Пути повышения конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с этим, главная цель дипломной работы – дать оценку конкурентоспособности продукции и выявить пути ее повышения.
Объектом исследования является ЗАО «Щара-Агро».
Предмет исследования – выпускаемая продукция и сфера услуг исследуемого предприятия ЗАО «Щара-Агро»
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
-исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
-обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности продукции;
-разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…................................................................................................................
4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ оценки КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………

6

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия …..……………..
6

1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия….
13

1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия….
22

1.4 Оценка собственной конкурентной позиции на рынке……………
30
ГЛАВА 2
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЩАРА-АГРО»………………………………………………………………………

38

2.1 Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции…
38

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ……….………...
46

2.3 План маркетинговой деятельности. Стратегия ценообразования….
55
ГЛАВА 3
ВЫПУСК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ………………….………………………………………...

60

3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции ……….……
60

3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Щара-Агро»…………..…...
64

3.3 Эффективность использования производственных мощностей ЗАО «Щара-Агро»………………………………………………………....
66

3.4 Повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства…………………………………………………....
72

3.5 Меры повышения конкурентоспособности продукции……….…....
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….….…………………………..……................…..
80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……….

Вложенные файлы: 1 файл

Кокурентоспособность товара.doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)
  1. Задача обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.
  2. Следует выделить разные критерии КС предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.
  3. Основным показателем КС предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель КС продукции.
  4. На тактическом уровне КС предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.
  5. На стратегическом уровне КС предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.

Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель КС предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока.

 

 

 

Обеспечение конкурентоспособности предприятия


 

Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический уровень

Конкурентоспособность продукции

Общее состояние предприятия

Инвестиционная привлекательность

Критерий: показатель КС продукции

Критерий: комплексный показатель состояния предприятия

Критерий: рост стоимости предприятия


 

Рисунок 1.3 – Критерии конкурентоспособности предприятия

Примечание – Источник: [52, с 112].

 

На рисунке 1.4 представлена классификация показателей конкурентоспособности:

 

Рисунок 1.4 – Классификация показателей конкурентоспособности.

Примечание – Источник: [12,с 56]

 

1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия

 

 

Моделирование конкурентоспособности продукции имеет целью создание цифровой математической модели, заменяющей реальную продукцию в процессе ее изучения. Задачами моделирования конкурентоспособности продукции являются выделение наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции предприятия; определение и оценка конкурентоспособности продукции предприятия на рынке; выделение закономерностей изменения отдельных параметров продукции и ее конкурентоспособности [74, с 43].

Достоинствами предлагаемого подхода являются следующие обстоятельства: это одна из первых попыток математического моделирования конкурентоспособности продукции. Также четко отмечается, что на рынке могут быть товары высокого, среднего и низкого качества. Высокое качество товара вовсе не гарантирует его высокую конкурентную способность - доходы потребителей могут быть столь невысокими, что предпочтение будет отдано товару с очень низкими потребительскими свойствами, невысоким качеством и невысокой ценой.

Под моделированием конкурентоспособности продукции понимается моделирование товарной линии, близость продукции конкретного вида к идеальному товару. Однако, нет ни одного вида продукции, который мог бы быть описан термином «идеальный». В условиях конкуренции для этого применяют термин «лучший образец», который также не является идеалом.

С точки зрения потребителя идеал - абсолютное качество, которое количественно измерить невозможно) по нулевой цене. Однако разработанный в настоящее время модели не дают понимания взаимосвязей между конкурентоспособностью продукции (в объективной оценке, которую дает рынок), ее качеством и ценой.

Существуют различные подходы к математическому моделированию конкурентоспособности продукции [47]. Для новой техники инвестиционного назначения конкурентоспособность может быть оценена комплексным критерием «чистая текущая стоимость», которая равна разности суммарных дисконтированных денежных потоков и инвестиций, связанных с этим товаром. Однако при моделировании конкурентоспособности продукции по данной методике совершенно не рассматриваются предельные уровни цены и качества, которые могут существенно скорректировать результаты моделирования. Поэтому для моделирования конкурентоспособности потребительских товаров необходимы другие подходы, более точно описывающие ее сущность [58, с 56].

Недостаточная разработанность проблемы моделирования конкурентоспособности стала основой проводимого исследования этой категории. Результатом явилась принципиально новая концепция моделирования конкурентоспособности, лишенная перечисленных недостатков. В ее основе лежат следующие принципы построения:

-применение только  количественных методов оценки;

-использование  общеизвестных научных методов  и показателей измерения;

-относительный  характер конкурентоспособности продукции предприятия.

Задача моделирования конкурентоспособности продукции предприятия сводится к моделированию рыночного механизма распределения рынка между продукцией предприятий-конкурентов [37, с 123]. В основе этого лежит механизм формирования конкурентоспособности продукции (рисунок 1.5).

 

 

Рисунок 1.5 – Механизм формирования конкурентоспособности продукции

Примечание-источник: [37, с 123]

 

Исходным пунктом формирования конкурентоспособности продукции предприятия является ее качество – «совокупность свойств, признаков продукции, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей [84, с 89].

Уровень качества продукции Yq является относительной характеристикой качества и определяется в общем виде по формуле: [53]

Yq = Q / Qб ,                                                     (1.1)

где Q – значение отдельного (обобщенного или главного) показателя качества оцениваемого товара (услуги) в соответствующих единицах измерения;

Qб – значение аналогичного показателя качества эталонного (базового) товара или услуги в тех же единицах измерения.

Сравнительная оценка конкурентоспособности товара (услуги) предприятий отраслей по показателям качества требует большого объема информации [41, с 137].

Качество продукции непосредственно связано с его потребительной стоимостью и прямо определяет границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается. Качество продукции является фундаментом механизма конкурентоспособности продукции предприятия, причем относительно низкое качество не означает низкой конкурентоспособности. Более того, высокое качество – тоже не синоним конкурентоспособности [43, с 134-135].

В высшей ценовой группе ценятся не столько качество продукции, сколько престиж и марка производителя. Другими словами, не только качества влияет на конкурентоспособность продукции предприятия, обязательным при ее моделировании является учет фактора потребительских предпочтений.

Не только качество влияет на конкурентоспособность продукции предприятия, обязательным при ее моделировании является учет фактора потребительских предпочтений.

При взаимодействии таких экономических факторов, как потребительная стоимость изделия, уровень платежеспособного спроса и издержки на производство, появляется цена изделия – одна из важнейших его количественных характеристик.

Цена изделия включает в себя затраты на его разработку, выпуск и реализацию, а также необходимый уровень прибыли; ее величина определяет конкурентоспособность продукции и является основой расчета показателя «цена/качество» – одного из главных показателей конкурентоспособности. Кроме того, сопоставление цены изделия с уровнем платежеспособного спроса даст реальный объем спроса на продукцию, позволит определить потенциальных покупателей, выявить их предпочтения и максимально их учесть при разработке товара и дальнейшем товаропродвижении. Значение цены продукции определяется и тем, что существует особый вид конкуренции – ценовая, основанная на использовании конкурентного преимущества в более низких издержках. Таким образом, цена – мощный инструмент обретения и управления конкурентоспособностью продукции.

Однако истинное значение конкурентоспособности появляется только тогда, когда производитель выходит со своим товаром на рынок, когда товар на рынке противостоит аналогам других производителей и товарам-заменителям. Только в том случае, если товар обладает конкурентным преимуществом (более низкой ценой или более высокой потребительной стоимостью по сравнению с товарами-конкурентами), он будет реализован, т.е. подтвердит свою конкурентоспособность при наличии у покупателя выбора между данным товаром, товарами-аналогами и товарами-заменителями.

Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия осуществляется в несколько этапов:

1. Моделирование  частных конкурентных преимуществ (цена, качество, потребительские предпочтения). Например, конкурентоспособность i-и продукции 1-го предприятия относительно j-й продукции 2-го предприятия по цене находится в обратной зависимости от их цен:

 

ai1/j2 =  Цj2 / Цi1                                                  (1.2)

 

где ai1/j2 – конкурентоспособность i-й продукции 1-го предприятия относительно j-й продукции 2-го предприятия по цене;

 Цj2 – цена j-и продукции 2-го предприятия;

 Цi1 – цена i-и продукции 1-го предприятия.

Конкурентоспособность продукции предприятия относительно продукции конкурентов по качеству имеет прямую зависимость:

 

bi1/j2 = Кi1 / KJ2,                                                  (1.3)

 

где bi1/j2 — конкурентоспособность i-и продукции 1-го предприятия относительно j-и продукции 2-го предприятия по выбранному количественному критерию качества;

Кi1 — реальный уровень показателя качества i-и продукции 1-го предприятия;

KJ2 — то же j-й продукции 2-го предприятия.

Аналогично могут быть смоделированы другие частные показатели конкурентоспособности продукции (потребительские предпочтения, наиболее важные качественные параметры, издержки эксплуатации и т.д.). Количество используемых в модели показателей зависит от количества значимых для потребителей параметров конкурентоспособности продукции.

2. Объединение  частных конкурентных преимуществ  продукции предприятия в модель  конкурентоспособности.

Практическая значимость данного подхода заключается в возможности получения максимально приближенных к действительности моделей конкурентоспособности продукции предприятия. В прикладных исследованиях на основании данных о важнейших параметрах конкретной продукции и коэффициентах реализации появляется обоснованная возможность моделирования и прогнозирования конкурентоспособности продукции предприятия.

Приведенная методика показывает реальность управления конкурентоспособностью торгового предприятия «Крестьянское подворье». Для этого необходимо периодически проводить расчеты конкурентоспособности за предыдущие периоды, планировать значение интегрального показателя на будущий период.

Интегральный показатель конкурентоспособности целесообразно ввести в стратегический и в текущий бизнес-планы предприятия, увязывать его динамику с вознаграждением высшего руководства предприятия по результатам года.

Многие хозяйствующие субъекты Беларуси ставят перед собой стратегическую цель - стать конкурентоспособной компанией. Для направления усилий работников на достижение стратегической цели необходимо разработать «Положение о материальном стимулировании работников в зависимости от величины конкурентного потенциала предприятия». Данное положение будет являться связующим звеном между материальной заинтересованностью работников и стратегической целью компании.

Описанная методика оценки конкурентного потенциала предприятия на основе системы показателей качества может быть внедрена в фирмы в соответствии с приказом. Для повышения эффективности управления конкурентоспособностью с менеджерами компании целесообразно проводить научно-практические семинары. Системы оценки качества и конкурентного потенциала предприятия планируется внедрять и в дальнейшем, это реальный инструмент управления уровнем обеспечения качества продукции и ее конкурентоспособности, оценки эффективности работы менеджмента компании.

При оценке конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:

-определение номенклатуры готовой продукции исходя из действующих производственных мощностей и требований к товару на рынке;

-установление конкурентов – производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего промышленного предприятия;

-определение технико-экономических показателей для оценки конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;

-расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара;

-определение номенклатуры продукции с позиции интереса потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию и разработки плана организационно-технических мероприятий по обеспечению уровня конкурентоспособности товара [13, с 131].

Установленная номенклатура продукции по данным перспективного плана развития производства пересматривается исходя из действующих производственных мощностей и требований к товару со стороны покупателя. Поскольку требования внутреннего и внешнего рынков не всегда совпадают, их устанавливают раздельно. На основе скорректированной номенклатуры продукции определяют перечень конкурентов, производящих аналогичные товары [20, с 46].

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции