Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:06, дипломная работа
Цель исследования разработка программы форсайт - маркетинга производственного предприятия.
Задачи исследования
а) теоретико-методологические:
1 Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности
2 Рассмотреть понятие форсайт-маркетинг
3 Рассмотреть принципы и концепции маркетинга
б) исследовательские:
1 Провести исследование основных направлений маркетинговой деятельности ООО «Бетон транс-сервис»
2 Выявить причины возникновения трудностей, связанных с привлечением клиентов
3 Выполнить задание по охране труда и окружающей среды
в) проектные:
1 Разработать меры по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
2 Дать социально-экономическое и правовое обоснование предложенных рекомендаций.
Введение…………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты Форсайт-маркетинга…………………………………
1.1 Функции цели и основные концепции Форсайт……………………………...
1.2 Методы Форсайта……………………………………………………………..
1.3 Российский и зарубежный опыт применения Форсайта…………………….
2 История создания и основные направления деятельности ООО «Бетон-транс Сервис»……………………………………………………………………..
2.1 История создания и общая характеристика ООО «Бетон-транс Сервис»…
2.2 Организационная структура ООО «Бетон-транс сервис»…………………..
2.3 Экономические показатели деятельности предприятия…………………
2.4 Исследование маркетинговой деятельности предприятия……………….
2.4.1 Анкетирование…………………………………………………………
2.4.2 Наблюдение………………………………………………………………
2.4.3 Интервьюирование……………………………………………………….
2.4.4 Анализ документов……………………………………………………….
3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Бетон-транс Сервис …………………………………………………………..
3.1 Мероприятия направленные на реализацию программы Форсайт-маркетинга ООО «Бетон-транс Сервис»………………………………………..
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий……..
3.3 Правовая оценка предлагаемых мероприятий……………………………….
Охрана труда и окружающей среды…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………….
Приложение А (Обязательное) Анкета социологического опроса…………….
Приложение Б (Обязательное) Сценарий интервью с генеральным директором ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………..
Приложение В (Обязательное) Сценарий интервью с начальником отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»……………………………………….
Приложение Г (Обязательное) Оперограмма работы отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис»………………………………………………………….
Приложение Д (Справочное) Должностная инструкция маркетолога…
Приложение Е(Обязательное)Прайс-лист на продукцию ООО «Бетон-транс сервис» ……………………………………………………………………………
Приложение Е(Обязательное) Прайс-лист на продукцию ЗАО 250 «ЖБИ» ….
Норма прибыли в 2012 году показывает, что на 100 руб. основных и оборотных средств было получено 26,3 рубля прибыли, здесь мы можем наблюдать значительное увеличение данного показателя по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза.
Коэффициент оборачиваемости показывает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период (мы в данном случае рассчитывали за 1 год) и объем реализованной продукции в расчете на 1 рубль оборотных средств. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем эффективнее используются оборотные средства.
Из таблицы видно увеличение
оборотных средств на 17,9% по сравнению
с 2010 годом, а запасов в 2,1 раза, что
свидетельствует о повышении
эффективности использования
Продолжительность одного оборота
в днях показывает, за какой срок
предприятию возвращаются его оборотные
средства и запасы в виде выручки
от реализации продукции. По таблице
видим уменьшение данного показателя
по сравнению с 2010 годом по оборачиваемости
оборотных средств на 14,6%, запасов
на 51,1%, что также свидетельствует
об улучшении использования
2.4 Исследование маркетинговой деятельности предприятия
2.4.1 Анкетирование
За время прохождение практики было опрошено 51 респондент. (Приложение А) Ответы респондентов распределились следующим образом:
На вопрос, нравится ли
клиентам качество обслуживания в предприятии?
Да, ответили 67 % респондентов,
нет, ответили 33 % . 100 % респондентов
ответили – да на вопрос, нравится ли
Вам условия оплаты услуг компании?
77 % опрошенных удовлетворяет гарантия,
предоставляемая ООО «Бетон-
Таблица 2.5 - Удовлетворенность потребителей услугами ООО «Бетон-транс сервис»
. № |
Варианты ответов |
% |
Количество человек |
1 |
Скорость оформления заказа |
53 |
27 |
2 |
Качество продукции |
12 |
6 |
3 |
Географическое расположение фирмы, контактная информация |
17 |
9 |
4 |
Поведение водителей |
18 |
9 |
Итого |
100 |
51 |
Таблица 2.6 – Как часто Вам встречается реклама ООО «Бетон-транс сервис» ?
№ |
Варианты ответов |
% |
Количество человек |
1 |
очень часто |
0 |
0 |
2 |
часто |
13 |
7 |
3 |
редко |
25 |
13 |
4 |
не встречается |
62 |
31 |
Итого |
100 |
51 |
Рисунок 2.2 – Варианты ответов респондентов на вопрос: Нравится ли Вам стиль рекламы предприятия?
Как видно из рисунка 2.2, рекламу предприятия ООО «Бетон-транс сервис» не видели 62% респондентов или 32 человека из 51 опрошенных. 16% - стиль рекламы нравится, 10% нет, 12% - не очень. Что нравится или не нравится в рекламе предприятия, на эти вопросы ответов не было.
Таблица 2.7 – Оценка респондентами уровня цен на услуги ООО «Бетон-транс сервис»
№ |
Варианты ответов |
% |
Количество человек |
1 |
Высокий |
73 |
37 |
2 |
средний |
27 |
14 |
3 |
низкий |
0 |
0 |
Итого |
100 |
51 |
На вопрос об оценке рекламного воздействия на потребителей продукции предприятия 70% респондентов ответили – низкий, 30% - дали оценку – средний.
В качестве основного мероприятия
по улучшению маркетинговой
Из 100% опрошенных, 12% - это женщины, 88% - мужчины. Среднее образованнее специальное образование имеют 39%, высшее 61%. Возраст респондентов распределился следующим образом: 15-25 – 7%, 25-35 – 20%, 35-50- 53%, старше 50 лет – 20%.
1.4.2 Наблюдение
Эффективность работы на предприятии
во многом зависит от того, насколько
рационально организован труд. В
нашей стране до сих пор значимые
ресурсы повышения
Наш опыт консультирования
по вопросам управления
На производственном предприятии проводилось сплошное наблюдение работы сотрудников отдела маркетинга в течении всей смены в период одной недели, в роли стороннего наблюдателя. По итогам стороннего наблюдения за работой маркетологов была создана оперограмма работы отдела маркетинга.
По результатам анализа оперограммы работы отдела маркетинга можно сделать выводы:
Из таблицы (Приложение Г) видно, что наиболее загруженными оказались маркетологи по сбыту и рекламе, и незначительно меньше загруженность начальника отдела.
Из-за полной и почти одинаковой
загруженности маркетологов отдела,
для поддержание
Таким
образом, метод наблюдение
1.4.3 Интервьюирование
Интервью, как правило, используется как дополнительный метод на первой стадии исследования для уточнения проблем. Предполагает получение достаточно глубокой информации, объяснения причин той или иной ситуации. Было проведено интервью с генеральным директором ООО «Бетон-транс сервис» и с начальником отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис» (Приложение Б, В)
В своем интервью, директор предприятия ООО «Бетон-транс сервис» подвел итоги 2012 года и рассказал, как ценовая политика отражается на деятельности фирмы.
По его словам 2012 год показал рост объема производства, который составил более 40% относительно показателей 2011 года. Всего было произведено около 3000 тонн бетона. Наибольшим спросом, как всегда, пользовались бетонные изделия промышленного назначения. Но, к сожалению высокий уровень цен на продукцию отталкивает заказчиков заставляя их обращаться к нашим конкурентам.
На вопрос: Какие меры по привлечению заказчиков Вы планируете привести в действие в 2013 году?
Для начала мы собираемся пересмотреть нашу ценовую политику и уделить внимание рекламному воздействию на потребителей и прогнозированию, т.е. форсайту.
Начальник отдела маркетинга в своём интервью сказала, что отдел маркетинга загружен на все сто процентов, с одной стороны это положительный момент, есть работа. В после кризисных условиях, на фоне закрытия других предприятий строительной отрасли, наша фирма удержалась. С другой стороны перегруженность специалистов отрицательно сказывается на качестве работы.
На вопрос, какие отрицательные
стороны работы отдела Вы
Начальник отдела сказала: к числу отрицательных явлений в практике деятельности отдела маркетинга ООО «Бетон-транс сервис» можно отнести то что, не была выделена в ее составе самостоятельная группа по исследованию рынка и форсайту. Эта работа, конечно, ведётся постоянно, но она не носит упорядоченный характер, нет сотрудников, ответственных именно за этот участок работы. С созданием такой группы процесс сбыта может заметно активизироваться, приобретая характер систематики и плановости. Специалисты по форсайту могут оказывать влияние на потребительское поведение и таким образом формировать спрос на продукцию нашего предприятия.
Интервью с директором и начальником отдела маркетинга подтверждает гипотезы № 1,4 (Существующий уровень управления маркетинговой деятельностью ведёт к уменьшению доли предприятия на рынке. Разработка программы форсайт-маркетинга позволит увеличить занимаемую долю рынка).
1.4.4 Анализ документов
Анализ документов чаще всего
используется как дополнительный метод.
Анализу могут подлежать
Таблица 2.8 – Сравнение цен конкурентов на основные виды продукции
№ |
Наименование работ |
Цена (руб.) ООО «Бетон-транс сервис» |
Цена (руб.) ЗАО 250 «ЖБИ» |
1 |
| ||
1.1 |
КС-20-9 масса 1500 кг. |
4250 |
4000 |
1.2 |
КС-15-9 масса 1000 кг. |
2700 |
2570 |
1.3 |
КС-10-3 масса 200 кг. |
721 |
750 |
2 |
| ||
2.1 |
ОПТ – 1 масса 9 кг. |
310 |
300 |
2.2 |
ОПТ – 2 масса 22 кг. |
376 |
358 |
2.3 |
ОПТ – 3 масса 38 кг. |
516 |
498 |
3 |
| ||
3.1 |
ВП 16-6 масса 380 кг. |
2628 |
2400 |
3.2 |
ВП 34-18 масса 3680 кг. |
21996 |
21780 |
4 |
| ||
4.1 |
ЛС – 12 масса 133 кг. |
686 |
605 |
4.2 |
ЛС – 20 масса 223 кг. |
1414 |
1200 |
5 |
| ||
5.1 |
ФБС – 24 – 3 – 6 т масса 970 кг. |
1852 |
1754 |
5.2 |
ФБС – 12 – 5 – 6 т масса 815 кг. |
1646 |
1470 |
5.3 |
ФБС – 9 – 3 – 6 т масса 350 кг. |
736 |
690 |
Анализ прайс-листов ООО «Бетон-транс сервис», и ЗАО 250 «ЖБИ» показывает, что на многие виды изделий цены ООО «Бетон-транс сервис» выше, чем у конкурентов, в основном на 10% - 20% относительно других фирм оказывающих такие же услуги. Таким образом, гипотеза № 2, подтверждается. (Высокая цена на продукцию предприятия ведет к оттоку покупателей).
Выводы по разделу
Интервью с директором и начальником отдела маркетинга подтверждает гипотезы № 1,4 (Существующий уровень управления маркетинговой деятельностью ведёт к уменьшению доли предприятия на рынке. Разработка программы форсайт-маркетинга позволит увеличить занимаемую долю рынка).
Анализ прайс-листов ООО «Бетон-транс сервис», и ЗАО 250 «ЖБИ» показывает, что на многие виды изделий цены ООО «Бетон-транс сервис» выше, чем у конкурентов, в основном на 10% - 20% относительно других фирм оказывающих такие же услуги. Таким образом, гипотеза № 2, подтверждается. (Высокая цена на продукцию предприятия ведет к оттоку покупателей).
В качестве рекомендаций для предприятия можно предложить ввести в штат отдела маркетинга дополнительного сотрудника – маркетолога по исследованию рынка и форсайту, изменить рекламу предприятия, разработать программу маркетинговых коммуникаций на 2013-2014 годы. Рассмотреть возможность снижения себестоимости продукции.
3 Оценка социально-экономической эффективности
предлагаемых мероприятий по совершенствованию
маркетинговой деятельности ООО «Бетон-транс Сервис
3.1 Мероприятия направленные на реализацию программы
форсайт-маркетинга ООО «Бетон-транс Сервис»
Отрицательным моментом в работе предприятия является то, что не всегда уделяется большое внимание рекламной деятельности, подтверждение тому необходимость увеличения бюджета маркетинговых коммуникаций.
В связи с вышесказанным,