Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствование управления товарным ассортиментом.
Введение………………………………………………………………………3
1. Краткая экономическая характеристика предприятия………………….6
2. Современное состояние организации розничной торговой сети
2.1. Формирование товарного ассортимента (понятие характерные черты ассортимента, товарные запасы их классификация)……………………….12
2.2.Торговые и технологические процессы в магазине (разгрузка транспорта, приемка товаров, перемещение к месту хранения, подготовка товаров к продаже)…………………………………………………………..18
2.3.Размещение и выкладка товаров в торговом зале……………………..21
2.4.Анализ издержек обращения торгового предприятия (понятие издержек обращения, классификация)……………………………………..26
3. Совершенствование организации деятельности торгового предприятия
3.1. Расширение товарного ассортимента……………………………….…32
3.2.Применение рекламной компании по дегустации отдельных видов товаров (на примере колбасных изделий) ……………………………….34
Выводи и предложения……………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37
Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляет собой совокупность товарной массы в процессе движения ее и в сфере производства к потребителю.
Существование товарных
запасов как категории
Товарные запасы классифицируются:
1. по местонахождения
(в оптовой и розничной
2. по срокам (на начало и конец периода);
3. по единицам измерения (абсолютные – в стоимостном и натуральном выражении и относительные – в днях товарооборота);
4. по назначению (текущего
хранения – для обеспечения
повседневных нужд торговли; сезонного
назначения – для
2.2.Торговые и
Основной из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими процессами в магазине.
Под этими процессами понимается совокупность последовательных, взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.
К основным торгово-технологическим процессам относятся:
- продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале;
- выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора;
- организацию расчетов за отобранные покупателями товары;
- оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.
К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся:
- приемка товаров от поставщиков;
- доставка их на места хранения;
- обеспечение необходимых условий хранения товаров;
- подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал;
- организация хранения и сдачи тары.
Содержание основных
и вспомогательных торгово-
Можно сказать, что в соответствии
с характером торгово-технологических
процессов формируется
В каждом магазине выделяют следующие группы помещений, обеспечивающие осуществление торгово-технологических процессов:
- торговые помещения;
- помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
- подсобные помещения;
- административно-бытовые помещения;
- технические помещения.
Структура площадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных торгово-технологических процессов.
Торговый и технологический процессы включают следующие операции: разгрузку транспорта, приемку товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения (в торговый зал, в помещения для подготовки товаров к продаже), подготовку товаров к продаже, выкладку в торговом зале на специальное оборудование.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, приходно-расходная накладная, свидетельство о качестве товара, сертификат соответствия). Приемку товаров производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.
Приемка товаров по качеству также должна быть проведена в установленные инструкциями сроки. Выявляют качество и комплектность товара, соответствие тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). По большинству продовольственных и непродовольственных товаров простого ассортимента проводят выборочную проверку качества поступившего товара с распространением ее Результатов на всю поставляемую партию. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт за подписью лиц, принимавших участие в приемке, который передается поставщику (один экземпляр этого акта остается в магазине).
Хранение товаров в магазине связано с организацией: перемещения, укладки на хранение, текущего наблюдения за температурным и влажностным режимами хранения, поддержания соответствующих санитарно-гигиенических условий.
Подготовка товаров к продаже включает:
-проверку целостности упаковки;
- вскрытие упаковки;
-проверку маркировки товаров;
- проверку наличия инструкции по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности;
- проверку товаров в действии и др.
2.3.Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Значительный экономический эффект при обслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения.
В большинстве торговые магазины относительно небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование высокопроизводительных машин и механизмов. Важную роль играют приемы выкладки товаров на оборудовании.
В магазинах самообслуживания при продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.
При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям.
Магазин «Фаворит» имеет большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то используются два варианта схемы технологических процессов:
а) первый вариант технологического процесса включает хранение товаров, для чего требуются специальные помещения. Осуществление хранения, как правило, диктуется необходимостью организации бесперебойной торговли, когда используемая система снабжения эту бесперебойность обеспечить не в состоянии;
в) при втором варианте товар после количественной и качественной приемки сразу поступает для продажи, в торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.
В торговом зале продовольственных товаров используется линейная поперечная расстановка оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
В последнее время многие супермаркеты стали использовать корпоративную выкладку товаров, которая предусматривает совместное размещение товаров одного производителя.
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота.
С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.
Так как в последнее время для выкладки товаров широко применяют контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.
При размещении и выкладке
товаров очень важно избежать
монотонности рядов оборудования. Необходимо
учитывать различные цвета
Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.
Монотонность в экспозиции
товаров устраняют также
Из всех способов выкладки чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный.
При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя - для одного наименования печенья, средняя - для другого, нижняя - для третьего. Так как покупатели, прежде всего, обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.
При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.
При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем, чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют. Не следует составлять пирамиды или прочие фигурные сооружения, так как это создает неудобство для покупателей при отборе товаров.
Различные искусственные сооружения, в виде которых выложены товары, а также слишком строгий 'порядок (без интервалов) их расположения покупатели боятся нарушить. Товары следует выкладывать свободно, как бы создавая впечатление, что часть товаров уже раскуплена.
Покупателей притягивает массовая выкладка товаров. Она внушает им доверие к товару. Широкое применение получила выкладка товаров навалом в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.
Все товары в пакетах, коробках, бутылках и пачках выкладывают на полках этикетками в сторону покупателей. Этикетки на товары должны быть хорошо видны, легко читаться.
При выборе товара надо предоставить покупателю возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на полке рядом с товарами в непрозрачной упаковке помещают одну-две открытые коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой.
Все образцы товаров в торговом зале снабжают хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.
Контрольно-кассовые операции, в торговом зале магазина товар, предварительно взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.
Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.
Некоторые товары (гастрономические, рыбные и др.), требующие нарезки и взвешивания в присутствии покупателя, могут продаваться через прилавки обслуживания, расположенные в зале.
Стоимость покупки продавец указывает на упаковке.
Процесс продажи в магазине самообслуживания организуется следующим образом.
При входе в магазин покупатель берет инвентарную корзину или тележку для отбора товаров и проходит в торговый зал, ориентируясь в зале с помощью различных средств "немой справки". Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала контролеру-кассиру самостоятельно отобранные товары и товары, приобретенные через прилавок обслуживания. Контролер-кассир рассчитывается с покупателем.