Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:06, курсовая работа
Цель работы является анализ маркетинговой деятельности в условиях кризиса муниципального образования Шадринского района Курганской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы анализа рынков региона
Провести анализ конъюнктуры рынка;
Сделать анализ конкурентной среды
ВВЕДЕНИЕ ………………..……………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………...5
1.1 Анализ конкурентной среды………………………………………………….5
1.2 Прогнозирование рынка……………………………………………………..10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ШАДРИНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………..………14
2.1 Характеристика экономической ситуации в Курганской области………..14
2.2. Мероприятия администрации Курганской области по созданию правовых основ и разработке целевых программ развития и поддержки в муниципальных образованиях региона………………………………………...22
3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ…………………………………………..……33
3.1 Создание инвестиционного климата в муниципальном образовании…...33
3.2 Инвестиционные проекты в механизме развития малого бизнеса в муниципальных образованиях………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………………………50
1.2 Прогнозирование рынка
Целью прогнозирования является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет. Прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе маркетинговых исследований. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование - на базе среднесрочных (3-5 лет) и долгосрочных прогнозов (7 -10-15 лет), а текущее планирование хозяйственных операций - на основе краткосрочных прогнозов (не более 1,5 лет).
Цель прогнозирования состоит в определении тенденций: общехозяйственной конъюнктуры; структурных изменений экономики; изменений потребностей покупателей; изменений цен и показателей кредитной и валютно-финансовой сфер; появления новых товарных рынков.
В краткосрочных прогнозах главный акцент делается на количественных и качественных показателях предстоящего развития ситуации на рынке: оценка объемов производства, спроса и предложения товара, конкурентоспособности, динамики цен, валютных курсов.4
Среднесрочные и долгосрочные прогнозы товарного рынка основываются на системе прогнозов собственно рынка, его составляющих и факторов воздействия на него и определяют принципиальные тенденции рынка. Чем длиннее горизонт планирования, тем менее точным становится прогноз.
Методы прогнозирования, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала, и на экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала, к числу которых относят статистические методы.
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение.
К данной категории методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы, рассмотренные ранее. Причем опрашиваемые, давая свои оценки, могут основывать свои суждения как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики. Примерами традиционных, эвристических процедур являются различные экспертизы, консилиумы, совещания и т. д.
Статистические методы:
Можно выделить два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Возможность применения количественных бальных оценок часто подвергается критике. Бальные оценки нередко скрывают неумение квалифицированно оценить те или иные действия, явления, перспективы развития.
Для повышения достоверности и надежности получаемых с помощью экспортных оценок результатов надо владеть теоретическими и методическими основами использования данных методов, избегать иллюзии простоты их применения.
Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения событий, для которых не существует других способов измерения, например при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения. Методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения, так и для целей прогнозирования.
В то же время экспертные оценки имеют и недостатки. С одной стороны нет гарантии, что полученные оценки в действительности достоверны, а с другой - имеются определенные трудности в проведении опроса экспертов (в лице менеджеров или сотрудников сбытовых служб) и обработке полученных данных. Если второй недостаток относится к преодолимым трудностям, то первый имеет принципиальное значение. Существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предложении, что в случае согласованности действий экспертов достоверность оценок гарантируется. Это на самом деле не всегда верно, и можно привести случаи, когда отдельные эксперты, не согласные с мнением большинства, давали правильные оценки. [12]
Используя экспертные оценки, предполагают, что при решении проблем в условиях неопределенности, мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта, т. е. Что две группы одинаково компетентных экспертов с большей вероятностью дадут аналогичные ответы, чем два эксперта. Предполагается также, что совокупность индивидуальных ответов экспертов должна включать истинный ответ.
Основными целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:
- прогнозирование хода развития событий и явлений в будущем, а также оценка их в настоящем;
- анализ и обобщение результатов, представленных другими экспертами;
- составление сценариев;
- выдача заключений на работу других специалистов или организаций (рецензии, отзывы, экспертизы и т.д.).
К числу групповых экспертных опросов относятся:
-открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием;
-закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертного опроса;
-свободные высказывания без обсуждения и голосования.
Второй тип групповых экспертных оценок можно подразделить на две категории: экспертный опрос, проводимый в один тур путем одноразового заполнения анкет, и проводимый в несколько туров путем многократного заполнения анкет экспертами с целью последовательного уточнения оценок.
2.1 Характеристика экономической ситуации в Курганской области
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года №488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года», развитию малого и среднего предпринимательства выделяется роль одного из основных инструментов по достижению основной стратегической цели долгосрочного развития Курганской области - повышения уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность Курганской области, увеличение продолжительности жизни населения.
Малое и среднее предпринимательство развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеет большое социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную и политическую стабильность, быстро адаптируется к потребностям рынка, оперативно создает и применяет новые технологии и научные разработки, способствует формированию конкурентной среды, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.5
Правительство Курганской области целенаправленно решает вопросы по созданию благоприятных условий для формирования правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, внедрения инновационных разработок и передовых технологий, создания инфраструктуры поддержки предпринимательства.
За последние годы сформирована нормативная правовая база Курганской области, регулирующая сферу малого и среднего предпринимательства. Созданы и осуществляют деятельность координационные органы в области развития малого и среднего предпринимательства:
- областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Курганской области;
- Межведомственная комиссия по ликвидации административных ограничений в сфере малого и среднего бизнеса при Губернаторе Курганской области;
- координационные Советы по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства во всех муниципальных районах и городских округах Курганской области.
Созданы и осуществляют деятельность организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства: Государственное унитарное предприятие «Бизнес-инкубатор Курганской области»; некоммерческая организация «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области»; некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Курганской области»; информационно-консультационные центры в муниципальных районах и городских округах Курганской области; студенческие бизнес-инкубаторы в высших профессиональных учебных заведениях, действующих на территории Курганской области.
Успешно реализуются мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства: гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса; гранты на создание инновационной компании; реализация массовых программ обучения и повышения квалификации; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; содействие развитию молодежного предпринимательства.6
Все реализуемые виды поддержки востребованы субъектами малого и среднего предпринимательства. В настоящее время они представляют собой взаимоувязанную систему, с помощью которой предприниматели получают возможность развиваться, приобретать оборудование, внедрять новые технологии, создавать новые рабочие места.
Проводимая в Курганской области государственная политика по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства способствует положительной динамике основных показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. На протяжении последних пяти лет сохраняется положительная динамика развития основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2012 году в Курганской области работали 24209 субъектов малого предпринимательства, в том числе малые предприятия 3649 единиц, крестьянские фермерские хозяйства - 1134 единиц, индивидуальные предприниматели 19426 человек (таблица.1).
Таблица 1 - Основные показатели деятельности малых предприятий
(без индивидуальных
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2011 г | |
Оборот организации Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб. Продано товаров несобственного производства Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел. Фонд начисленной заработной платы всех работников, млн. руб. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. Прибыль, млн. руб. Количество предприятий получивших убыток, единиц Сумма убытка, млн. руб. Отгружено товаров и услуг в расчете на одного работающего, тыс. руб. Средняя заработная плата одного работающего за год, тыс. руб. |
17493,6 6750,8
10742,8
29264
2029,4
502,0 740,9 522
236,1 230,7
63,9 |
22877,3 9742,6
13134,7
31703
2475,7
1507,1 1412,3 387
256,8 307,3
78,1 |
130,8 144,3
122,3
108,3
122,0
в 3,0 р. 190,6 74,1
108,8 133,2
112,7 |
Наибольшее число малых предприятий оказывали услуги торговли, и услуги по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 1331 (36,5% от общего количества предприятий), обрабатывающими видами деятельности занимались 480 предприятий (13,2%), строительством – 469 (12,9%), сельским хозяйством – 411 (11,3%)
Удельный вес области в общем числе малых предприятий Российской Федерации в 2010 году составил 0,4%. По состоянию на 1 января 2012 года на 1000 жителей Курганской области приходилось в среднем 3,8 малых предприятия, в Тюменской –5,5, в Челябинской – 7,4, в Свердловской - 7,5 (соседние области).
В области зарегистрировано почти 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В их пользование предоставлено 247,0 тысячи гектаров земли, в том числе 244,5 тысячи гектаров сельхозугодий, из них 213,1 тысячи гектаров пашни. В среднем на одно хозяйство фермера приходилось 125 гектаров земли, что на 10 га или 8,7% больше чем в 2006 году (по России на 1 января 2007 года этот показатель составлял 81 га).
Причины, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства в области, носят общесистемный характер. К числу проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Курганской области, относятся:
Проблемы, связанные с состоянием внешней среды:
1) отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:
- слабая имущественная база малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
- психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;
2) трудности в размещении
предприятий. Малые и средние
предприятия испытывают значительную
нехватку производственных и
офисных помещений, имеющиеся свободные
площади являются собственность
3) постоянный рост тарифов по оплате электроэнергии и коммунальных услуг;
4) сложности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;