Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:44, отчет по практике
Целью является получение представления о структуре управления предприятием, об основных поставщиках товаров, конкурентах предприятия, о финансовом состоянии предприятия торговли и о политики стимулирования потребителей.
Объектом практики является сеть супермаркетов компании «Командор», основным видом деятельности которого является осуществление розничной торговли смешанными товарами.
Предмет исследования – система управления торговым предприятием, в частности маркетингом на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучение организационно-экономической характеристики компании «Командор»;
Анализ системы управления торговым предприятием;
В ходе анализа выявлено, что оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составил 41227 тыс. руб., абсолютный прирост за год получился в сумме 6054 тыс. руб.
Как видно из таблицы 1.4, прирост оборота розничной торговли произошёл за счёт увеличения цен на реализуемый товар, что составило 2062 тыс. руб., а также увеличения физического объема оборота розничной торговли на 3992 тыс. руб.
Произошло снижение темпа роста на 4,8% (100% - 95,2%). Это отрицательный показатель работы предприятия компании «Командор».
Компания «Командор» функционирует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также Уставом, обладает полной хозяйственной самостоятельностью.
Данное предприятие находится в городе Красноярске. Предприятие арендует торговую площадь в размере 282 кв.м. Режим работы супермаркета с 8 до 23 часов без перерывов на обед и выходных дней.
Штат работников предприятия на данный момент составляет 33 человека.
Основным видом деятельности компании «Командор» является осуществление розничной торговли смешанными товарами. Продажа товаров осуществляется традиционным методом индивидуального обслуживания через прилавок и методом обслуживания по образцам. При необходимости покупатель может воспользоваться консультацией специалиста.
Одним из условий высокого качества обслуживания является вежливое отношение персонала магазина к посетителям, что, безусловно, привлекает покупателей.
Компания «Командор» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанность, быть истцом и ответчиком в судах.
Предприятие несет ответственность по долгам всем своим имуществом в пределах, установленных действующим законодательством.
«Дерево целей» исследуемой компании «Командор» (см. приложение А) построено в рамках генеральной цели исследуемого предприятия Расположение данного супермаркета можно назвать удачным. Он находится на территории жилого массива.
Структура управления компанией «Командор» является линейно - функциональной (см. приложение Б).
Директор представляет интересы предприятия, издает распорядительные документы и т.п. Заместитель директора осуществляет управление торговым процессом, организацию торговых мест сотрудников и т.п.
Главный бухгалтер отвечает за ведение учета и отчетности, составление баланса расходов и доходов предприятия, ведет контроль за соблюдением финансовой дисциплины.
Товаровед следит за ассортиментом товаров, занимается поиском поставщиков, ведет работу по заключению договоров на поставку товаров, контролирует их исполнение.
Продавцы осуществляют продажу товаров населению. В их обязанности входит качественное обслуживание покупателей, их консультирование, а также выкладка товаров и выполнение расчетно-кассовых операций.
Маркетолог, совместно с руководителем занимается разработкой плановых документов по стратегическим направлениям работы, проведением исследований конъюнктуры рынка, разработкой мероприятий по улучшению деятельности предприятия.
Материально-техническая
база торгового предприятия
Рациональность организации торгово-технологического процесса в магазине зависит от его технического оснащения и технологического оборудования.
Магазин «Командор» расположен в помещении, которое является пристройкой к жилому дому. Общая площадь магазина составляет 875.1 кв.м., площадь торгового зала – 650 кв.м.
Торговый зал является основным торговым помещением, он занимает основную часть всего магазина. В торговом зале выложен товар на продажу, где покупатели выбирают товар. Большая часть торговой площади в торговом зале остается свободной, за счёт этого покупатели могут беспрепятственно перемещаться по торговому залу. Ширина проходов между оборудованием (между прилавками и стеной, между прилавками, между кабинами контролёров-кассиров и т.д.) в торговом зале соответствует ГОСТу Р 51773-2001.
Общая площадь универсама
«Командор» 875,1 кв. м, в том числе
торгового зала 650 кв. м. Рассчитаем
коэффициент эффективности
Таблица 1.5 - Расчет установочной и выставочной площадей торгового универсама «Командор»
Наименование оборудования |
Количество |
Размер |
Количество полок |
Установочная площадь, кв.м. |
Выставочная площадь, кв.м | ||
Пристенная горка |
79 |
2*0,5 |
5 |
79 |
395 | ||
ветрины |
8 |
1*5 |
5 |
40 |
72 | ||
Стеллажи |
12 |
2*3 |
2 |
60 |
72 | ||
Прилавки |
8 |
1,5*1,5 |
1 |
6 |
6 | ||
Холодильные установки |
9 |
3*1 |
1 |
27 |
27 | ||
6 |
1*2 |
2 |
12 |
24 | |||
Итого: |
224 |
596 |
Коэффициент эффективности использования общей площади торгового зала определяется отношением торговой площади к общей площади:
К т.з.=Sт.з./S общ=650/875,1=0,74
При оценке эффективности использования торговой площади универсама «Командор» нужно рассчитать общую, установочную.
Установочная площадь
- это часть торговой площади
занятой оборудованием,
Куст.= Sуст/Sт.з.
К уст=224/650=0,35
Коэффициент установочной площади равен 0,35. а это говорит о том, что площадь торгового зала загружена оборудованием. Для универсама «Командор», выходом из этой ситуации является уменьшение количества применяемого оборудования. По установленным правилам, Куст. должен составлять не менее 0.27-0.32.
Выставочная площадь – это площадь выкладки товаров, слагаемых из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров. Выставочная площадь равна 596 кв. м.
Коэффициент выставочной площади определяется по формуле:
К выст=Sвыст/Sт. З
Квыст=596/650=0,9
Выставочная площадь
составила 0,9, это говорит о том
что она превышает
В магазине используется метод самообслуживания. Этот метод является достаточно прогрессивной формой розничной торговли, в результате которой не только сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации, но и осуществляется свободный доступ покупателей к многочисленным товарам, самостоятельный без помощи продавца их отбор, способствующий рациональному использованию труда продавцов. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами.
Для этого метода продажи товаров в магазине используется достаточно удобное оборудование – камеры-хранения, упаковочные столы, стеллажи и шкафы, корзины и тележки, кассовое, весовое, холодильное оборудование.
Таблица 1.6 - Количество камер хранения на территории входной зоны вычисляется по формуле:
площадь торгового зала (S) |
800 |
кв.м. |
процент занимаемый торговым оборудованием (С) |
35% |
кв.м. |
комфортное пространство покупателя (Q const = 3) |
3 |
кв.м. |
свободная от оборудования торговая площадь (А) |
S – C |
кв.м. |
Количество ячеек = вместимость магазина в часы пик = A/Q
Количество ячеек = (850 – 850/100*35)/3 = 173
Далее на территории входной зоны в специально отведенном месте находятся тележки и корзины для покупателей. Необходимое количество тележек и корзин на магазин рассчитывается по той же формуле, что и для камер хранения.
Стеллажи выполнены из пластикового материала. Стеллажи открытого типа, товар выкладывается прямо на полки, в виду особенностей упаковки товара. Стеллажи имеют в среднем по 4 – 5 полок, которые полностью заполняются товаром.
Супермаркет обслуживает покупателей при помощи 5 кассовых аппаратов. Кассовые аппараты расположены на специализированных столах для кассиров. Для расчета покупателей супермаркет использует современные кассовые аппараты, которые оснащены программным обеспечением, позволяющим заносить в память аппарата цены на абсолютно все товары. При расчете покупателя кассир при помощи сканирующего устройства считывает штрих-код товара, который заносится в кассовый аппарат. В ответ на это аппарат определяет товар и показывает на мониторе наименование товара и его цену. Также при оплате покупателем товара, кассиру видно, сколько заплатил покупатель и сколько сдачи следует ему вернуть.
В современное время, очень развит такой вид розничной торговли как “магазины самообслуживания”. Сильному развитию этому виду розничной торговли способствовали 2 фактора: со стороны потребителей и со стороны предпринимателей: Потребителей привлекает свободный доступ к товарам, возможность их изучения. Плюс предпринимателям же, которое занимается розничной торговлей от системы самообслуживания, то, что из за свободного доступа к товарам сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации.
Сегодня, на территории города Красноярска сформировалась сильная конкуренция предприятий занимающихся розничной торговлей. Это сети супермаркетов и гипермаркетов: Красный Яр, Командор, Каравай, Алпи и другие частные предприниматели. Для сравнения плотности конкуренции приведем следующие данные: Протяженность Октябрьского района достаточно велика, на этой территории очень много размещено торговых точек. Если рассматривать в частности исследуемый гипермаркет, то его в наличии насчитывается около четырех.
Существующие условия всё больше вынуждают предприятия розничной торговли к постоянному развитию и совершенствованию, для того чтобы быть максимально конкурентоспособными. Это такие меры, как:
Таблица 2.1- Анализ основных конкурентов гипермаркета “Командор”
№ |
Конкуренты |
Ассортиментная группа (позиция) |
Характеристики продукта и др. |
Преимущества |
Недостатки |
По отношению к анализируемому предприятию | |||||
1
|
Гипермаркет “АЛПИ” |
Кондитерские изделия |
1 .Цена |
Низкая |
|
2.Качество |
Высокое |
||||
3.Доля рынка |
Низкая | ||||
4.Продвижение |
Ограниченный набор средств продвижения | ||||
5. Каналы реализации и т.д. |
Только рознич-ная торговля |
||||
1
|
Гипермаркет “АЛПИ” |
Алкогольная продукция |
1 .Цена |
Низкая |
|
2.Качество |
Высокое |
||||
3.Доля рынка |
Высокая |
||||
4.Продвижение |
Ограниченный набор средств продвижения | ||||
5. Каналы реализации и т.д. |
Только рознич-ная торговля |
||||
1
|
Гипермаркет “АЛПИ” |
Молочная продукция |
1 .Цена |
Низкая |
|
2.Качество |
Высокое |
||||
3.Доля рынка |
Высокая |
||||
4.Продвижение |
Ограниченный набор средств продвижения | ||||
5. Каналы реализации и т.д. |
Только рознич-ная торговля |
||||
2
|
Супермаркет “Красный Яр” |
Кондитерские изделия |
1 .Цена |
Высокая | |
2.Качество |
Высокое |
||||
3.Доля рынка |
Низкая | ||||
4.Продвижение |
Ограниченный набор средств продвижения | ||||
5. Каналы реализации и т.д. |
Только рознич-ная торговля |
||||
2
|
Супермаркет “Красный Яр” |
Алкогольная продукция |
1 .Цена |
Высокая |
|
2.Качество |
Высокое |
||||
3.Доля рынка |
Высокая |
||||
4.Продвижение |
Активное |
||||
5. Каналы реализации и т.д. |
Только рознич-ная торговля |
||||
2
|
Супермаркет “Красный Яр” |
Молочная продукция |
1 .Цена |
Высокая | |
2.Качество |
Высокое |
||||
3.Доля рынка |
Низкая | ||||
4.Продвижение |
Ограниченный набор средств продвижения | ||||
5. Каналы реализации и т.д. |
Только рознич-ная торговля |