Маркетинг наукоемкой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, когда практически перестал существовать, старый экономический механизм, которому были присущи высокая степень централизации планирования, директивное установление двусторонних связей между потребителем и производителем продукции, высокий уровень монополизации научно-технической деятельности, гарантированность сбыта, снимающая ответственность за качество и моральное старение продукции, а новый экономический механизм находится в стадии становления, перед практиками-организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность наукоемкой продукции…………………………..5
1.1 Понятия, связанные с инновационной деятельностью и закрепленные законодательно……………………………………….......……….5
1.2 Остальные термины и определения применяемые в работе…….......7
1.3 Определение понятия "наукоемкость"………………………………11
1.4 Классификация отраслей промышленности по наукоемкости…….12
1.5 Международная классификация отраслей промышленности и продукции по наукоемкости………………………………………….…………17
1.6 Характеристика наукоемких отраслей…………………………........20
1.7 Особенности наукоемкой продукции, содержание управления……………………………………………………………………….23
2 Исследование рынка наукоемкой продукции………………………...27
2.1 Общая характеристика рынка наукоемкой продукции, субъекты рынка……………………………………………………………………………...27
2.2 Общая характеристика ОАО ПО «Стрела»……………….………...30
2.3 Анализ конкурентных сил на рынке авиационной техники.............35
3 Основные условия повышения конкурентоспособности отечественных предприятий авиастроения на мировом рынке………….…...38
3.1 Сдерживающие факторы конкурентоспособности предприятий авиастроения………………………………………………………………...…...38
3.2 Анализ места и роли России на рынке наукоемкой продукции…...41
3.3 SWOT-анализ российской авиапромышленности, выбор стратегии охвата рынка……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………..50
Библиографический список………………………………………….......51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 355.40 Кб (Скачать файл)

• комплектная продажа (реализация набора выпускаемых товаров одному потребителю).

Кроме перечисленных факторов, на покупку наукоемкой продукции влияют также некоторые другие факторы: уровень спроса, темпы НТП, государственное регулирование развития производственной сферы в стране, конкуренты, цели фирмы, организационная структура фирмы, межличностные отношения (умение "поставить себя", умение убеждать, статус), факторы индивидуальных особенностей личности, ответственной за принятие решений о покупке (возраст, психологический тип, готовность пойти на риск, уровень образования).

На рынке наукоемкой продукции представлено большое количество субъектов, преследующих свои собственные, зачастую противоречивые интересы, отражающие их коммерческую, социальную и общественную роли.

На рисунке 3 представлена модель рынка наукоемкой продукции, в которой показаны основные субъекты этого рынка. 6

 

 

 

 

 

Рис. 3 - Модель рынка наукоемкой продукции

Первую группу субъектов в маркетинге наукоемкой продукции составляют потребители, представляющие с позиции производителей наукоемкой продукции его целевые группы. К ним относятся предприятия и организации, включая государственные органы. Потребители формируют совокупный спрос на рынке наукоемкой продукции, его объем и структуру. По тому, какие интересы преследуют потребители наукоемкой продукции, их можно разделить на два основных сегмента. В первый сегмент входят предприятия и организации (как частные, так и государственные), преследующие интересы отдельных социальных групп, которые они представляют. Второй сегмент образуют государственные органы, выражающие общественные потребности. Формируя и финансирую программы развития наукоемких производств, они защищают интересы общества в целом.

Наиболее активный субъект рынка составляют производители - государственные и негосударственные предприятия и организации (НИИ, КБ, производственные организации), осуществляющие функции формирования предложения, производства и продвижения наукоемкой продукции и сопутствующих ей услуг на рынке. В зависимости от форм собственности, стратегических целей и рыночной ориентации их маркетинговые усилия могут быть направлены на какой-то один из двух выделенных сегментов или на рынок в целом. От того, кто является основным потребителем наукоемкой продукции, существенно зависит и вся организация маркетинга, включая разработку стратегии, формирование маркетинг-микса и управление. Следует отметить, что производители наукоемкой продукции часто могут одновременно являться и потребителями наукоемкой продукции, как своего, так и чужого производства.

 

2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ПО «СТРЕЛА»

 

В 1925 г. на территории корпусного аэродрома Ленинградского военного округа создается ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов. 1 июня 1928 г. РАМ-3 преобразуется в авиаремонтный завод №47. С тех пор дата 1 июня 1928 г. стала днем рождения завода №47 - предшественника Оренбургского машиностроительного завода.

В 30-е годы налаживается тесное сотрудничество с КБ главного конструктора А.С. Яковлева, разработки которого (АИР-6, УТ-1, УТ-2) на несколько лет стали для завода основной продукцией. Яковлев А.С. неоднократно посещал завод и всячески способствовал становлению его, как серийного предприятия. Осенью 1937 г., после легендарного перелета в США через Северный полюс, завод посетил В.П. Чкалов.

К 1937 году полностью освоен серийный выпуск учебно-тренировочных самолетов УТ-1, а в 1938-1939 г.г. было изготовлено более 500 учебных самолетов УТ-2. В конце июля 1941 г. из-за неблагоприятного развития военных событий в первые месяцы войны началась срочная эвакуация завода №47 в тыл. Первый эшелон с оборудованием ушел из Ленинграда в Оренбург (тогда Чкалов) 31 июля 1941 г., а уже 25 октября 1941 г. механический цех №4 начал производить первую продукцию для фронта.

В годы ВОВ завод №47 выпускал самолеты: УТ-2, УТ-2М, штабной самолет ЯК-6 конструктора А.С. Яковлева и транспортно-десантный самолет ЩЕ-2 конструктора А.Я. Щербакова. Всего поставлено фронту 1595 самолетов.

В 1954-1958 г.г. завод серийно производил вертолеты МИ-1. Всего их было выпущено 597. Начиная с 1947 г. выпускаются спортивные планеры АН-1, АН-2 КБ О.К. Антонова, десантные планеры ЦЕ-25 конструктора П.В. Цибина, ЯК-14 КБ А.С. Яковлева, самолет ПО-2 в санитарном и пассажирском вариантах КБ Н.Н. Поликарпова. Идет освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков ИЛ-10М КБ С.В. Ильюшина.

В 1957-1958 г.г. успешно освоен и обеспечен серийный выпуск беспилотного самолета-снаряда конструкции КБ А.Я. Березняка.

15 октября 1961 г. завод №47 переименован в Оренбургский  машиностроительный завод.

В течение 1950-80 г.г. завод выполнял заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических одноступенчатых ракет средней дальности 8К63, межконтинентальных баллистических ракет 8К84, 15А20, противокорабельных ракет морского базирования. В 1959 г. боевой ракетный комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение. Из боевых частей, на вооружении которых находились эти комплексы, были сформированы Ракетные войска стратегического назначения.

В 1974 году 8К84 была снята с вооружения. На смену ей пришли еще более совершенные, обладающие повышенными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями ракеты новых поколений. В их числе были 8К84М, 8К84УТТХ, 15А20, 15А20У, агрегатно-приборные блоки для 15А30 и др.

Для ВМФ заводом выпускались противокорабельные ракеты морского базирования «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Яхонт». Ракеты «Гранит» стали мощным оружием ВМФ РФ. Сегодня ими вооружены атомный крейсер «Петр Великий», авианосец «Адмирал Кузнецов» и другие надводные корабли и подводные лодки.

В 1961 г. за успешное выполнение заданий правительства завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1965-1972 г.г. освоен целый ряд современных, технически сложных изделий. Велась работа над заказами главного конструктора Г.Н. Бабакина по изготовлению блоков автоматических станций, предназначенных для исследования Луны, Марса и Венеры.

18.01.1971 г. указом Президиума  Верховного Совета СССР завод  был награжден высшей государственной  наградой - орденом Ленина. В 70-х годах  завод участвовал в программе  «Энергия-Буран». 26.12.1984 г. завод награжден  орденом Октябрьской Революции.

07.04.1986 г. Оренбургский машиностроительный  завод преобразован в «Производственное  объединение «Стрела», в состав  которого вошли пять специализированных  производств. В 1987-1990 г.г. ПО «Стрела» наладило выпуск оборудования для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей.

«Программа развития предприятия в рыночной экономике» позволила выжить объединению в нелегкие годы общественно-политических преобразований в России. По заказам иностранных фирм выпускались ретро-копии самолетов-истребителей времен ВОВ 1941-1945 г.г. ЯК-3М, ЯК-9В, ЯК-7.

Было изготовлено несколько образцов японских самолетов-истребителей «Зеро». По заказам совместной Российско-Американской фирмы «Самолеты Яковлева» на объединении изготавливались самолеты «Медвежонок».

Возобновилось освоенное в 1992 г. производство комплексов воздушной мишени «Дань», предназначенных для боевой подготовки войск.

Начиная с 1999 года ПО «Стрела» участвует в военно-техническом сотрудничестве по производству крылатых сверхзвуковых ракет. Эти работы ведутся в рамках совместного российско-индийского предприятия «БраМос», учредителями которого являются Российское научно-производственное объединение машиностроения и Индийская государственная организация оборонных исследований и разработок (ДРДО).

Во второй половине девяностых годов прошлого столетия ПО «Стрела» совместно с ОАО «Камов» (г. Москва) приступило к освоению производства многофункциональных гражданских вертолетов КА-226. Особенностью компоновки вертолета является модульность его конструкции, обеспечивающая быстрое переоборудование для решения многоцелевых задач. На КА-226 получен Российский Сертификат категории А, подтверждающий выполнение полета и посадки при одном работающем двигателе. Авиарегистр МАК выдал также Сертификат типа СШ-140-КА-226, свидетельствующий о низком (ниже нормы) уровне шума, создаваемом вертолетом на местности, что является весьма важным показателем при эксплуатации машины в непосредственной близости от населенного пункта и в городской черте.

В 1999 г. производственное объединение «Стрела» преобразовано в Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Производственное объединение «Стрела».

В 2006 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.08.04 г. №1124-р Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Производственное объединение «Стрела» преобразовано в открытое акционерное общество «Производственное объединение «Стрела».

В соответствии с Указом Президента РФ № 1161 от 13 сентября 2004 г. «Об открытом акционерном обществе «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» в 2007 году ОАО «ПО «Стрела» вошло в состав Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения».

Сегодня ОАО «ПО «Стрела» представляет собой уникальный многопрофильный производственный комплекс, становление которого неразрывно связано с историей отечественной авиации и ракетно-космической техники.

ОАО «ПО «Стрела» выполняет заказы ОАО «РСК «МиГ». Для многофункционального фронтового истребителя МиГ-29 на объединении изготавливаются сложные высокотехнологичные детали подвесного фюзеляжного бака, блоки решеток воздухозаборника.

По договорам с Корпорацией «Иркут» для самолета СУ-30 МКИ изготавливаются сложные детали из титана - пояса центроплана, для двухмест-ного учебно-боевого самолета ЯК-130 - пилоны и подвесные топливные баки.

По заказам ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» объединение поставляет детали и узлы на ракету-носитель «Протон», для ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» - детали и узлы головного обтекателя и разгонного блока на аппараты для планетных исследований, в частности для «Фобос-Грунт».

В Настоящее время предприятие ОАО «ПО «Стрела» выпускает широкий перечень продукции для военного, авиационного, гражданского и стороннего назначения:

    • Противокорабельная крылатая ракета «Вулкан»
    • Противокорабельная крылатая ракета «Малахит»
    • Противокорабельная крылатая ракета «Базальт»
    • Котлы отопительные газовые и твердотопливные
    • Печь-камин «Циркофлам-300»
    • Теплообменники пластинчатые разборные
    • Бороны дисковые навесные и полунавесные
    • Сеялки зернотукотравяные стерневые СЗТС-2 и СЗТС-2.9
    • Спутниковая антенна САШО
    • Кузов к вездеходу «ТРЭКОЛ»
    • Загазы «РСК «МиГ»
    • Противокорабельная крылатая ракета «Гранит»
    • Противокорабельная крылатая ракета «Яхонт»
    • Комплекс воздушной мишени «Дань»
    • Многоцелевой гражданский вертолет КА-226

 

2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ НА РЫНКЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 

В составе авиационной промышленности созданы следующие основные интегрированные структуры: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»), ОАО «ОПК «Оборонпром», включающая ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация». В 2011 году подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о включении в состав ОАО «ОПК «Оборонпром» ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют». По организации – это вертикально интегрированные структуры, обеспечивающие полный цикл создания, производства и поддержки эксплуатации конечных изделий.

В стадии формирования находятся интегрированные структуры в области основных комплектующих авиационной техники и вооружений: ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» (авиационные приборы и комплексы радиоэлектронного оборудования) и ОАО «Концерн «Авиационное оборудование» (авиационное оборудование и системы электроснабжения).

Также формируется новая интегрированная структура государственного сектора авиационной науки, призванная стать основой инновационного развития авиастроения. В настоящий период завершается согласование в федеральных органах исполнительной власти проекта федерального закона «О национальном исследовательском центре «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Интеграция авиастроительных предприятий в холдинги позволила существенно повысить экономическую эффективность их деятельности — в последние годы отмечается неуклонный рост консолидированной выручки авиастроительных холдингов. Кроме того, в соответствии с корпоративными стратегиями осуществляется внедрение новой индустриальной модели, предполагающей техническое перевооружение предприятий отрасли. Основными целями стратегий являются снижение себестоимости продукции и повышение конкурентоспособности отечественной авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках.

Также крупнейшие авиапроизводители находятся в США, ЕС и Бразилии. Отдельные фирмы концентрируются на выпуске только одного вида продукции, а уже вместе они являются поставщиками деталей для основных авиастроителей.

Наивысшего расцвета авиационная промышленность достигла в 70-80-е гг. XX столетия, когда были созданы лучшие образцы авиационной техники СССР. Распад Советского Союза не изменил ориентацию развития авиации, которая направлена на ее совершенствование, не смотря на то, что вся авиационная промышленность, как и страна в целом, оказалась в глубоком кризисе: выпуск самолетов и вертолетов уменьшился в несколько раз, закупки со стороны государства практически полностью прекратились. Единственным спасением был экспорт, где Россия оставалась и остается одним из мировых лидеров. Это в какой-то мере спасло военную авиационную промышленность.

Гражданское же авиастроение оказалась в условия жесткой конкуренции со стороны других мировых авиастроителей, таких как «Boeing», «Airbus» и др. Самолеты российского производства не подходили под мировые стандарты, касающиеся технических характеристик, безопасности, сервисному обслуживанию и т.д. А именно эти факторы сегодня являются определяющими на рынке гражданской авиации. Переход на рыночные рельсы потребовал полного изменения в сфере управления авиационной промышленностью, обновления инфраструктуры, обслуживания и эксплуатации самолетов. Появились сотни компаний, занимающихся авиаперевозками, хотя количество пассажиров сократилось, что в свою очередь привело к переизбытку парка самолетов. Поэтому на рубеже веков самолеты в России выпускались единичными экземплярами. На сегодняшний день Правительством разработана стратегия развития авиационной промышленности на ближайшие годы. Согласно данной стратегии, Россия должна стать третей мировой авиационной державой (после США и ЕС), необходима интеграция в мировую авиационную промышленность, с изменением структур организации и управления. Так была создана Объединенная Авиационная Корпорация (ОАК). В нее вошли всемирно известные бренды «Су», «Миг», «Ил», «Ту», «Як», заводы, изготавливающие их продукцию, и лизинговые компании.

Информация о работе Маркетинг наукоемкой продукции