Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа
В соответствии с этим, главная цель дипломной работы – дать оценку конкурентоспособности продукции и выявить пути ее повышения.
Объектом исследования является ЗАО «Щара-Агро».
Предмет исследования – выпускаемая продукция и сфера услуг исследуемого предприятия ЗАО «Щара-Агро»
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
-исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
-обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности продукции;
-разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ…................................................................................................................
4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ оценки КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………
6
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия …..……………..
6
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия….
13
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия….
22
1.4 Оценка собственной конкурентной позиции на рынке……………
30
ГЛАВА 2
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЩАРА-АГРО»………………………………………………………………………
38
2.1 Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции…
38
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ……….………...
46
2.3 План маркетинговой деятельности. Стратегия ценообразования….
55
ГЛАВА 3
ВЫПУСК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ………………….………………………………………...
60
3.1 Пути повышения конкурентоспособности продукции ……….……
60
3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Щара-Агро»…………..…...
64
3.3 Эффективность использования производственных мощностей ЗАО «Щара-Агро»………………………………………………………....
66
3.4 Повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства…………………………………………………....
72
3.5 Меры повышения конкурентоспособности продукции……….…....
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….….…………………………..……................…..
80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……….
Анализ результатов оценки конкурентоспособности товара или услуг позволяет:
-пересмотреть состав, структуру и расход используемых материальных ресурсов;
-усовершенствовать проектирование, технологию производства товара, контроль его качества и т. п.;
-пересмотреть цены на товары и услуги, инвестиционную политику по НИОКР, производству и реализации товарной продукции;
-обеспечить расширение кооперации и состава поставщиков, заинтересованных в совместной работе;
-разработать план организационно-технических мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности производства товара и услуг;
-уточнить перспективный план реализации и структуру продажи товара;
-повысить качество подготовки технических заданий по созданию новых образцов товаров и услуг [22, с 12].
В случае заинтересованности товаропроизводителя в изготовлении товара с уровнем конкурентоспособности ниже, чем у конкурента, необходимо экономически обосновать эту заинтересованность.
Принцип противоположности целей и средств при управлении обеспечения конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на потребительские свойства продукции [24,с 165].
В связи с этим отношения потребителя и производителя можно выразить матрицей противоположности целей и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (таблица. 1.1).
Таблица 1.1 – Матрица противоположности целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции
Субъекты |
Факторы конкурентоспособности | |
Качество |
Цена | |
Производитель |
1. Качество процесса производства продукции (средство) |
3. Затраты, связанные с производством продукции (цель) |
Потребитель |
2. Качество продукции (цель) |
4. Затраты, связанные с потреблением продукции (средство) |
Примечание – Источник: [12, с 67]
Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества – способности удовлетворять конкретные потребности (квадрат 2 матрицы). Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представив в виде цены потребления (квадрат 4). Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей [32, с 45].
С точки зрения производителя
полезность продукции определяется затратно-ценовыми
факторами. В долгосрочной перспективе
целью действий любого производителя
является достижение максимальной разницы
между ценой реализации продукции и собственными
затратами на ее производство (квадрат
3). В связи с этим первостепенной задачей
для производителя является формирование
в сознании потребителя мнения о высокой
степени полезности данной продукции.
Качественный уровень процесса производства
продукции (квадрат 1), выражающийся через
производственно-
Для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей как потребителя, так и производителя.
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
1.3 Факторы, критерии и
показатели
Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор».
Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» – делающий, производящий [17, с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
1. Классификация Гарбацевича [4].
2.Классификация Трубилина [15].
3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [16]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [3, с.66].
Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
Рассмотрим критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.
Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя.
Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).
В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.
Число критериев конкурентоспособности зависит от вида и сложности продукции в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов.
Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т. е. проведения маркетинговых исследований.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции