Маркетинговые исследования машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать тенденции развития отрасли машиностроения в Беларуси.
Задачи работы:
- рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние отрасли и тенденции ее развития, методы исследования этих показателей;
- проанализировать вторичную информацию для исследования тенденций развития отрасли машиностроения;
- проанализировать первичную информацию в исследовании тенденций развития отрасли машиностроения.

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА - новый вариант.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

 

                                        Введение

Машиностроение  по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности . Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.

Машиностроительный  комплекс, включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Машиностроение  как отрасль существует более  двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

       Как видим, машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в Беларуси, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

Цель работы – исследовать тенденции развития отрасли машиностроения в Беларуси.

Задачи работы:

- рассмотреть  основные показатели, характеризующие  состояние отрасли и тенденции ее развития, методы исследования этих показателей;

- проанализировать  вторичную информацию для исследования  тенденций развития отрасли машиностроения;

- проанализировать  первичную информацию в исследовании  тенденций развития отрасли машиностроения.

Объектом исследования является машиностроительная отрасль  Республики Беларусь, предметом, предметом – производственное объединение сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш».

В качестве теоретической  основы исследования выступили труды таких авторов как: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия, Ахраменко П.Г. Управление занятостью персонала на предприятии государственной формы собственности в период перехода к рынку, Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия, Куликов Л.М. Основы экономических знаний, Ковалев М.Н. К вопросу проблемно-ориентированного подхода в менеджменте, Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли, машиностроение, Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник,2010, данные статистического ежегодника Гомельской области, 2010год и другие.

В качестве методологической основы в ходе исследования применялись  такие методы общенаучного исследования, как анализ, сравнение изучаемых  показателей, логический подход к оценке экономических явлений и т.д. Информационной основой исследования являются статистические данные.

В соответствии с последовательным решением поставленных задач вы-строена структура работы, состоящая из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы – 41 страница. Работа содержит 9 рисунков, 9 таблиц, 14 формул.

    
1.Основные показатели, характеризующие состояние отрасли и тенденции ее развития, методы исследования показателей.

 

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного  комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

В состав комплексных  отраслей входят:

  • Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • Химическое и нефтяное машиностроение;
  • Станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • Приборостроение;
  • Автомобильная промышленность;
  • Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
  • Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
  • Авиационная промышленность;
  • Судостроительная промышленность;
  • Промышленность средств связи.

В  работе обоснуем, что формирование концепции маркетинга взаимоотношений как рыночной методологии обусловлено изменением условий ведения бизнеса во всех секторах рынка включая сферу услуг, промышленные и потребительские рынки, а также расширением научной базы в области маркетинга. Так, в рамках классической маркетинговой концепции, сформировавшейся к 1950–1960-м годам, задаются ориентиры поведения предприятия на рынке: приоритетное отношение к потребителю, создание механизмов обратной связи с рынком и адаптации к меняющимся условиям хозяйствования. Элементы маркетинга взаимоотношений как процесса становления и развития отношений между поставщиком и потребителями формировались по мере усложнения рыночных условий взаимодействия компаний, появления новых маркетинговых теорий.

Обобщая представленные в научной литературе определения и учитывая особенности межфирменных взаимодействий на промышленных рынках, рассмотрим маркетинг взаимоотношений как непрерывный процесс одновременного взаимодействия со всеми бизнес-партнерами компании. Взаимодействия с потребителями начинаются с момента проведения маркетинговых исследований и НИОКР в целях разработки востребованного рынком и максимально отвечающего индивидуальным требованиям клиента изделия, его последующей продажи и продолжаются на этапе дальнейшего усовершенствования технических и потребительских характеристик продукции в процессе ее гарантийного и сервисного обслуживания. В результате этих взаимодействий формируется взаимная ценность межфирменных отношений, мотивирующая компании-партнеры на установление, поддержание и развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Подход  к сущности маркетинга взаимоотношений  представлен в таблице 1.

Таблица 1 –  Сущность маркетинга взаимоотношений  на промышленном рынке

 

Параметр

Содержание

1 Объект  
маркетинга

Взаимоотношения компании с бизнес-партнерами (поставщиками,                 покупателями, конкурентами и др.)

2 Задача  
маркетинга

Управление  портфелем взаимоотношений компании с бизнес-партнерами: удержание существующих потребителей, мотивация на повторные покупки, максимальное удовлетворение имеющегося партнера

3 Временная  
перспектива

Долгосрочная, при этом и поставщик, и покупатель включаются в процесс совместного  решения проблемы удовлетворения потребностей покупателей на самой ранней стадии

4 Рынок

Рынок рассматривается как социальный институт, объединяющий формальные и  неформальные виды взаимодействия в сети взаимосвязанных агентов

5 Маркетинговая  окружающая среда

Рынки относительно ограничены сетями и межфирменными альянсами. Границы между компаниями размыты

6 Участники  
отношений

Компании  как открытые, взаимозависимые системы. Сделки между компаниями повторяются. Компании рассматриваются как равные партнеры в рамках сети взаимодействия

7 Характеристики  отношений

Контакты персонализированы. Поставщик и потребитель взаимозависимы и адаптивны. Сотрудничество основано на взаимном доверии и состоит в разработке и реализации совместных планов и стратегий

8 Цели  взаимодействия

Общая выгода, являющаяся собственной выгодой для каждого участника взаимодействия

9 Производственный  фокус

Включение потребителя в процесс разработки и создания товара/услуги. Акцент на кастомизацию продукта и постоянно улучшаемое качество обслуживания. Развитие сервисной компоненты

10 Уровень  взаимодействия с потребителями

Высокая степень взаимодействия с потребителями. Потребители включаются в процесс  создания ценности. Потребители информированы  и осведомлены. Существует устойчивая обратная связь. Совместное разрешение конфликтов. Заинтересованное сотрудничество

11 Цена

Определяется  в ходе переговоров, согласованным  решением сторон

12 Коммуникации

Специально  адаптируются к конкретным покупателям


 

      Аналитическая функция маркетинга (маркетинговые исследования) - эта  функция, связывающая потребителей, конкурентов и общественность с маркетологами посредством информации, которая используется для распознания и определения возможностей и проблем; выработки, оптимизации и оценки маркетинговых действий, определения эффективности комплекса маркетинга и улучшения понимания маркетинга как процесс. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности, они снижают уровень неопределенности и касается всех элементов комплекса маркетинга, внешний и внутренней среды предприятия.

     Процесс  маркетинговых исследований включает  несколько стадий (рис. 1.).

          Рис. 1. Процесс маркетинговых исследований

 

      1. Определение проблемы и целей  исследования. Нельзя начинать какие-либо исследования до тех пор, пока не определена суть (природа) проблемы.

      Стадия распознавания и определения  проблемы является первым шагом  в процессе нахождения решения.  Невыполнение задач по сбыту,  растущее число неоплаченных счетов и низкий оборот — все это сигналы или симптомы более серьезных проблем. Исследователи должны распознать и определить проблемы, скрывающиеся за этими симптомами. Неправильное определение проблемы может привести к неправильному решению.

Цели маркетинговых  исследований вытекают из сформулированных проблем. Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

     2. Определение объектов исследования. Когда определена проблема, можно сформулировать задачи исследования. Как правило, исследование включает решение одной из четырех задач: разработать, описать, проверить гипотезы и предсказать.

     Исследование  с целью разработки проводят, когда необходимо получить больше информации по данной проблеме, более четко сформулировать гипотезы или когда необходимы новые гипотезы. Исследования с целью описания проблем проводятся, когда нужно описать такие объекты, как рынок или его часть (сегмент), определяя их характеристики на основе статистических данных.

     Если  задача маркетинговых исследований — проверка гипотезы взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными, фирмы проводят исследования с целью выявления причин, вызвавших возникновение проблемы. Например, исследование, проведенное с целью описания проблемы, может выявить, что фирма снизила цены на свою продукцию и одновременно с этим на рынке возрос спрос на нее, но оно не может определить, было ли снижение цены причиной роста объемов продаж. Объем продаж мог вырасти вследствие других факторов — увеличения покупательной способности потребителей или снижения маркетинговых усилий конкурентов. Исследования с целью определения причин, вызвавших возникновение проблемы, призваны показать, что снижение цены (независимая переменная) является причиной роста объемов продаж (зависимая переменная) или что снижение цены не является причиной роста объемов продаж.

     3. Разработка плана исследования. Создание проекта исследования является, возможно, самой важной стадией процесса маркетинговых исследований. Проект исследования — это общий план проведения маркетинговых исследований; он определяет потребности в различных данных и процедуру сбора, обработки и анализа этих данных. Со стороны исследователя разработка плана требует больших способностей. Эта стадия включает не просто выбор определенных методов проведения маркетинговых исследований, а разработку в рамках маркетинговых исследований специфических задач.

На этом этапе также  определяется потребность в информации, тип требуемой информации, источники  и методы ее получения.

     4. Сбор информации (данных). С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно —самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок (подробнее см. в конце данного раздела).

     5. Анализ информации (данных). Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.).

     6. Представление результатов. Полученные в результате проведенного исследования выводы оформляются в виде заключительного отчета и представляются руководству фирмы. Не всем менеджерам для принятия решений нужны все полученные результаты. Менеджеров могут не посвящать в тонкости проведенного исследования, но доверять полученным результатам они должны. Помимо написания отчета можно сделать его устную презентацию. В данном случае имеется возможность ответить на возникшие вопросы.

      Аналитическая функция маркетинга  предполагает проведение исследований  по трем основным направлениям:

• комплексное  исследование товарного рынка;

• анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;

• разработка рыночной стратегии.

      2.2. Комплексное исследование товарных  рынков

      Комплексное исследование товарных  рынков направлено на изучение  внешней среды маркетинга. Текущая  экономическая ситуация, общественные тенденции, технология конкуренции, правовой климат, природная среда — все это оказывает серьезное влияние на выбор маркетинговой стратегии фирмы.     Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых рынков сбыта, и обычно они открывают бесконечную череду проблем и возможностей перед теми, кто хочет продать свой товар.

Информация о работе Маркетинговые исследования машиностроительной отрасли