Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
3. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого театра.
Введение
глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
1.2 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
глава 2. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг
2.3 Проблема финансирования маркетинговой деятельности в сфере культуры
Глава 3. Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры
3.1 Формирование гибкой организационной структуры службы маркетинга
3.2 Многофакторная модель разработки стратегии рыночного позиционирования театра
Заключение
Список использованной литературы
Необходимо всегда помнить, что ошибки в позиционировании продукции на рынке могут привести к полному нивелированию всех остальных маркетинговых усилий. Если в конкурентной борьбе традиционно ставка делалась на методы эффективного распределения денежных средств на маркетинговые мероприятия, то стратегия позиционирования предназначена для выигрыша за счёт повышения эффективности самих маркетинговых усилий.
Основные ошибки, которые допускаются при позиционировании продукции на рынке:
1. позиционирование вне рынка;
2. позиционирование на рынке в целом, без подразделения его на традиционный и перспективный;
3. позиционирование путём прямого противопоставления продукции конкурентов;
4. позиционирование с акцентом на уникальность продукции без учёта продукций-аналогов, представленных на рынке с такими же параметрами.
Технология позиционирования
Прежде всего, нужно выбрать показатели осей координат X и Y. Делать это надо исходя из главных потребностей целевых Потребителей, например, изменчивость-стабильность, новаторство-традиция и т.д. После чего фактически и строится диаграмма зависимостей между элементами характеристик продукции.
Далее, выставьте по осям вышеуказанной диаграммы результаты опросов групп потребителей, отражающие их представления об идеале данного вида продукции, в виде группы точек на диаграмме. Данные группы, в принципе, могут рассматриваться как сегменты рынка. Поэтому возможно, что в результате анализа этой диаграммы может возникнуть потребность в разработке продукции с несколько видоизмененными характеристиками для конкретных групп. (Рис. 18).
Рис. 18. Позиционная карта.
Затем свойства планируемой или производимой продукции переносятся на диаграмму. Тем самым становится ясным, как будет восприниматься планируемая к освоению продукция на рынке вообще или в каждой группе Потребителей. А так же с какой из представленных на рынке видов продукции она войдет в непосредственное конкурентное противодействие.
На последнем этапе, в случае необходимости, осуществляется пересмотр стратегии позиционирования продукции на рынке:
· укрепление позиции продукции на рынке за счёт улучшения качества;
· перепозиционирование продукции на рынке;
· внесение изменений в восприятие продукции потребителями за счёт формирования новых критериев оценки продукции.
Сегментирование исследуемого рынка было частично проведено в главе 2. Результаты сегментирования следующие.
Географической сегментации анализируемого рынка мы не проводили, т.к. главным регионом работы театра «Синяя птица» является Тульская область.
Сегментация по конкурентам проводилась следующим образом. Основными конкурентами являются ТАТД им. М.Горького и театр-студия «Риск».
Помимо этих двух основных конкурентов есть еще конкуренты, предлагающие альтернативный досуг (клубы, кафе), театр для детей «Театр Юного Зрителя» и камерный театр «Два Арлекина». Однако для нас важно определить стратегию позиционирования для истинных ценителей театра, найти «своего» зрителя.
Результаты психо- и демографической сегментации таковы, что зрители Народного театра – люди в возрасте от 20 до 45, со средним доходом, высоким уровнем образования, работающие в сфере образования или услуг. Основной источник информации о театре – знакомые.
Таким образом, позиционная карта 1 (актерский профессионализм/цена) будет выглядеть следующим образом (рис. 19).
Рис. 19. Позиционная карта 1 (актерский профессионализм/цена) Р – театр-студия «Риск», Т – ТАТД им. М.Горького, С – Народный театр «Синяя птица»
Исходя из рис. 19 наш театр занимает прочную среднюю позицию театра, предоставляющего «качественные» услуги (спектакли) зрителю при невысокой цене на билеты.
Позиционная карта 2 (известность/уровень сервиса) будет выглядеть следующим образом (рис. 20).
Рис. 20. Позиционная карта 2 (известность/уровень сервиса) Р – театр-студия «Риск», Т – ТАТД им. М.Горького, С – Народный театр «Синяя птица»
В соответствии с рис. 14 Народный театр «Синяя птица» малоизвестен среди жителей города и предоставляет низкий уровень сервиса для приходящих зрителей.
На основании данных анализа конкурентов, а также позиционных карт 1 и 2 (рис. 19 и 20), можно порекомендовать театру следующие мероприятия для упрочения своей позиции на рынке:
1. Необходимо провести массовую рекламную компанию с привлечением радио, телевидения.
2. Рекомендуется повысить уровень сервиса: организовать буфет, а также продажу, например, книжных изданий о театре, о проводимых спектаклях.
3. Рекомендуется ввести
абонемент на посещение
Таким образом, на основании позиционной карты можно заключить, что Народный театр «Синяя птица» имеет достаточно сильные позиции: при относительно низком уровне цены он обладает талантливыми и профессиональными актерами, сценическая игра которых может доставить удовольствие и создать мощную конкуренцию.
Заключение
Таким образом, в работе была проведен анализ маркетингового управления и его внедрения в учреждениях культуры на примере народного театра «Синяя птица».
В первой главе работы были рассмотрены сущность и значение маркетинга в сфере культуры, спрос и предложение в России на услуги театров, музеев, а также функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры. Вторая глава работы посвящена анализу Народного театра «Синяя птица». Был проведен анализ состояния предприятия, анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг, а также проблемы, связанные с финансированием маркетинговой деятельности и театров в целом. В третьей главе была предложена организационная структура службы маркетинга для Народного театра «Синяя птица» и проведено рыночное позиционирование театра.
В результате исследования можно сделать следующие выводы.
1. Театр функционирует
в Тульской области и имеет
несколько основных
2. Основные конкурентные
преимущества театра «Синяя
3. Основные потребители услуг театра люди в возрасте от 20 до 45, со средним доходом, высоким уровнем образования, работающие в сфере образования или услуг. Основной источник информации о театре – знакомые.
4. К недостаткам, выявленным в ходе анализа можно отнести: отсутствие сервиса, маленькая вместимость зрительного зала, отсутствие информированности о театре у туляков.
В соответствии с проведенным анализом было рекомендовано:
1. Внедрить в структуру
театра службу маркетинга, которая
будет заниматься анализом
2. Разработать рекламную акцию с применением радио, телевидения с целью большей узнаваемости в массах.
3. Повысить уровень сервиса путем организации буфета, продажи программных буклетов, книг об истории театра.
Внедрение предложенных выше рекомендаций позволит театру получить большую известность среди туляков, быть более востребованным у публики и получить денежное вознаграждение для дальнейшего развития театра.
Список литературы
1. Амблер Т. Практический маркетинг. — СПб: Питер, 2000.
2. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. – М: ВТО, 1982.
3. Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России (1914 – 1917). - М., 2001.
4. Домнин В. Брендинг: новые технологии в России. – Спб: Питер, 2002.
5. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Издательский дом «Вильямс», 2002.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб: Питер, 1999.
7. Крофт М. Дж. Сегментирование рынка. — СПб: Питер, 2001.
8. Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. – М: ЭКСМО Алгоритм, 2006.
9. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М: АСТ, 2002.
10. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Серия Антология литературно-эстетической мысли. – М: Радуга, 1991.
11. Прингл Х, Томпсон М. Энергия торговой марки. — СПб: Питер, 2001.
12. Райс Э., Траут Дж. Дифференцируйся или умирай! — СПб: Питер, 2002.
13. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость — СПб: Питер, 2001.
14. Цифровая версия культурной деятельности: в конце столетия. // Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-х томах. – Спб: Алетейя, 2002. – Т.3.
15. Экономическая политика в сфере культуры: новый век, новый взгляд // Экономические основы культурной деятельности Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-х томах. – Спб: Алетейя, 2002. – Т.2
16. Донова Д.А. Искусство театра и культура зрителя: пути к диалогу. // Вестник Челябинского Государственного Университета. – 2007. – Вып. 2.
17. Донова Д.А. Рукопись надо продать. – Искусство кино. – 2007. – № 4.
18. Донова Д.А., Столярова Т.К. Сайт театра: Практика организации процедуры создания веб-ресурса. – Справочник руководителя учреждения культуры – 2007. – № 4.
19. Донова Д.А.Технологии театрального маркетинга: практический анализ театрального продукта и сегментов его потенциальной аудитории. – Справочник руководителя учреждения культуры – 2006. - № 6.
20. Донова Д.А. Маркетинг в театре. Технология выживания театра в условиях рынка. – Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 2.
21. Донова Д.А. Новомодные штучки, или Несколько слов в защиту театрального маркетинга. – Сцена. – 2004. – № 3.
22. Донова Д.А. Маркетинг в театре: понятия и проблемы. – Ориентиры культурной политики. – 2004. – №4, №5, № 7.
23. Донова Д.А. Театр глазами маркетолога // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. – Вып. 1. – М: «ГИТИС», 2004.
24. Левшина Е.А. Почему в театре необходим отдел маркетинга? // Сцена. — 1997.— №11.
25. Юфит А.З. Вопросы театроведения. // Наука о театре. - Л: 1975.
26. Анализ театральной аудитории на основе исследований компании Nestle (TM NESCAFE Gold®) // http://www.advertology.ru/