Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:55, курсовая работа
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника, возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают все новые и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В последнее время термин "мотивация" прочно вошел в терминологию многих общественных наук. Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1. Мотивационная сфера в менеджменте. Мотивация как функция управления…………………………………………………………………..……… 5
1.1. Сущность мотивации………………………………………….………....5
1.2. Содержательные теории мотивации……………………………….......10
1.2.1 Теория мотивации А. Маслоу……………………………...…..12
1.2.2 Теория мотивации Дэвида Мак-Клеланда………………….....16
1.2.3 Теория мотивации Ф. Герцберга……………………….......….18
1.3. Процессуальные теории мотивации…………………………….……..21
1.3.1. Разработка С. Адамса ………………………………………….22
2. Проанализировать организационную структуру предприятия на примере МУП «Кировская горэлектросеть»……………………………………………….23
2.1. Содержание организационной структуры ………….………………...25
2.2. Характеристика предприятия МУП «Кировская горэлектросеть»…..27
2.2.1.Организационная структура предприятия…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….35
2) Мотивирующие факторы,
которые сам Герцберг назвал
«удовлетворяющими» (это название
не получило широкого
Герцберг показал, что
возможность удовлетворить
Конкретизацией данного тезиса является вывод Герцберга о том, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя. Для успешного стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивирующих потребностей. Таким образом, руководитель должен сначала снять имеющую место у работников неудовлетворенность в чем-либо, а потом уже добиваться удовлетворенности.
Герцберг считал, что активность исполнителей будет высока, если:
1) работа имеет смысл,
общественную значимость, не примитивна,
не убивает интереса к себе,
позволяет развивать
2) требования к работнику
не занижаются, результаты труда
не обезличиваются и
3) каждый вправе получать
необходимую информацию, принимать
самостоятельные решения,
Концепция мотивации во многом
сходна с теорией потребностей Маслоу.
Гигиенические факторы
Главный практический вывод
из теории Герцберга заключается
в том, что руководители должны дифференцированно
и весьма осторожно подходить
к использованию различных
Наиболее удивительным и
неожиданным открытием, полученным
в результате проведённых Герцбергом
исследований, стал тот факт, что
деньги однозначно были отнесены к
разряду гигиенических
Несмотря на то, что основны6е
положения теории Герцберга нашли
широкое применение, в ее адрес
раздавались и критические
1.3. Процессуальные теории мотивации.
Рассмотренные выше содержательные теории мотивации, основанные на изучении потребностей, целей, факторов, влияющих на трудовое поведение, хотя и раскрывают многие мотивационные аспекты, все же не учитывают определенные переменные величины, определяющие ситуации.
Впоследствии ученые пришли
к выводу, что для объяснения механизма
мотивации необходимо учитывать
разнообразные поведенческие
В основе этих теорий лежит
концепция И.Павлова о том, что
любое поведение человека – это
результат воздействия стимула.
Поэтому поведение человека подвержено
влиянию посредством
В отличие от содержательных теорий мотивации, базирующихся на потребностях людей и связанных с ними факторов, определяющих их поведение, процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения своих целей, и какой конкретный тип поведения он при этом выбирает. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям, поведение личности является также функцией ее восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного данной личностью типа поведения.
В настоящее время различных процессуальных теорий насчитывается более пятидесяти. Однако в практике управления выделяют теорию ожиданий и предпочтений В. Врума, теорию справедливости (равенства) С. Адамса и комплексную теорию мотивации, именуемую моделью Портера-Лоулера.
1.3.1.Теория справедливости С. АДАМСА
Основателем теории равенства - справедливости является С. Адамс, который на основе исследований сформулировал основные её положения. Содержание теории равенства сводится к следующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученным другими людьми.
По мнению С.Адамса, каждый работник оценивает свои отношения:
Личные доходы / личные затраты = доходы других лиц / затраты других лиц.
При этом, в затраты включаются не только усилия человека по выполнению данной работы, но и его стаж в организации, уровень квалификации, возраст, социальный статус. Оценка затрат и результатов субъективна, причём особенно высок субъективизм в отношении других лиц, о которых человек может судить лишь на основе догадок и отрывочной информации.
Теория справедливости постулирует,
что люди субъективно оценивают
полученное вознаграждение, соотнося
его с затраченными усилиями и
вознаграждением других людей. Если
люди считают, что в отношении
них допущена несправедливость их мотивация
снижается и они стремятся
снизить интенсивность своих
усилий. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди имеют
собственное суждение по поводу правильности
или неправильности вознаграждения
по сравнению с другими
В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер. В случае если разница вознаграждения обусловлена разной эффективностью труда, необходимо объяснить сотрудникам получающим меньше, что в случае уравнённой результативности с их коллегами, возможно получение такого же вознаграждения как и у коллег.
По мнению С.Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:
Индивидуальные доходы.
Доходы других лиц.
Индивидуальные затраты.
Затраты других лиц.
К наиболее распространённым способам устранения воспринимаемого неравенства относятся:
ИЗМЕНЕНИЕ ВЫХОДА. Возможно,
индивид примет решение о необходимости
увеличения вознаграждения. Аналогично
может поступить и целый
ИЗМЕНЕНИЕ ВХОДА. Человек может выбрать путь, который уменьшает усилия в процессе труда. Работник, воспринимающий зарплату как несоразмерно маленькую, начинает работать с прохладцей или опускается до прогулов. Если работник считает, что ему переплачивают, он может повысить интенсивность труда.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Исследования
показывают, что в том случае,
когда индивиду не удаётся воздействовать
на вход и выход, возможна корректировка
его представлений о
ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТА РАБОТЫ. Если человек чувствует, что к нему относятся несправедливо, он может принять решение об уходе с работы, рассчитывая найти новую, с более благоприятным балансом входа и выхода.
2.1. Содержание организационной структуры
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого8. Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Для каждой организации существует
наилучшая и только ей присущая организационная
структура производства и управления.
Любая организация имеет
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления9:
1 - линейная;
2 - функциональная;
3 - линейно-функциональная;
4 - матричная;
5- дивизиональная;
6 - множественная.
а
Рис. 3 Организационные структуры управления предприятиями:
а — линейная; б — функциональная; в — линейно-функциональная;
Г.Р — генеральный
Ф.Р — функциональный руководитель; И — исполнитель
2.2. Характеристика предприятия Муниципальное унитарное предприятие г. Кировска «Кировская городская электрическая сеть»
В 1969 году было создано энергетическое предприятие «Кировская горэлектросеть» в форме муниципального унитарного предприятия на базе муниципальной собственности. Учредителем является комитет по управлению муниципальной собственностью г.Кировска.
Расположение производственной базы и административного корпуса предприятия: г.Кировск, ул. Лабунцова 9.
Предприятие является самостоятельным
хозяйствующим субъектом, обладает
правом юридического лица, имеет в
хозяйственном ведении