Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 01:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных факторов и методов ценообразования в современных условиях. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Дать понятие факторов ценообразования;
• Классифицировать факторы ценообразования;
• Изучит внутренние и внешние факторы маркетингового ценообразования;
• Классифицировать признаки методов ценообразования;
• Рассмотреть особенности затратных методов ценообразования;
• Определить рыночные методы ценообразования;
• Изучить особенности параметрических методов ценообразования;
• Рассмотреть маркетинговые стратегии цен;
Введение…………………………………………………………………....4
Глава I. Теоретические основы факторов и методов ценообразования в современных условиях…………………………………………………....……...6
1.1.Понятие цены на продукт……………………………………………..6
1.2.Понятие и классификация факторов ценообразования…….…….....8
1.3.Внутренние факторы маркетингового ценообразования…………...9
1.4.Внешние факторы ценообразования………………………...……....12
1.5.Методы ценообразования. Классификационные признаки методов ценообразования…………………………………………………………………14
1.6.Затратные методы ценообразования………………………………...15
1.7.Рыночные методы ценообразования………………………………...19
1.8.Параметрические методы ценообразования………………………...25
1.9.Маркетинговые стратегии цен……………………………………….29
Глава II. Анализ политики ценообразования на примере ОАО «НК «Роснефть»»……………………………………………………………………...41
2.1.Общая характеристика компании……………………………………41
2.2.Определение целей ценовой политики предприятия……………….43
2.3.Анализ ценообразующих факторов………………………………….47
2.4.Выявление резервов изменения цен на продукцию предприятия…50
2.5.Анализ влияния государства на цены……………………………….51
2.6.Резервы и пути оптимизации ценовой политики предприятия……53
2.6.1.Стимулирование спроса……………………………………………53
2.6.2.Ценообразование в условиях инфляции…………………………..54
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованной литературы…………………………………....59
Динамика изменения отпускных цен на продукцию компании, в том числе в сравнении с индексом потребительских цен представлена в таблице.
Таблица 1. Динамика изменения отпускных цен на нефтепродукты за период по данным компании
год |
ИПЦ, % (общий) |
Средние отпускные цены, руб./тн |
В % к предыдущему году |
2011 |
101 |
4953 |
94,85 |
2012 |
100,7 |
6183 |
95,86 |
2013 |
100,8 |
7490 |
121,14 |
Данные колебания отпускных цен связаны с ростом рыночных цен, а также за счет изменения ассортимента отпускаемых нефтепродуктов последнем периоде.
В 2012 г. цены производителей в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности росли быстрее, чем цены по промышленности в целом. Так, если индекс цен производителей промышленной продукции за 2012 г. составил 128,3%, то в нефтедобывающей промышленности - 165,4%, а в нефтеперерабатывающей - 148,9%.
В начале 2013 г. сезонное превышение предложения над спросом на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен как у производителей, так и в розничной торговле. Индекс цен производителей в январе 2013 г. к декабрю 2012 г. составил на автобензин всех марок 81,7%, на дизельное топливо - 94,5% и мазут топочный - 84,0% при индексе цен промышленности 100,2%. Необходимо отметить, что темпы снижения цен на автобензин на потребительском рынке ниже, чем у производителей. Индекс потребительских цен на автобензин - 98,4% при индексе потребительских цен на все товары и услуги 102,6%.
Средние цены производителей в январе 2013 г. составили:
Следует сказать, что динамика цен рассматриваемого предприятия держится на уровне среднеотраслевых, но если в 2011 - 2012 рост цен предприятия был ниже среднего процентного соотношения по отрасли, то в 2013 году существенно повысился в связи с ростом цен по отрасли и изменением ассортимента нефтепродуктов, поставляемых предприятием на более дорогие товарные группы, что соответственно сказалось на средней отпускной цене.
Оценивая динамику изменения цен на нефть и нефтепродукты, заметим, что все последние годы основным фактором, определяющим рост добычи, переработки нефти и цен на нефтепродукты, являлось сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Экспорт нефти за 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г. на 12,8% и составил 257 млн. т. Удельный вес экспорта нефти в объеме добычи имеет тенденцию к росту и составил 56% в 2012 г. (в 2011 г. - 54%). Основная доля экспорта нефти и нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. В совокупной товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в 2012 г. составил 58,2% всего объема экспорта в эти страны (в 2011 г. - 57,8%).
В 2007 г. по сравнению с 2011 г. стоимостной объем экспортируемых нефтепродуктов увеличился на 35,4%, что произошло за счет роста средней цены до 233,3 USD/т против 180,9 USD/т в 2011 г.
Таблица 2 Инфляция в промышленности, %МФ РФ Обзор экономических показателей 12 апреля 2013 года
Виды деятельности |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Январь-Август |
Сентябрь (оценка) |
Октябрь (прогноз) |
Ноябрь (прогноз) |
Январь-Ноябрь | ||
Добыча полезных ископаемых |
64,7 |
33,9 |
5,1 |
3,7 |
4,5 |
52,5 |
В том числе: |
||||||
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
69,7 |
38,9 |
5,9 |
3,2 |
4,1 |
58,0 |
Обрабатывающие производства |
21,5 |
6,2 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
8,1 |
В том числе: |
||||||
производство нефтепродуктов |
50,6 |
22,4 |
8,5 |
2,4 |
2,7 |
39,7 |
химическое производство |
24,5 |
7,7 |
1,1 |
1,3 |
2,0 |
12,5 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
37,4 |
4,2 |
- 0,5 |
0,9 |
1,0 |
5,7 |
Промышленность в целом |
28,8 |
12,6 |
2,2 |
2,1 |
1,9 |
19,7 |
На перспективы развития отрасли в 2013 г. оказали значительное влияние вступившие в силу с 1 января 2013 г. поправки к главе 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» (НДПИ). В соответствии с ними ставка налога при добыче нефти повышается с 347 до 419 руб./т. По мнению правительства, увеличение налога стало следствием укрепления рубля, которое не было учтено в 2012 году. При этом с 1 февраля 2013 г. снизилась экспортная пошлина на нефть со 101 до 83 USD/т. В 2013 г. достигнуты следующие показатели: с учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты объем первичной переработки нефти в 2013 г составил 195,5 млн. т (100,3% к уровню 2012 г.).
Вторым по значимости фактором стал рост мировых цен на нефть: средняя цена в январе-феврале составила 40,6 долл. США/баррель против 28,4 долл. США в прошлом. Третий по значимости фактор - это увеличение с 2013 года ставки НДПИ и изменение с августа 2012 года порядка определения экспортных пошлин на нефть. Влияние этого фактора на рост доходов составило 1,2% ВВП. Как уже отмечалось выше рост цен на продукцию рассматриваемой компании находится в зависимости от мировых цен на нефть.
2.3.Анализ ценообразующих факторов
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой политики фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние.
Основными из них являются:
На предложение влияют изменение издержек производства цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, информационные ожидания и другие прогнозы продавцов.
Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассматриваемый механизм ценообразования относится к условиям современной конкуренции. Однако для Российской экономики наиболее применимым аналогом является монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.
Сложившаяся ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов ситуация вызвана совокупностью внешних и внутренних причин. Причем при обострении внешних причин более очевидными стали внутренние проблемы, которые оказывают существенное влияние на ситуацию на рынке, в том числе на цены на нефтепродукты. С достижением отметки $50 за баррель западные аналитики уже говорят о замедлении роста экономики, о существенных последствиях, вплоть до возможных структурных изменений, схожих с теми, которые имели место во времена нефтяного кризиса 1970-1980-х.
Механизмы внешнеторгового регулирования в большей степени играют фискальную роль, но не обеспечивают регулирующей роли и не способствуют в должной мере защите внутреннего рынка.
К внутренним факторам относится рост издержек производства. По данным Банка России, в сентябре 2013 года рост цен в промышленности составил 23% по отношению к декабрю 2012 года.
Кроме того, свою роль сыграли повышение налогов, в том числе НДПИ, а также повышение акцизов на нефтепродукты. Влияние оказывает и имевший в последние годы постоянный рост числа автомобилей в стране (значительно увеличивающий внутренний спрос на нефтепродукты).
Причины структурного характера. Фактически рынок нефти и нефтепродуктов в России является олигопольным. Он территориально поделен между крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые доминируют по оптовым поставкам нефтепродуктов на региональные рынки.
В розничной реализации ситуация несколько лучше и примерно половину потребностей рынка обеспечивается независимыми от ВИНК АЗС, деятельность которых, однако, достаточно жестко обусловлена условиями оптовых поставок все теми же ВИНК
Тенденция ухудшения структуры рынка и повышение степени его концентрации связана, в том числе и с отсутствием организованной (биржевой) торговли нефтепродуктами. К сожалению, в ухудшении этой структуры свою роль сыграли и органы государственной власти. Упоминавшиеся повышения налогов и акцизов, а именно плоская шкала НДПИ и схема взимания акцизов, привели к тому, что с рынка вытеснялись независимые его участники, которые как раз и формировали необходимые условия конкуренции.
Цены на нефтепродукты растут и вследствие нарушений антимонопольного законодательства - злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, в результате картельных сговоров, слияний и поглощений (в том числе враждебных), антиконкурентных действий региональных органов власти.
На деятельности рассматриваемого предприятия вышеуказанные факторы отразились следующим образом:
Основными факторами, оказавшими влияние на увеличение размера выручки от продаж в 2013 году, явились следующие:
Факторы |
% |
1. Инфляция |
30 |
2. Привлечение крупных |
450 |
3. Увеличение отпускных цен заводов-изготовителей |
10 |
4. повышение налогового бремени |
15 |
ИТОГО |
100% |
2.4.Выявление резервов изменения цен на продукцию предприятия
Выявление резервов изменения целесообразно рассмотреть основываясь на затратах и факторах влияющих на ценообразование в отрасли.
По экономическому содержанию затраты на производство группируются по следующим элементам:
Доходы ОАО «НК «Роснефть»», движение денежных средств и прибыльность во многом зависят от превалирующих цен на сырую нефть и нефтепродукты. Исторически, колебание цен на нефтепродукты является следствием ряда факторов, которые находятся и будут находится вне контроля ОАО «НК «Роснефть»».
Одним из факторов может быть сокращение издержек.
Важным фактором снижения издержек являются слияния и поглощения компаний, реализующие "эффект концентрации" (экономики масштаба) не на техническом (применительно к рассматриваемой компании), а на управленческом (в зависимости от крупности компаний) уровне. Слияния и поглощения компаний имеют конкретный финансовый эффект. Очевидно, что финансовые рейтинги объединенных структур при прочих равных условиях должны быть более высокими, чем у тех же структур до объединения, хотя бы в силу более широких возможностей по распределению рисков вследствие более высокой капитализации объединенной компании. Поэтому цена заимствования у объединенных структур будет меньше и, в силу этого, издержки финансирования инвестиционных проектов, связанные с той долей затрат, которая берется на рынке заемного капитала, будут также меньше, чем у мелких (не объединенных) компаний, у которых финансовые рейтинги могут оказаться более низкими, а цена заимствования - более высокой. Соответственно это окажет влияние на конечную цену продукта.
2.5. Анализ влияния государства на цены
В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:
Информация о работе Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях