Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности банка на примере ОАО «АСБ Беларусбанк».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банковского маркетинга.
2. Выделить функции и принципы банковского маркетинга.
3. Рассмотреть особенности маркетинга в банковской сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………………………........7
1.1 Понятие банковского маркетинга…………………………………7
1.2 Функции и принципы банковского маркетинга………………...10
1.3 Специфические особенности маркетинга в банковской сфере..14
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»……………………………………………………..20
2.1 Общие сведения о банке………………………………………….20
2.2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………………………………………….27
2.3 Анализ маркетинговых мероприятий, проводимых в банке…...31
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА………………………………...40
3.1 Пути улучшения маркетинговой деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………………………………………….40
3.2 Оценка эффективности предложенных маркетинговых мероприятий…………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................
Важное значение для отечественной экономики может иметь развитие такого направления, как микрокредитование. Микрокредиты выдаются на короткий срок, их можно оперативно получить и столь же оперативно возвратить. Они были бы полезны как для населения, так и для малого и среднего бизнеса. Но пока, к сожалению, микрокредитование существует для населения только в виде овердрафта по пластиковым карточкам, и для достаточно узкого круга клиентов. Хотя на западных рынках этот вид кредитования очень популярен.
Для удержания клиентуры и привлечения новой необходимо, прежде всего, рассмотреть возможности:
1) предоставление более гибкой кредитной политики филиалам;
2) улучшение качества обслуживания клиентов путем увеличения количества помещений для работы с клиентами;
3) ускорение поступления денежных средств по валютным операциям.
4) расширения рекламы комплекса услуг предоставляемых филиалами банка, (в том числе и в районной печати);
5) расширение комплекса услуг предлагаемых филиалами.
Стратегия развития ОАО «АСБ Беларусбанк» в сочетании с тщательным анализом проводимых финансовых операций дает возможность своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и концентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях. Приоритетной задачей для банка было и остается предоставление широкого спектра услуг клиентам и создание для них максимально комфортных условий обслуживания.
Однако, так как банк уже обладает определенным набором банковских продуктов, то в соответствии с постоянными изменениями внешней и внутренней среды, ему необходимо оценивать, анализировать ассортимент своих банковских продуктов, изменять их структуру, удалять или модифицировать старые банковские услуги и внедрять новые.
Банку необходимо на всех стадиях жизненного цикла банковского продукта постоянно проводить анализ своего товарного ряда и планировать мероприятия по его совершенствованию.
Среди основных факторов, которыми обусловлена необходимость банка постоянно развивать свой товарный ассортимент, можно назвать следующие:
1) изменение спроса на отдельные услуги;
2) появление новых или
Задача высшего руководства состоит в том, чтобы с учетом всех факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей.
Для эффективного управления товарным ассортиментом банку постоянно приходится проводить множество мероприятий, направленных на исследования микро- и макросреды банка.
Можно с уверенностью сказать, что специалисты в области маркетинга ОАО «АСБ Беларусбанк» постоянно занимаются мониторингом состояния важнейших составляющих ассортиментной политики банка. Наряду с постоянно меняющимися условиями функционирования рынка банковских услуг Республики Беларусь ОАО «АСБ Беларусбанк» постоянно подстраивается под сложившуюся экономическую ситуацию на рынке, а также учитывает дальнейшее развитие данного сектора в будущем.
Нельзя не утверждать, что для создания и совершенствования своего товарного ассортимента банку необходимо постоянно прилагать большие усилия и задействовать многие возможности банка. Речь идет о постоянном мониторинге деятельности конкурентов, анализе и прогнозировании поведения потребителей, изучении международного опыта и деятельности зарубежных партнеров. Также банком постоянно проводится работа по продвижению своих продуктов на внутренний рынок, а также активная коммуникационная и ценовая политика.
Рассмотрим далее основные средства коммуникации с внешней средой банка.
Public Relations – система мероприятий, направленная на обеспечение взаимопонимания, взаимной доброжелательности банка и общественности.
В рамки PR входит обеспечение общественности информацией о банке, изучение общественного мнения о нем, ориентация деятельности банка с учетом интересов публики, изучение складывающихся тенденций и заблаговременная разработка мер по укреплению авторитета банка, предотвращению возможных конфликтов и непонимания. Цель PR – обеспечение благоприятного мнения о банке, преодоления барьера к нему, его услугам.
Для достижения благожелательного отношения общественности к банку используются различные методы. Основные из них:
1) налаживание отношений с прессой. Поскольку от позиции средств массовой информации, связанных с банком, зависит очень многое, представителям прессы должно оказываться всяческое содействие. Обычно им подготавливаются необходимые информационные материалы, ответы на запросы. Службе маркетинга приходится следить за сведениями о банке, появляющимися в газетах, журналах и т.д., принимать меры к исправлению ошибок в публикациях. Очень эффективны пресс-релизы – краткая насыщенная информация о конкретной проблеме. Действенна также организация поседения банка, его филиалов репортерами;
2) использование возможностей печати. Опыт убеждает, что при рассылке проспектов банка каждые пакет должен выглядеть так, будто бы его направили только одному адресату;
3) создание фирменного стиля. Это позволяет безошибочно определить принадлежность филиала. ОАО «АСБ Беларусбанк» придерживается «зеленой» палитры. Все буклеты, кредитные карточки банка, сертификаты и даже векселя имеют зеленые оттенки. Даже страница банка в Интернете придерживается того же стиля;
4) устная пропаганда – яркие, лаконичные, впечатляющие выступления руководителей банка на различных форумах, семинарах, конференциях;
5) реклама престижа – информация о вкладе банка в улучшение экономики страны, повышение благосостояния людей. Все должны знать, какую пользу он приносит обществу;
6) исследования общественного мнения, реакции рынка. Сбор, обобщение и анализ относящихся к делу фактов позволят правильно оценить складывающуюся обстановку.
Реклама – это средство информации о банке или услугах, им оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств предоставляемых им услуг для клиентуры и достоинств деятельности банка, готовящая активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов с банком.
Реклама, занимая особое место в коммуникационной политике, призвана решать наиболее сложную задачу: формировать и стимулировать спрос. Ее можно рассматривать как форму коммуникации, которая имеет цель – перевести качества предоставляемых банком услуг на язык нужд и запросов клиента.
За последние годы в Беларуси усилилась конкурентная борьба между банками за сферы влияния. Это значительно повысило сложность привлечения новых клиентов: как физических, так и юридических лиц. Теперь у них появился более широкий, чем раньше, выбор банковских услуг и их продавцов.
В такой ситуации ОАО «АСБ Беларусбанк» для привлечения новых клиентов должен четко позиционировать свои услуги. Большинство банков Беларуси являются так называемыми «оптовыми банками», то есть они ориентируются на крупного клиента, в основном на юридических лиц. Потому что работа с физическими лицами требует увеличения персонала по обслуживанию клиентов, для этого нужны просторные помещения и специальная подготовка сотрудников. Чтобы создать все это, потребуется много средств и времени. К тому же такие капиталовложения принесут прибыль не в скором времени, а только через несколько лет. Для крупных банков гораздо проще выгоднее и быстрее вложить деньги в рынок ценных бумаг или дать кредиты экспортно-ориентированным предприятиям, чем работать с мелкими клиентами.
Можно предложить услуги, которые могут быть наиболее актуальными и которых банк еще не оказывает.
Кредиты молодым людям (студентам, школьникам и т.д.). Данная услуга окажет двойную пользу банку: привлечет новых клиентов и создаст среди молодежи определенный имидж банка.
Депозиты для определенных социальных групп. В настоящее время ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает только один вид депозита: сроком на один месяц с возможностью автоматического продления договора в течение одного года. Этого недостаточно для такого большого банка. Нужно диверсифицировать условия вклада. Например, предложить вклад «Пенсионный» с большим процентом, чем по обычному вкладу. Это будет даже выгоднее, так как люди пенсионного возраста более пассивны в операциях с деньгами, они склонны держать деньги в банке, а не в ценных бумагах и чем-то другом. Можно также создать вклад «Молодежный» для молодых людей. В качестве стимула для открытия этого вклада можно не ограничивать как минимальную сумму операции по счету, так и количество операций. Эта услуга может не принести прибыли в краткосрочном плане, но в долгосрочном она может привлечь будущих клиентов.
Информационные и консультационные услуги. В ОАО «АСБ Беларусбанке» работают прекрасные специалисты по финансам, кредитованию, валютным операциям, ценным бумагам, налогообложению, ипотеке и т.п. Эти люди ежедневно обрабатывают гигантские информационные потоки, и часто много информации не требуется им в дальнейшей работе. Банк мог бы организовать специальный консультационный отдел, в задачи которого входило бы издание аналитических обзоров по различным направлениям: рынок валюты, денежный рынок, рынок ценных бумаг, новости налогообложения, макроэкономическая ситуация и прочее. Потребителями этой информации будут являться предприятия, работающие на внешнем рынке; частные лица, имеющие ценные бумаги и иностранную валюту; финансовые и инвестиционные компании; другие банки.
В результате применения маркетинга в ОАО «АСБ Беларусбанке» увеличится число клиентов, увеличатся активы банка, диверсификация оказываемых услуг.
Внедрение приемов маркетинга в работе всех подразделений банка позволит увидеть новые способы оказания услуг, получения прибыли. Вообще, маркетинг должен подразумевать новую психологию мышления, новую мотивацию работников.
Планы ОАО «АСБ Беларусбанк» на будущее – наращивание прибыли, кредитная поддержка реального сектора экономики, и в первую очередь, инвестиционное кредитование технического перевооружения предприятий, в том числе с привлечением кредитов иностранных банков, совершенствование организационной структуры банка, внедрение IT-технологий, совершенствование розничного обслуживания населения (введение новых видов вкладов и кредитов), расширение сферы и совершенствование безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек.
3.2 Оценка эффективности
предложенных маркетинговых
На ряду с положительными результатами использования основных методов продвижения услуг ОАО «АСБ Беларусбанк» (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личная продажа) необходимо отметить, что специалисты отдела маркетинга основной акцент делают только на продвижение пластиковых карточек ОАО «АСБ Беларусбанк».
Поэтому в качестве рекомендации можно предложить проведение стимулирующей лотереи среди вкладчиков.
Целью проведения данной лотереи является привлечение потенциальных и стимулирование реальных клиентов к увеличению своих вкладов.
Лотерея по способу её проведения будет являться тиражной, включающей в себя проведение 6 отдельных тиражей.
Участником лотереи сможет стать любой вкладчик, у которого сумма денежных средств на всех текущих и депозитных счетах в банке составит не менее 10 000 000 рублей на начало месяца.
Среди клиентов, разместивших не менее 10 000 000 рублей на вкладе/вкладах, ежемесячно будут разыгрываться 10 призов по 10 000 000 рублей. За каждый месяц хранения средств во вкладе участник лотереи получит билет. Лотерейные билеты, накопленные вкладчиком за предыдущие месяцы, в случае если они не были выигрышными, также смогут участвовать в текущем розыгрыше. То есть, в случае, если лотерейный билет не выиграл в этом месяце, в следующем месяце вкладчик получает еще один билет – билеты суммируются, увеличивая шансы получить денежный приз.
Для того чтобы стать участником лотереи необходимо:
1) иметь на всех текущих и депозитных счетах в банке не менее 10 000 000 рублей на начало месяца;
2) зарегистрироваться в качестве участника лотереи, дав согласие на участие в ней одним из следующих способов:
После регистрации участнику лотереи отправляется СМС-сообщение на номер контактного телефона, указанного им при заключении договора. В данном сообщении будет содержаться информация о номере билета, который будет соответствовать уникальному идентификационному номеру, присваиваемому при каждой заявке на участие в лотерее. Также участнику будет выслано письмо с идентификационным номером и лотерейный билет.
Информация о работе Пути улучшения маркетинговой деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк»