постановлением  Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка». Согласно Положению о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, на РАР сконцентрированы все контрольные функции в данной сфере: выдача лицензий, установление минимальных цен, формы деклараций, порядок их заполнения, порядок и форма расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции, порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок и др.

Трехлетняя практика функционирования данной службы позволяет подвести определенные итоги и сделать выводы. Сложная система лицензирования, которая была рассредоточена между ФНС РФ и уподномоченными структурными подразделениями региональных органов власти, должна была упроститься после создания единого лицензирующего органа – Росалкогольрегулирования.  Однако исходя из данных самого РАР, представленных на его официальном сайте в сети Интернет, просматривается иная, можно сказать противоположная, картина относительно рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Северная Осетия – Алания: в начале 2000–х годов в республике насчитывалось около 70 предприятий, на сегодня – только 42, причем только 16 из  них имеют действующие лицензии, которые получены были ими 4-5 лет назад (т.е. до создания Росалкогольрегулирования), причем 3 из них приостановлены в 2011 году, а  в 2012 году новые лицензии получили только 2  предприятия. Причем, по заявлениям самих производителей, в ходе проверок действующих лицензий Росалкогольрегулированием никаких нарушений не выявлено, проблемы возникают с получением новых лицензий. На заседании комиссии по реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртопроизводящий продукции в СКФО, прошедшем 16 июля 2012 года, были приведены примеры: заявка на получение лицензии ООО «Берд - Лавера» не была рассмотрена из-за отсутствия электронного адреса, СКП «Пшеничная» отказано в выдаче лицензии в связи с несоотвествием норм аварийной вытяжки, хотя нарушение было устранено и др. По словам начальника отдела лицензирования  РАР, после устранения неполадок необходимо снова пройти повторную процедуру подачи заявки. Это приводит к излишним затратам времени и средств, несмотря на то, что не реализуется такой мощный потенциал производства высококачественной алкогольной продукции, который сформирован в Республике Северная Осетия- Алания, как отметил Председатель Правительства РСО-Алания С. Такоев, хотя одной из функции РАР является «выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере», т.е. создание благоприятных, равных  условий для развития производства для всех субъектов данного рынка, а «если предприниматель чувствует, что его хотят «убрать» с рынка, что лоббируются чьи-то интересы, то он начинает искать пути выживания, которые не всегда согласуются с «прозрачностью» и законностью».

Информация о работе Маркетинговые исследования алкогольного рынка