Разработка программы форсайт-маркетинга производственного предприятия (на примере ООО «Бетон транс-сервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования разработка программы форсайт - маркетинга производственного предприятия.
Задачи исследования
а) теоретико-методологические:
1 Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности
2 Рассмотреть понятие форсайт-маркетинг
3 Рассмотреть принципы и концепции маркетинга
б) исследовательские:
1 Провести исследование основных направлений маркетинговой деятельности ООО «Бетон транс-сервис»
2 Выявить причины возникновения трудностей, связанных с привлечением клиентов
3 Выполнить задание по охране труда и окружающей среды
в) проектные:
1 Разработать меры по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
2 Дать социально-экономическое и правовое обоснование предложенных рекомендаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты Форсайт-маркетинга…………………………………
1.1 Функции цели и основные концепции Форсайт……………………………...
1.2 Методы Форсайта……………………………………………………………..
1.3 Российский и зарубежный опыт применения Форсайта…………………….
2 История создания и основные направления деятельности ООО «Бетон-транс Сервис»……………………………………………………………………..
2.1 История создания и общая характеристика ООО «Бетон-транс Сервис»…
2.2 Организационная структура ООО «Бетон-транс сервис»…………………..
2.3 Экономические показатели деятельности предприятия…………………
2.4 Исследование маркетинговой деятельности предприятия……………….
2.4.1 Анкетирование…………………………………………………………
2.4.2 Наблюдение………………………………………………………………
2.4.3 Интервьюирование……………………………………………………….
2.4.4 Анализ документов……………………………………………………….
3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Бетон-транс Сервис …………………………………………………………..
3.1 Мероприятия направленные на реализацию программы Форсайт-маркетинга ООО «Бетон-транс Сервис»………………………………………..
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий……..
3.3 Правовая оценка предлагаемых мероприятий……………………………….
Охрана труда и окружающей среды…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………….
Приложение А (Обязательное) Анкета социологического опроса…………….
Приложение Б (Обязательное) Сценарий интервью с генеральным директором ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………..
Приложение В (Обязательное) Сценарий интервью с начальником отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»……………………………………….
Приложение Г (Обязательное) Оперограмма работы отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………………………….
Приложение Д (Справочное) Должностная инструкция маркетолога…
Приложение Е(Обязательное)Прайс-лист на продукцию ООО «Бетон-транс сервис» ……………………………………………………………………………
Приложение Е(Обязательное) Прайс-лист на продукцию ЗАО 250 «ЖБИ» ….

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПУШКОВА (Восстановлен).docx

— 1,022.61 Кб (Скачать файл)

Норма прибыли в 2012 году показывает, что на 100 руб. основных и оборотных  средств было получено 26,3 рубля прибыли, здесь мы можем наблюдать значительное увеличение данного показателя по сравнению  с 2010 годом в 2,2 раза.

Коэффициент оборачиваемости  показывает число кругооборотов, совершаемых  оборотными средствами предприятия  за определенный период (мы в данном случае рассчитывали за 1 год) и объем реализованной продукции в расчете на 1 рубль оборотных средств. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем эффективнее используются оборотные средства.

Из таблицы видно увеличение оборотных средств на 17,9% по сравнению  с 2010 годом, а запасов в 2,1 раза, что  свидетельствует о повышении  эффективности использования оборотных  средств и запасов.

Продолжительность одного оборота  в днях показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотные  средства и запасы в виде выручки  от реализации продукции. По таблице  видим уменьшение данного показателя по сравнению с 2010 годом по оборачиваемости  оборотных средств на 14,6%, запасов  на 51,1%, что также свидетельствует  об улучшении использования оборотных  средств.

 

2.4 Исследование маркетинговой деятельности предприятия

2.4.1 Анкетирование

За время прохождение  практики было опрошено 51 респондент. (Приложение А) Ответы респондентов распределились следующим образом:

На вопрос,  нравится ли клиентам качество обслуживания в предприятии? Да, ответили   67 % респондентов,  нет, ответили  33 % .  100 % респондентов ответили – да на вопрос, нравится ли Вам условия оплаты  услуг компании? 77 % опрошенных  удовлетворяет гарантия, предоставляемая ООО «Бетон-транс  сервис» доставки и сохранности  груза, 23 % не довольны этими услугами. 75 % респондентов устраивают сроки выполнения заказа предприятием, 25 % не устраивают.  89% отметили, что  уровень цен на услуги компании высокий. Средний,   ответили    - 11%   

 

 

 

 

Таблица 2.5 - Удовлетворенность потребителей услугами ООО «Бетон-транс сервис»

. №

Варианты ответов

%

Количество человек

1

Скорость оформления заказа

53

27

2

Качество продукции

12

6

3

Географическое расположение фирмы, контактная информация

17

9

4

Поведение водителей

18

9

 

Итого

100

51


 

Таблица 2.6 – Как часто Вам встречается реклама ООО «Бетон-транс сервис» ?

Варианты ответов

%

Количество человек

1

очень часто

0

0

2

часто

13

7

3

редко

25

13

4

не встречается

62

31

 

Итого

100

51


 

 

 

Рисунок 2.2 – Варианты ответов респондентов на вопрос: Нравится ли Вам стиль рекламы предприятия?

            Как видно из рисунка 2.2, рекламу предприятия ООО «Бетон-транс сервис» не видели 62% респондентов или 32 человека из 51 опрошенных. 16% - стиль рекламы нравится, 10% нет, 12% - не очень. Что нравится или не нравится в рекламе предприятия, на эти вопросы ответов не было.

 

Таблица 2.7 – Оценка респондентами уровня цен на услуги ООО «Бетон-транс сервис» 

Варианты ответов

%

Количество человек

1

Высокий

73

37

2

средний

27

14

3

низкий

0

0

 

Итого

100

51


 

На вопрос об оценке рекламного воздействия на потребителей продукции  предприятия 70% респондентов ответили – низкий, 30% - дали оценку – средний.

В качестве основного мероприятия  по улучшению маркетинговой деятельности опрашиваемые предлагали  - надо больше рекламы – 53 %, снизить цены на продукцию  предприятия – 47 %. 73% респондентов ответили, что уровень цен на продукцию  завода – высокий.

Из 100% опрошенных, 12% - это  женщины, 88% - мужчины. Среднее образованнее специальное образование имеют 39%, высшее 61%. Возраст респондентов распределился  следующим образом: 15-25 – 7%, 25-35 – 20%, 35-50- 53%, старше 50 лет – 20%.

 

         1.4.2 Наблюдение

 

Эффективность работы на предприятии  во многом зависит от того, насколько  рационально организован труд. В  нашей стране до сих пор значимые ресурсы повышения производительности и результативности труда лежат  именно в плоскости рационального  использования рабочего времени.   

 Наш опыт консультирования  по вопросам управления показывает, что далеко не все организации  понимают, каковы их резервы именно  в области рационального использования  одного из основных ресурсов  человека — времени. Однако понять это можно только на основании объективных данных. Существуют различные инструменты, позволяющие оценить текущую ситуацию по этому вопросу.

На производственном предприятии  проводилось сплошное наблюдение работы сотрудников отдела маркетинга в  течении всей смены в период одной  недели, в роли стороннего наблюдателя. По итогам стороннего наблюдения за работой  маркетологов была создана оперограмма  работы отдела маркетинга.

По результатам анализа  оперограммы работы отдела маркетинга можно сделать выводы:

Из таблицы (Приложение Г) видно, что наиболее загруженными оказались  маркетологи по сбыту и рекламе, и незначительно меньше загруженность начальника отдела.

Из-за полной и почти одинаковой загруженности маркетологов отдела, для поддержание работоспособности  сотрудников, в данной ситуации наиболее  правильным было бы перераспределение  функций и введение в штат отдела должности маркетолога по исследованию рынка и форсайту, т.к. исследование рынка прогнозирование требуют много времени и специальной подготовки. Маркетологи по сбыту и рекламе не являются специалистами в области форсайта и исследования рынка, и тем самым не могут обеспечить надлежащий результат, предъявляемый к данной деятельности руководством отдела и компании.

       Таким  образом, метод наблюдение подтверждает, гипотезу № 1.( Существующий уровень управления маркетинговой деятельностью ведёт к уменьшению доли предприятия на рынке.)

 

 

          1.4.3 Интервьюирование

 

 

Интервью, как правило, используется как дополнительный метод на первой стадии исследования для уточнения  проблем. Предполагает получение достаточно глубокой информации, объяснения причин той или иной ситуации. Было проведено  интервью  с генеральным директором ООО «Бетон-транс сервис» и  с начальником отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис» (Приложение Б, В)

В своем интервью, директор предприятия ООО «Бетон-транс  сервис» подвел итоги 2012 года и рассказал, как ценовая политика отражается на деятельности фирмы.

По его словам  2012 год показал рост объема производства, который составил более 40% относительно показателей 2011 года. Всего было произведено около 3000 тонн бетона. Наибольшим спросом, как всегда, пользовались бетонные изделия промышленного назначения. Но, к сожалению высокий уровень цен на продукцию отталкивает заказчиков заставляя их обращаться к нашим конкурентам. 

На вопрос: Какие меры по привлечению заказчиков Вы планируете привести в действие в 2013 году?

Для начала мы собираемся пересмотреть нашу ценовую политику и уделить  внимание рекламному воздействию на потребителей и прогнозированию, т.е. форсайту.

Начальник отдела маркетинга в своём интервью сказала, что  отдел маркетинга загружен на все  сто процентов, с одной стороны  это положительный момент, есть работа. В после кризисных условиях, на фоне закрытия других предприятий строительной отрасли, наша фирма удержалась. С другой стороны перегруженность специалистов отрицательно сказывается на  качестве работы.

           На вопрос, какие отрицательные  стороны работы отдела Вы видите?

Начальник отдела сказала: к  числу отрицательных явлений  в практике деятельности  отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис» можно отнести то что, не была выделена в ее составе самостоятельная группа по исследованию рынка и форсайту. Эта работа, конечно, ведётся постоянно, но она не носит упорядоченный характер, нет сотрудников, ответственных именно за этот участок работы. С созданием такой группы процесс сбыта может заметно активизироваться, приобретая характер систематики и плановости. Специалисты по форсайту могут оказывать влияние на потребительское поведение и таким образом формировать спрос на продукцию нашего предприятия.

Интервью с директором и начальником отдела маркетинга подтверждает гипотезы № 1,4 (Существующий уровень управления маркетинговой деятельностью ведёт к уменьшению доли предприятия на рынке. Разработка программы форсайт-маркетинга позволит увеличить занимаемую долю рынка).

 

1.4.4 Анализ документов

Анализ документов чаще всего  используется как дополнительный метод. Анализу могут подлежать внутренние документы организации (устав, данные о кадровом составе и т.д.), статистические данные о результатах работы и  затратах на ее выполнение, материалы  прессы, данные о деятельности конкурентов  и т.д. Может использоваться как  традиционный анализ документов (качественный), так и контент-анализ (качественно-количественный анализ при большом массиве документов.  В отчете по практике был использован  анализ документов: прайс-листы предприятий  ООО «Бетон-транс сервис», ЗАО 250 «ЖБИ» и анализ должностной инструкции маркетолога. (Приложение Д, Е)

 

Таблица 2.8  – Сравнение цен конкурентов на основные виды продукции

Наименование работ

Цена (руб.)

ООО «Бетон-транс сервис»

Цена (руб.)

ЗАО 250 «ЖБИ»

1

                                            Кольца колодезные:

1.1

КС-20-9 масса 1500 кг.

4250

4000

1.2

КС-15-9 масса 1000 кг.

2700

2570

1.3

КС-10-3 масса 200 кг.

721

750

2

                                     Опорные подушки теплотрасс:

2.1

ОПТ – 1 масса 9 кг.

310

300

2.2

ОПТ – 2 масса 22 кг.

376

358

2.3

ОПТ – 3 масса 38 кг.

516

498

3

                                              Плиты перекрытий:

3.1

ВП 16-6 масса 380 кг.

2628

2400

3.2

ВП 34-18 масса 3680 кг.

21996

21780

4

                                             Лестничные ступени:

4.1

ЛС – 12 масса 133 кг.

686

605

4.2

ЛС – 20 масса 223 кг.

1414

1200

5

                                                      Фундаментные блоки:

5.1

ФБС – 24 – 3 – 6 т масса 970 кг.

1852

1754

5.2

ФБС – 12 – 5 – 6 т масса 815 кг.

1646

1470

5.3

ФБС – 9 – 3 – 6 т масса 350 кг.

736

690


 

Анализ прайс-листов ООО  «Бетон-транс сервис», и ЗАО 250 «ЖБИ»  показывает, что на многие виды изделий  цены ООО «Бетон-транс сервис»  выше, чем у конкурентов, в основном на 10%  - 20% относительно других фирм оказывающих такие же услуги. Таким  образом, гипотеза №  2, подтверждается. (Высокая цена на продукцию предприятия ведет к оттоку покупателей).

 

Выводы по разделу

Интервью с директором и начальником отдела маркетинга подтверждает гипотезы № 1,4 (Существующий уровень управления маркетинговой деятельностью ведёт к уменьшению доли предприятия на рынке. Разработка программы форсайт-маркетинга позволит увеличить занимаемую долю рынка).

Анализ прайс-листов ООО  «Бетон-транс сервис», и ЗАО 250 «ЖБИ»  показывает, что на многие виды изделий  цены ООО «Бетон-транс сервис»  выше, чем у конкурентов, в основном на 10%  - 20% относительно других фирм оказывающих такие же услуги. Таким образом, гипотеза №  2, подтверждается. (Высокая цена на продукцию предприятия ведет к оттоку покупателей).

В качестве рекомендаций для  предприятия можно предложить ввести в штат отдела маркетинга дополнительного сотрудника – маркетолога по исследованию рынка и форсайту, изменить рекламу предприятия, разработать программу маркетинговых коммуникаций на 2013-2014 годы. Рассмотреть возможность снижения себестоимости продукции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 Оценка социально-экономической эффективности

        предлагаемых мероприятий по совершенствованию

         маркетинговой деятельности ООО «Бетон-транс Сервис  

        

    3.1 Мероприятия направленные на реализацию программы

    форсайт-маркетинга ООО «Бетон-транс Сервис» 

      

           Отрицательным моментом в работе предприятия является то, что не всегда уделяется большое внимание рекламной деятельности, подтверждение тому необходимость увеличения бюджета маркетинговых коммуникаций.

           В связи с вышесказанным, необходимо  отметить, что планирование рекламных  мероприятий проводится отделом  лишь в разрезе стоимости средств  продвижения товара на рынок,  а также сроков осуществления  рекламной кампании. Однако необходимо  отметить, что маркетинговая деятельность  слишком часто не дает нужного  результата по той причине,  что направлена на людей или  организации, которые никогда  не станут постоянными покупателями, поскольку не являются целевой  аудиторией. Да и просто не  могут быть ею. Поэтому, во-первых, в плане по рекламе необходимо  правильно выбрать целевую аудиторию,  а во-вторых, необходимо сконцентрировать  свои усилия на одной единственной  цели. В связи с этим предлагается  следующий план рекламных мероприятий.

Информация о работе Разработка программы форсайт-маркетинга производственного предприятия (на примере ООО «Бетон транс-сервис»)