Потребности человека по пирамиде Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - систематизируя теоретические основы экономической науки, рассмотреть основы теории потребительского выбора и возможность применения теоретических знаний на практике, при формировании организацией товарного ассортимента и плана по выпуску продукции
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты и особенности потребностей людей, взаимосвязь различных теорий мотивации.
2. Рассмотреть понятие и сущность рационального поведения потребителей и поведение потребителей на рынке.
3. Составить портрет потребителя винной продукции.

Содержание

Введение
1. Характеристика потребностей человека, их теоретическое обоснование
1.1 Иерархия потребностей по теории А. Маслоу
1.2 Особенности базовых потребностей
1.3 Характеристика основных теорий мотивации на основе иерархии потребностей человека
2. Основы теории потребительского поведения
2.1 Рациональное поведение потребителей
2.2 Поведение потребителя на рынке
2.3 Потребительский выбор: оптимальный выбор и функция спроса
3. Анализ потребительского поведения на рынке винной продукции
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Характеристика потребностей  человека, их теоретическое обоснование

1.1 Иерархия потребностей по  теории А. Маслоу

1.2 Особенности базовых потребностей

1.3 Характеристика основных теорий  мотивации на основе иерархии  потребностей человека

2. Основы теории потребительского  поведения

2.1 Рациональное поведение потребителей

2.2 Поведение потребителя на  рынке

2.3 Потребительский выбор: оптимальный  выбор и функция спроса

3. Анализ потребительского поведения  на рынке винной продукции

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Введение

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной  России, когда происходит становление  социально-экономических отношений. Новые требования к построению и  поведению организаций предъявляют  рыночные отношения, предпринимательская  активность, развитие различных форм собственности, изменение функций  и методов государственного регулирования  и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных  изменений в технологической  базе производства.

Деятельность организаций в  условиях меняющейся конкурентной среды  требуют от каждого производственника, бизнесмена, менеджера постоянного  совершенствования предпринимательской  деятельности, связанной с созданием  распределением и потреблением товаров  и услуг.

Любое предприятие осуществляет свою деятельность не изолированно, а в  условиях конкретной внешней среды. Анализ научных исследований, посвященных  данной проблематике и их результатов, показал, что такой для выбора эффективной конкурентной стратегии  именно аспект взаимного применения и сочетания ассортиментной, сбытовой, ценовой, коммуникативной и кадровой стратегий является важнейшим. Выявление  главных характеристик этих свойств  позволяет определить ту часть информации, которую необходимо собрать и  обработать для формирования эффективной  стратегии присутствия организации  на рынке.

Актуальность выбранной темы проявляется  в том, что функционирование рынка  предполагает увеличение активов купли-продажи. Но чтобы увеличить выпуск и продажу  определенного товара, необходимо знать  поведение покупателей, ибо потребитель - конечный пункт всякого производства. Поэтому важнейшим условием изучения рынка является анализ поведения  потребителя.

Цель работы - систематизируя теоретические  основы экономической науки, рассмотреть  основы теории потребительского выбора и возможность применения теоретических  знаний на практике, при формировании организацией товарного ассортимента и плана по выпуску продукции

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

1. Изучить теоретические аспекты  и особенности потребностей людей,  взаимосвязь различных теорий  мотивации.

2. Рассмотреть понятие и сущность  рационального поведения потребителей  и поведение потребителей на  рынке.

3. Составить портрет потребителя  винной продукции.

Методами исследования в работе являются: метод сравнения, монографический  метод и другие.

Теоретической основой работы стали  труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, маркетологов, психологов - М.А. Сажиной, д.э.н. А.Д. Шафронова, Г.Г. Чибрикова, Ф. Котлера, О.Д. Волкогоновой, д.э.н. А.Н. Петрова, д.э.н. Р.А. Фатхутдинова, А. Маслоу, С. Альдерфер, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, В. Врум, С. Адамс, Л. Портер, Е. Лоулер (авторы теорий мотивации), Каверин  СБ., Кочеткова А.И., Логвинов С.А., Сидоренко  Е.В., Энкельман Н.Б. и др.

Методологической основой структуры  работы и логической связи в ней  изучаемых вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, общей психологии, менеджмента и  маркетинга.

При написании курсовой работы использовалась литература отечественных и зарубежных экономистов-теоретиков, учебные пособия  и учебники, монографии, научные  статьи в периодических изданиях.

 

1. Характеристика потребностей  человека, их теоретическое обоснование

1.1. Иерархия потребностей по  теории А. Маслоу

Абрахам Маслоу известный психолог, который глубоко интересовался  природой человека, является одним  из основателей гуманистической  психологии. В 1950 году он создал концепцию  потребностей человека. По его мнению, творческий потенциал человека является результатом здорового и правильно  направленного развития. Он считает, что это развитие происходит в  результате поиска и осуществления  целей утверждающих и обогащающих  жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности.

Потребности -- это то, что возникает  и находится внутри человека, что  достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого  человека. Наконец, это то, от чего человек  стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она  дает о себе знать и «требует»  своего устранения. Люди по-разному  могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или  не реагировать на них. Потребности  могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и  осознанно устраняются. Если потребность  не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство  потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости  и влияния на человека.

Потребности (по Маслоу) даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для  появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из пяти категорий. В основании находятся физиологические  потребности, далее потребности  в безопасности, в любви и привязанности, в признании и оценке, в самоактуализации (рис.1).

Рисунок 1 - Иерархия потребностей человека А. Маслоу

Физиологические потребности.

Физиологические потребности, которые  обычно принимаются в качестве отправной  точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические  влечения и желания. Физиологические  потребности доминируют над всеми  остальными в организме и являются основой мотивации человека. Таким  образом, человек, который нуждается  в пище, безопасности, любви и  уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные  потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояние  всего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку  голод владеет сознанием почти  безраздельно. Все силы организма  начинают обслуживать удовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать для  достижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новые  туфли, или автомобиль, в экстремальной  ситуации становятся второстепенными.

Вместе с этим организм проявляет  специфическую особенность, которая  состоит в том, что во время, когда  в человеке доминирует определяющая потребность, меняется философия его  будущего. На нашем примере для  хронически голодного человека утопия представляется местом, где полно  еды. Он начинает думать, что при  условии гарантированного наличия  пищи до конца жизни он будет совершенно счастлив и никогда не пожелает ничего более. Свобода любовь уважение отодвинуто, как бесполезные безделушки. Но это  чрезвычайные обстоятельства, которые, встречаются редко в нормальном мирном обществе и у большинства  людей она удовлетворена. Когда  физиологические потребности удовлетворены, появляются другие, более высокие  по Маслоу, т.е. следующая потребность  в безопасности.

Потребности в безопасности.

Следующая группа потребностей: потребности  в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите, отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности  в структуре, порядке, законе и ограничениях, покровителе. По Маслоу к этим потребностям применимо почти тоже, что и  к физиологическим. Организм может  быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель - это определяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философии ценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угроза закону, порядку, властям общества.

Но т.к. здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей  частью удовлетворили свои стремления в безопасности, следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов. Соответственно далее вновь проявляются более  высокие, в пирамиде Маслоу это потребности  третьего уровня, потребности в любви.

Потребности в любви и принадлежности.

Если физиологические потребности  и потребности в безопасности удовлетворены, появляются потребности  в привязанности и принадлежности и все что сказано выше повторяется  снова. Потребность в любви предполагает, как потребность давать, так и  потребность получать любовь. Когда  они неудовлетворенны, личность остро  переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье  и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого  будет для человека важнее всего  на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Теперь острая боль от одиночества, неприятия и недружелюбия сильнее  всего остального и соответственно он будет думать, что был бы абсолютно  счастлив, если в его жизни появилась  любовь. Для человека очень важно  чувствовать принадлежность, добрососедские отношения на одной территории, среди  класса, компании, коллег, т.к. что их стремление сбиться в стаю держаться  вместе, быть частью группы есть у них  от природы. Если же у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группа потребностей, более высокого уровня - это потребность  в уважении.

Потребность в уважении.

Все люди в нашем обществе имеют  потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства  и в уважении окружающих. Эти потребности  Маслоу разделяет на два класса. К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность пред лицом внешнего мира, независимость  и свобода. Ко второму классу Маслоу относит, то, что называется хорошей  репутацией или желанием престижа, а также статус, известность и  славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности в  самоуважении вызывает чувство уверенности  в себе, своей ценности, силе, способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствие  на пути к удовлетворению ведут к  появлению чувства неполноценности, слабости беспомощности. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровое чувство  самоуважения базируется на заслуженном  уважении со стороны других людей, а  не на показной славе и известности  и неоправданной лести. Нужно  уметь отличать действительные компетентность и достижения в основе, которой  лежат исключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого  труда, одними врожденными качествами конституцией и биологической судьбой.

Даже если все вышеперечисленные  потребности удовлетворены человек  часто, если не всегда, может ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, они возникают, если человек не занимается тем, для  чего он создан.

Потребность в самоактуализации.

Музыканты должны создавать музыку, художники - писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, кем он может быть, т.е. сохранять  верность своей природе. Эта потребность  и называется самоактуализацией. Она  относиться к желанию людей реализовывать  себя, проявлять в себе, то, что  заложено в нем потенциально. Она  может быть определена, как желание  в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы  достичь всего, на что он способен.

1.2 Особенности базовых потребностей

Исходя из вышеперечисленного, могло  создаться впечатление, что данная иерархия устанавливает жесткий  порядок вещей, однако в действительности он далеко не так постоянен.

В самом деле, большинство людей  имеют базовые потребности, организованные в соответствии с вышеизложенными  принципами. Однако существует и множество  исключений:

Есть люди, для которых самоуважение важнее, чем любовь. Это часто  происходит вследствие того, что человек, которого любят, выносливая и сильная  личность, вызывающая уважение или  страх, уверенная в себе или агрессивная. Следовательно, люди недополучившие любовь и ищущие ее могут изо всех сил  стараться надеть на себя маску агрессивности  и уверенности в себе. Однако они  главным образом стремятся обрести  уважение к себе, и их поведение  в большей степени является средством  достижения этой цели, чем самоцелью. Они стремятся к самоутверждению  ради любви, чем ради того, чтобы  обрести самоуважение.

Есть люди, обладающие выраженной одаренностью от природы, для которых  влечение к творчеству является более  значимым, чем, что-либо другое. Их самоактуализация может проявляться и при отсутствии базового удовлетворения.

Сила притязаний многих людей может  постоянно слабеть и снижаться. Например, люди, которые долгое время  испытывали нужду из-за постоянной безработицы, могут остаток жизни  довольствоваться лишь тем, что у  них есть достаточно пищи.

Есть люди, которые испытывали недостаток любви с первых лет жизни, которые  навсегда утрачивают способность любить.

Более важные из всех перечисленных  исключений могут быть высшие социальные желания и ценности. Люди преданные  таким ценностям становятся мучениками. Они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того, что  представляет для них ценность. Это  отчасти объясняется тем, что  у людей на протяжении жизни которых, особенно в детстве и юности базовые  потребности были удовлетворены, становятся устойчивыми в противостоянии помехам  в удовлетворении этим потребностям.

Информация о работе Потребности человека по пирамиде Маслоу