Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:56, курсовая работа
Цель: изучить мотивацию поведения потребителей.
Задачи:
*систематизация, закрепление, расширение полученных теоретических знаний;
*развитие навыков самостоятельной работы;
*определение степени подготовленности по данной теме.
Объектом изучения является рынок золотых колец Санкт-Петербурга. Предметом - маркетинговое исследование данного рынка.
Введение…………………………………………………………………………….……..….3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного анализа поведения поку пателей
1.1 Понятие «Поведение потребителей» в комплексе маркетинга………….….….4
1.2 Общая характеристика мотивации в поведении покупателей…………….... …6
1.3 Факторы, влияющие на поведение покупателей…………………………………10
Глава 2. Изучение мотивационного анализа поведения покупателей на примере покупателей ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"
2.1 Характеристика деятельности ООО"Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"..14
2.2 Анализ маркетинговой среды ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"..16
2.3 Проведение исследования………………………………………………………......18
2.4 Разработка комплекса маркетинга……………………………………………….…28
Заключение………………………………………………………………………………....31
Список использованной литературы……………………………………………..…….32
Мотивация осуществляется в значительной мере через стили управления, которые вытекают из соответствующих теорий. Мак-Грегор выделяет две базовые теории управления: Х и Y [13, с.117].
Теория Х.
1. Человек не любит работать.
2. Поэтому его следует
принуждать, контролировать, угрожать
наказанием за невыполнение
3. Средний человек хочет,
чтобы им руководили, он избегает
ответственности и не
Теория Y
1. Человек любит работу,
самостоятельность и
2. Контроль должен быть очень мягким, незаметным.
3. Следует избегать команд и приказаний.
Принципы теории Х широко
использовались в развитых странах
до второй половины ХХ в. Это было объективно
обусловлено техническим
Японский стиль управления (теория Z Оучи) - это одна из форм активизации творческого начала в человеке. Во многих рекомендациях по выбору стиля управления, в том числе в моделях Фидлера, Митчела и Хауса, Херси и Бланшара, Врума-Исттона недостаточное внимание уделяется доли творчества в общем объеме выполняемой работы. Именно этот фактор в современном производстве объективно определяет стратегические действия руководителя, относящиеся к набору персонала, повышению его квалификации, выбору методов мотивации и стилей управления.
В последние годы в США и Западной
Европе все более популярными
становятся идеологические концепции
Востока (идеи Лао Цзы, Конфуция). Они
подчеркивали важность терпимости, простоты,
скромности в отношениях между людьми.
Основой мотивации в Японии является
иерархия рангов, которая применяется
как на предприятиях, так и в
государственных органах. В отличие
от стилей управления, основанных на фиксированном
разделении труда (что характерно для
стран Запада, а также для России),
японские рабочие и служащие поощряются
за овладение широким спектром знаний
и навыков, творческую активность, умение
работать в коллективе, находить компромиссные
решения в интересах фирмы. Ранг
сотрудника японской фирмы или государственного
органа определяет не только его заработную
плату, но и величину бонусов, гарантии
занятости, размер выплат при выходе
на пенсию. В японских фирмах управление
основывается на горизонтальных связях
между сотрудниками и подразделениями.
Это существенно сокращает
Таким образом, современные системы мотивации ориентированы на развитие творческих способностей и инициативы покупателей.
1.3 Факторы, влияющие на поведение покупателей
Отправным пунктом понимания поведения
покупателей может послужить
модель маркетинговых стимулов и
ответной реакции покупателей (рис.1).
В соответствии с ней маркетинговые
стимулы и побудительные
Рис.1 Модель поведения покупателей
Окончательный выбор покупателя товара формируется под воздействием множества культурных, социальных, личностных и психологических факторов, причем решающая роль в данном процессе принадлежит культуре.
ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ.
К важнейшим из перечисленных
нами факторов относятся культура потребителя,
его принадлежность к определенной
субкультуре и социальному
Каждая культура состоит из частных субкультур. Субкультуры формируются на национальной, религиозной, расовой или региональной основе.
Практически каждое современное общество
подразделяется на различные социальные
слои. Одна из наиболее жестких структур
такого рода -- касты, членам которых
предписаны определенные роли, а переход
из касты в касту не допускается.
Гораздо менее жестким является
разделение общества на социальные классы
-- построенные в строгой
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.
Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.
Референтные группы. Референтная группа состоит из людей, которые оказывают прямое или косвенное влияние на отношение индивида к чему (кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами принадлежности. Группы принадлежности могут быть первичными и вторичными. Маркетологи должны определить референтные группы целевых потребителей, не забывая об их различном воздействии на людей при покупке тех или иных товаров или марок. [9, с.132]
Семья.
Семья -- важнейшая социальная группа потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую влиятельную первичную референтную группу. Различают два типа семей. Наставляющая семья состоит из родителей индивида и его родственников. В ней формируются религиозные верования, здесь определяются жизненные цели индивида, чувства самоценности и любви, определяются позиции в сфере политики и экономики. Прямое влияние на поведение покупателя оказывает его порожденная семья -- супруг(а) и дети. Прежде всего маркетологи изучают роли мужа, жены и детей и их относительное влияние друг на друга в процессе приобретения товаров и услуг.
Роли и статусы. На протяжении
всей своей жизни индивид участвует
в деятельности многих групп - семьи,
друзей, различных организаций. Его
позиции в каждой группе определяются
исполняемой ролью и статусом.
Роль -- это набор действий, исполнения
которых ожидают от человека окружающие
его лица. Очень важно, чтобы маркетолог
осознавал потенциальную
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ.
На решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этап жизненного цикла его семьи, работа, экономическое положение, жизненный стиль, особенности характера и самовосприятие.
Возраст и этап жизненного цикла. На протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги.
Структура потребления индивида зависит и от того, на какой стадии жизненного цикла находится его семья. Часто при разработке маркетингового плана производители ориентируются на определенные целевые группы в соответствии с периодами жизненного цикла семьи. Маркетологи уделяют большое внимание обстоятельствам, которые приводят к существенным изменениям в жизни человека -- разводу, вдовству, повторному браку, - и их влиянию на поведение потребителей. [1, с.35]
Род занятий и экономическое положение. Большое влияние на приобретение товаров покупателем оказывает род его занятий. Маркетологи стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг, а компании ориентируются на выпуск соответствующей продукции. [6, с.139]
Огромное воздействие
на выбор товара потребителем оказывает
экономическое положение
Производители товаров, спрос на которые зависит от уровня доходов покупателей, постоянно следят за тенденциями в изменении личных доходов населения, нормы сбережений и процентных ставок.
Стиль жизни. Принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий индивиды могут вести совершенно разный образ жизни, придерживаться различных его стилей. Стиль жизни -- форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях.
Стиль жизни отражает «человека в целом» в его взаимодействии с окружающими. Маркетологи стремятся идентифицировать связи между продукцией компании и группами индивидов, объединенными по их стилям жизни.
Тип личности и самовосприятие. Покупательское
поведение человека во многом определяется
типом его личности. Под типом
личности понимается совокупность отличительных
психологических характеристик
индивида, обусловливающих его
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
На выбор покупателем товара влияют четыре основных психологических фактора -- мотивация, восприятие, обучение, убеждения и установки.
Мотивация. В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии человека. Природа других является скорее психогенной, результатом таких состояний психологического дискомфорта, как потребность индивида в признании. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологического дискомфорта.[5, с.267]
Восприятие. Восприятие -- процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей извне информации и создание целостной картинки. Восприятие зависит не только от физических раздражителей, но и от отношения к окружающей среде и от личностных особенностей человека. Ключевое слово в определении понятия «восприятие» -- «индивид».
Обучение. В процессе сознательной
деятельности человек усваивает
определенные знания. Обучение -- определенные
изменения в поведении
Теория обучения показывает маркетологам, что они имеют возможность добиться роста спроса на продвигаемые товары, если им удастся задействовать в своей кампании сильные побуждения, мотивирующие потребителей стимулы и обеспечить ей позитивное подкрепление. [4, с.63]
Убеждения и установки. Убеждения
и установки индивида формируются
через поступки и обучение и непосредственно
влияют на поведение потребителей.
Убеждения формируют в сознании
образы товаров и марок, ориентируясь
на которые потребители и
Маркетологов очень интересуют убеждения потребителей в отношении их товаров и торговых марок.
Установка -- устойчивая положительная или негативная оценка человеком объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных по отношению к ним действий. У людей формируются установки в отношении религии и политики, одежды и музыки, продуктов питания и т. д. Установки по отношению к объекту заставляют людей любить его или ненавидеть, стремиться к нему или избегать. [7, с. 52]
Процесс принятия решения о покупке выглядит следующим образом:
· Осознание потребности
Процесс принятия решения о покупке начинается с осознания покупателем потребности или нужды - потребитель осознает разницу между реальным и желаемым состояниями. Потребность может возникнуть под действием внутренних раздражителей, когда из естественных человеческих нужд - голод, жажда, половое влечение - становится настолько настоятельной, что превращается в побуждение.
· Поиск информации
Заинтересованный потребитель может приступить к поискам дополнительной информации. Если побуждение достаточно сильно, а товар, способный удовлетворить потребителя, находится под рукой, то обычно совершается покупка.
· Решение о покупке
В целом решение о покупке
сводится к тому, что потребитель
решает приобрести товар той марки,
которая ему больше всего понравилась.
Однако, превращению намерения о
покупке в решение могут
Реакция на покупку
После покупки потребитель испытывает либо чувство удовлетворения, либо неудовлетворения. У него наступает реакция на покупку. Если товар не оправдывает ожиданий, то покупатель не удовлетворен; если товар им соответствует, покупатель удовлетворен; если товар превосходит ожидания, то покупатель более, чем в восторге. Почти каждая крупная покупка вызывает познавательный (когнитивный) диссонанс, т.е. чувство дискомфорта, которое вызвано сомнениями в правильности сделанного выбора; такие сомнения практически неизбежно посещают покупателя после совершения покупки. [3 с.46]
анализ мотивация поведение покупатель
Глава 2. Изучение мотивационного анализа поведения покупателей на примере покупателей ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"
2.1 Характеристика деятельности
ООО "Торговый Дом "
Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателей