Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа
Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей, в самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим и следуют за ними».
Цель курсовой работы рассмотреть классификацию потребителей и их характеристику.
Введение 3
1. Типология потребителей 5
1.1. Классификация по поведенческим стратегиям на рынках. 5
1.2. Классификация по основным социально-демографическим признакам 6
1.3. Классификация по основным психографическим признакам 9
1.4. Маркетинговый аспект домохозяйства 12
2. Отличительная характеристика потребителей 14
2.1. Характеристика покупателей на потребительском рынке 14
3. Основные показатели, характеризующие потребителей 19
3.1 Составление анкеты и план проведения исследования потребительского поведения клиентов магазина «Гарант» 19
3.2. Анализ результатов анкетирования 24
3.3 Анализ рекламной деятельности магазина бытовой техники «Гарант» 35
Заключение 37
Список литературы: 38
Не последним фактором, влияющим на покупку бытовой техники, является дизайн. Это связано с довольно сильным влияние моды на выбор потребителей.
Также довольно большая часть опрошенных считает, что на его потребительский выбор решающее значение оказывает не цена и дизайн, а качество, выраженное в гарантийном сроке на товары бытовой техники.
На вопрос «Наличие каких дополнительных услуг могло бы повлиять на покупку бытовой техники», отвечали следующим образом:
Рис. 3.7 Результаты ответов респондентов на вопрос «Наличие каких дополнительных услуг могло бы повлиять на покупку бытовой техники»
25 % всех опрошенных считают, что для них важнее всего – доставка купленной бытовой техники на дом за счет магазина. Действительно, перевозка такого товара, как телевизор или холодильник, является довольно трудоемким процессом, который вдобавок несет и дополнительные затраты. поэтому предоставление данной услуги способно избавить от возникших проблем после покупки товара.
31 % опрошенных считают, что это – подарок вне зависимости от стоимости покупки и лотерея соответственно. Те потребители, которые приходят в магазин с детьми особенно реагируют на предоставление подарка после приобретения товара в магазине или получение лотерейного купона, так как это доставляет им и детям дополнительное удовлетворение от покупки.
13 % опрошенных считает, что на их выбор может повлиять подарочная упаковка. Естественно, что та часть покупателей, которая приобретает предмет бытовой техники в подарок друзьям или родственникам, должна и позаботиться об его упаковке. Предоставление данной услуги явилось бы дополнительным стимулом при посещении магазина.
На вопрос «Какой вид оплаты покупки является для Вас наиболее удобным», респонденты отвечали так:
Рис. 3.8 Результаты ответов респондентов на вопрос «Какой вид оплаты покупки является для Вас наиболее удобным»
Таким образом, по рис. 3.8 очевидно, что большая часть опрошенных – 63 % предпочла бы оплачивать бытовую технику в кредит.
Опять же такое количество ответов связано с финансовыми проблемами потребителей. Остальные 47 % готовы оплачивать покупку сразу в магазине. Данная категория потребителей заранее откладывает деньги на покупку, чтобы сразу оплатить приобретенный товар и не испытывать психологическую нагрузку должника.
На вопрос «Какова основная цель покупки бытовой техники», отвечали следующим образом:
Как видно по результатам опроса, основная масса покупок бытовой техники связана:
– с необходимостью замены старой техники – 44 %;
– в подарок друзьям и родственникам – 22 %;
– в связи с новыми технологиями производства – 18 %;
– из-за невозможности всех членов семьи пользоваться одним средством бытовой техники – 16 %.
Таким образом, основная причина покупки бытовой техники, не прихоть и не дорогой подарок, а обоснованная необходимость.
Рис. 3.9 Результаты ответов респондентов на вопрос «Какова основная цель покупки бытовой техники»
На вопрос «Наличие квалифицированных специалистов по бытовой электронике могло бы повлиять на дальнейшее посещение именно магазина «Гарант», респонденты отвечали следующим образом:
51 % опрошенных посетителей считает, что - да;
49 % считает, что нет.
Рис. 2.10. Результаты ответов респондентов на вопрос «Наличие квалифицированных специалистов по бытовой электронике могло бы повлиять на дальнейшее посещение именно магазина «Гарант»
В целом, результаты ответов на данный вопрос выявляют некомпетентность 51 % потребителей в области бытовой техники.
На вопрос «Оказывают ли на Вас влияние члены Вашей семьи покупку бытовой техники», респонденты отвечали следующим образом:
Рис. 3.11 Результаты ответов респондентов на вопрос «Оказывают ли на Вас влияние члены Вашей семьи покупку бытовой техники»
Как видим, основная масса опрошенных – 76 %, испытывает влияние членов семьи при выборе товара бытовой техники, остальная часть – 24 %, не испытывает данного влияния.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что покупки бытовой техники напрямую связаны с влиянием на потребителей членов их семей, что влияет и на характер покупок – более дорогих или более дешевых, больших или малых по размеру, определенного цвета, дизайна и т.д.
На вопрос о половой принадлежности опрашиваемого, были получены следующие результаты
Очевидно, что среди всех опрошенных количество женщин занимает лидирующее положение – 53 %, количество мужчин составило 47 %.
Такая ситуация связана с тем, что если мужчины, как правило, приходят непосредственно за покупкой, то женщины более мобильны и могут много раз посещать магазин, интересуясь товарами, но не приобретая их.
Рис. 3.12 Результаты ответов респондентов на вопрос о половой принадлежности потребителей
На вопрос «Есть ли у Вас дома бытовая техника из магазина «Гарант», были получены следующие ответы:
– 45 % опрошенных ответили «да»;
– 55 % - «нет».
едение
Рис. 3.13 Результаты ответов респондентов на вопрос «Есть ли у Вас дома бытовая техника из магазина «Гарант»
Как видно, большая часть посетителей магазина «Гарант» не имеют бытовой техники, купленной в данном магазине. Это связано с высокой конкуренции на рынке бытовой техники г. Самары.
Тем не менее, почти половина опрошенных уже приобретала бытовую технику в магазине «Гарант» ранее, что свидетельствует о достаточной уверенности потребителя в высоких технических свойствах предлагаемой данным магазином продукции.
На вопрос «Используете ли Вы знания продавца при выборе бытовой техники», были получены следующие результаты:
Рис. 3.14 Результаты ответов респондентов на вопрос «Используете ли Вы знания продавца при выборе бытовой техники»
51 % опрошенных используют знания продавца;
25 % - не используют;
24 % опрошенных пользуются услугами продавца в зависимости от сложности бытовой техники.
На вопрос «Что повлияло на Ваше решение приобрести бытовую технику именно в нашем магазине», респонденты отвечали:
Рис. 3.15 Результаты ответов респондентов на вопрос «Что повлияло на Ваше решение приобрести бытовую технику именно в нашем магазине»
Для 37 % опрошенных наиболее привлекательным в магазине «Гарант» является широкий ассортимент;
Для 25 % - приемлемые цены;
Для 22 % - опытные продавцы;
Для 16 % - удобное месторасположение.
Социологический опрос потенциальных покупателей магазина «Гарант» позволил выявить недостатки в рекламной деятельности данного предприятия и предложить некоторые меры по повышению эффективности рекламы.
Вопрос : Знаете ли Вы о магазине «Гарант»?
Результат: 70% - «да», 30% - «нет»
Вопрос: Если Вы знаете магазин«Гарант», то какова специализация этого магазина?
Результат: 70% - (все, кто знает) - «бытовая техника»
Вопрос: Посещали ли Вы этот магазин?
Результат: 70% - (из тех, кто знает) - «да»
Вопрос: Как часто Вы посещаете этот магазин?
Результат:
а) 1 раз в год – 49%
б) 2 раз в год – 27%
в) 3 раза в год и более 24%
Вопрос: Какова была цель Вашего посещения магазина?
Результат: «ознакомиться с ассортиментом» – 40%
«сделать покупку» - 60%
Вопрос: Если да, то были ли Вы довольны сделанной Вами покупкой?
Результат: «да» - 70%
Вопрос: Устраивает ли Вас представленный ассортимент?
Результат: «да» – 60%
«нет» - 40%
Вопрос: Если нет, то почему?
Результат: «мало выбора», «мало товаров», «хотелось бы больше».
Опросы и обследования дают ценную информацию о причинах определенного поведения потребителей. Один из лучших и наименее дорогих источников информации - сами потребители. Общаясь с ними, фирма может выявить проблемы рынка, привести свои товары в соответствие с запросами потребителей, узнать о конкурентах, провести анализ альтернативных маркетинговых стратегий и используя эту информацию повысить спрос на свои товары.
В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер.
На законе спроса строится маркетинговая стратегия всех западных торговых фирм, регулярно проводящих распродажи по случаю Рождества, Пасхи и т.д., устраивающих дни, когда снижаются цены на многие товары, вводящих дисконтные карты для своих потребителей, дарящих им подарки по случаю покупки дополнительной единицы товара и многое другое
Разработка современной маркетинговой программы - нелегкое дело. Чтобы упростить этот процесс, все больше и больше предприятий проводят маркетинговые исследования. Организации тратят большие деньги, пытаясь узнать:
- Какие товары нужны покупателям;
- Каким формам, цветам, упаковкам, ценам и розничным торговым предприятиям отдают предпочтение потребители;
- Какие виды рекламы, формы общественных связей фирм, методы сбыта вероятнее всего понравятся потребителю.
Проанализировав такую информацию, предприятия могут определить самые перспективные категории потребителей и наиболее эффективные способы, какими можно их заинтересовать и тем самым повысить спрос на свои товары.