Повышение конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Цель конкурентоспособности продукции заключается в исследовании реального и потенциального уровня конкурентоспособности продукции, выявлении факторов, которые оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик (Автосохраненный).docx

— 96.05 Кб (Скачать файл)

2. Обеспечение конкурентоспособности  предприятия носит комплексный  характер. Поэтому недооценка какого-либо  фактора может привести к неудаче  фирмы на рынке.

3. Для обеспечения конкурентоспособности  используется все многообразие  стратегических и тактических  приемов службы маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности - это, прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

а) понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

б) знание поведения и  возможностей конкурентов;

в) знание состояния и  тенденций развития рынка;

г) знание окружающей среды  и ее тенденций;

д) умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы он предпочел  его товару конкурента;

е) искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе.

4. Конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и  неосязаемые ресурсы, которыми  владеет предприятие, позволяющие  побеждать ему в конкурентной  борьбе, это высокая компетентность  организации в какой-либо области,  которая дает наилучшие возможности  преодолевать силы конкуренции,  привлекать потребителей и сохранять  их приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми характеристиками  конкурентного преимущества компании  являются степень его известности  или восприимчивости потребителями  фирмы, привязанность к конкретным  условиям и причинам, подверженность  неоднозначному влиянию множества  разнородных факторов. Поэтому в  процессе стратегического планирования  после проведения анализа внешней  среды и управленческого анализа  фирмы для определения конкурентных  преимуществ организации в целях  формирования оптимальной стратегии  фирмы необходимо осуществлять  сравнительный анализ сильных  и слабых сторон предприятия  с аналогичными характеристиками  конкурентов и оценивать степень  известности и восприимчивости  выявленных сильных сторон организации  потребителями.

5. Оценка конкурентоспособности  является исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях  рыночной экономики. Изучение  конкурентоспособности должно вестись  непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д. [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОАО «БМК»

 

2.1. Общая характеристика ОАО «БМК»

 

ОАО «Брянский молочный комбинат» – признанный лидер на Брянском и Российском рынке по производству широкого ассортимента молочной продукции: молоко, масло сливочное, йогурт натуральный, кефир, сметана, творог – всё это далеко не полный список продукции, производимой на предприятии.

ОАО «Брянский молочный комбинат» был построен и пущен в эксплуатацию проектной мощностью 110 т перерабатываемого молока в смену в августе 1977 года. Строительство нового комбината в Брянской области было вызвано необходимостью переработки «лишнего» молока, внедрением безотходных технологий.

Вся история предприятия построена  на 4 этапах своей производственной деятельности:

1. Этап становления

2. Этап наращивания мощностей

3. Этап перехода на новый уровень работ

4. Полная модернизация предприятия

На этапе становления предприятие  выпускало в основном весовую  продукцию, которая составляла 70% от всей выработки. Молоко питьевое, сметана, творог, сырковая масса - расфасовывались  во фляги, масло - в картонные коробки. В бутылки разливали только кефир, часть питьевого молока, небольшое  количество сметаны фасовали в стеклянные баночки.

Основная часть принятого молока - 300-350 т сепарировалась на производство масла сливочного и сухого обезжиренного  молока. Мощность цеха СОМ составляла 140 т перерабатываемого обрата в  сутки. В течение нескольких лет  объем переработки увеличился до 450-500 т в сутки.

Жизнь требовала наращивания мощностей, увеличения выпуска фасованной продукции. К 1985 г. была проведена реконструкция  основных производственных цехов. Учитывая растущие потребности населения  в фасованной цельномолочной продукции, дополнительно устанавливается  разливочная машина Нагема, осваивается розлив молока в пакеты Тетра-Пак треугольной формы, что позволило увеличить долю фасованной продукции до 50%.

Для более полного обеспечения  жителей города Брянска творогом и творожными изделиями реконструируется полностью творожный участок - вводится в эксплуатацию механизированная линия  непрерывного производства творога, устанавливаются  новые автоматы по фасовке сырков, сырковой массы, творога. Осваивается  производство домашнего и адыгейского  сыров.

В условиях экономического кризиса  назрела необходимость перехода на новый уровень работ. Основное направление - производство продуктов питания, превосходящих по качеству импортные. Было принято решение о покупке и монтаже импортного оборудования по расфасовке йогуртов, сметаны, творожных паст, кремов-десертов, майонеза в полистирольные стаканчики, а также оборудование по термокуттеризации.

На этом этапе предприятие освоило  и заняло свою позицию во внешнеэкономической  деятельности. Поддерживая всероссийскую  программу оздоровления населения, специалисты комбината разработали  и приступили к выпуску витаминизированных продуктов: ряд кисломолочный напитков, молоко витаминизированное, творожный  витаминизированный крем, напитки витаминизированные «Цитрусовый» и «Ананасовый».

С началом реформ резко сократилось  потребление всех видов продовольственных  товаров. Цены на сухое обезжиренное молоко неуклонно падали, торговля им стала убыточной для предприятия. Поэтому было принято решение  сосредоточиться на продажах готовой  цельномолочной и другой расфасованной  продукции.

В 2001 году принимается решение о  полной модернизации цельномолочного  производства. В течение 2001 - 2002 г.г. на предприятии проведена полная техническая модернизация - закуплена и установлено импортное Шведское оборудование по приемке, переработке и упаковке молочных продуктов фирмы ТетраПак.

Для выпуска расширенного ассортимента кисломолочной продукции (кефиров, ряженки, йогуртов, сметаны, творога) проведена  реконструкция заквасочного отделения, отвечающего современным требованиям  и правилам.

В конце 2002 года новая перспективная  продукция, расфасованная на единственной в регионе современной линии, в удобной для покупателя упаковке с завинчивающейся крышкой ТетраРексПлюс, появилась на рынках Москвы, г. Брянска и Брянской области.

С 2004 года вся продукция Брянского  молочного комбината выпускается  под двумя торговыми марками  «МИЛГРАД» и «Веселый луг».

Одно из отличительных особенностей предприятия в условиях рынка - участие  в сфере обращения, работа с торговлей. Создана структура торгового  дома, без которого не возможно достижение таких социально значимых целей, как увеличение или поддержание  объема реализации молочных продуктов.

На комбинате работают опытные  квалифицированные кадры. Многие из них трудятся со дня основания  предприятия - это мастера, рабочие, лаборанты, бухгалтера, начальники структурных  подразделений, главный инженер. В настоящее время предприятие выпускает более 60 видов молочных продуктов. Опыт, накопленный за годы существования предприятия, в сочетании с передовыми технологиями - вот основной секрет отменного качества всей продукции.

Гарантия успеха - строгий контроль качества от поступающего сырья до готового продукта. Современной аппаратурой  оснащены приемная, химическая и бактериологическая лаборатории: под контролем их сотрудников  осуществляется производство продукции.

Конкурентным преимуществом Брянского  молочного комбината, помимо выпуска  высококачественной продукции, является использование только натуральных  ингредиентов и наполнителей, в сочетании  с новыми эффективными технологиями, модернизацией производства и расширением  ассортимента с учетом требований потребительского спроса. Кроме того, вся продукция  обладает профилактическими свойствами, оптимальная термическая обработка  позволяет сохранить живые культуры.

Сегодня ОАО «Брянский молочный комбинат» занимает ведущее положение в молокоперерабатывающей отрасли Брянской области. Оснащение современным оборудованием позволяет выпускать молочную продукцию разнообразного ассортимента, высокого качества и безопасного для здоровья потребителей  [13].

 

 

2.2. Анализ макросреды

 

Макросреда  функционирования предприятия состоит  из политической, экономической, социально-демографической, технологической, экологической среды. На эти факторы отдельно взятое предприятие  не может оказать влияние.

Мониторинг  и анализ макросреды необходим для  того, чтобы предприятие могло  вовремя принять решение и  подстроиться под действия макросреды, снизить её негативное влияние и  вовремя использовать предоставляемые  ею возможности [8].

Политические факторы

Политические  факторы определяют действенность правовой системы и ее традиции, какая политическая идеология определяет политику правительства, программы партийных структур, стоящих у власти, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, стабильность политической власти и правительства, степень общественного доверия или недовольства к правительству, насколько стабильно правительство и т.д. 

Большое влияние для макросреды предприятия  имеют такие правовых нормы Российской Федерации, как новый Гражданский  кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый  кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле»  и другие законодательные документы. 

В соответствии с законодательством Российской Федерации основными предметами государственного регулирования для  предприятий молочной отрасли являются безопасность продукции и соблюдение требований по защите прав потребителей.

Принципиальным  является то, что выпускаемая молокоперерабатывающими  предприятиями продукция и процесс  ее изготовления должны быть безопасны  для жизни, здоровья, имущества граждан  и окружающей среды, они также  не должны быть вредными или представлять опасность для здоровья нынешних и будущих поколений.

К документам, требования которых необходимо соблюдать  неукоснительно относятся - санитарно-эпидемиологические правила, нормы, гигиенические нормативы, а также утвержденные национальные стандарты. 

В декабре 2008 года вступил в силу Федеральный  закон №88 о «Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию». Выполнение норм закона обещает гражданам полную информированность о потребляемом молочном продукте. Также представлены другие понятия, которые будут определять содержание молочного продукта.

Заметим, что деятельность предприятия ОАО  «БМК» осуществляется в соответствии с полной системой налогообложения.

Экономические факторы

Экономические факторы - это величина и динамика валового национального продукта (ВНП), темп инфляции, процентная ставка, нормы  налогообложения, норма накопления и сбережения, общий уровень экономического развития, структура населения и т.д. 

В Брянской области в результате реализации антикризисных мер, направленных на поддержку реального сектора экономики, в 2012—2013 годах прирост валового регионального продукта прогнозируется на 2,5—4,5 % ежегодно.

Уровень инфляции в России за 2013 год составляет 0,6%.

Социально-демографические  факторы

Первый  фактор, за которым следят маркетологи - население, которое образует самые  разные рынки. Маркетологов крайне интересует численность и темпы роста населения, его возрастная структура и этнический состав, уровень образования, структура домашнего хозяйства, региональные различия и т. д.

В 2012—2013 годах в Брянской области отмечена позитивная динамика демографических процессов.

Численность постоянного населения области  продолжает снижаться, но с определенным замедлением процесса: за 2011од — 0,9 %; за 2012од — 0,7 %, за 2013год -0,6%.

Целью демографического развития области  является стабилизация численности  населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Прогнозируется  рост уровня рождаемости в 2012году до 11,5 человек на 1000 населения, в 2013году — до 12,4.

Технические факторы

В течение 2001 - 2002 г.г. на предприятии ОАО «Брянский молочный комбинат» проведена полная техническая модернизация  - закуплено и установлено импортное  Шведское оборудование по приемке, переработке и упаковке молочных продуктов фирмы ТетраПак. Внедрены новейшие технологии обработки сырья. Для выпуска расширенного ассортимента кисломолочной продукции (кефиров, ряженки, йогуртов, сметаны, творога) проведена реконструкция заквасочного отделения, отвечающего современным требованиям и правилам.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности