Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Растительное масло является продуктом ежедневного употребления: им заправляют салаты, его используют для жарки, добавляют при приготовлении различных блюд. Этот готовый к употреблению продукт получают из семян или зародышей семян, а также плодов растений путем прессования и/или экстракции и последующей очистки от тех или иных примесей в зависимости от вида масла. Исходя из вида жиросодержащего сырья, различают подсолнечное, кукурузное, соевое, арахисовое, оливковое, кунжутное (сезамовое), кокосовое, пальмовое, рапсовое и другие растительные масла.
Объемы производства растительного масла в России ежегодно растут.
Введение
4
Глава 1. Анализ маркетинговой среды предприятия
1.1 Общая характеристика растительного масла, его производство
6
1.2 Санкт-Петербургский рынок растительного масла
20
1.3 Характеристика предприятия ООО «Курант»
22
1.4 Анализ внутренней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
24
1.5 Анализ внешней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
26
1.6 Анализ маркетинговой макросреды предприятия ООО «Курант»
31
Глава 2. Сегментирование рынка растительного масла
города Санкт-Петербурга
2.1 Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации
36
2.2 Выбор переменных сегментирования
46
2.3 Определение рыночных сегментов и описание их профилей
53
2.4 Выбор стратегии охвата рынка и целевых сегментов
67
Глава 3. Позиционирование растительного масла
3.1 Позиционирование растительного масла на сегменте «И»
78
3.2 Позиционирование растительного масла на сегменте «М»
83
Глава 4. Разработка комплекса маркетинга (М mix)
4.1 Общие сведения о комплексе маркетинга
89
4.1.1. Товарная политика
90
4.1.2 Коммуникационная политика
91
4.1.3 Сбытовая политика
92
4.1.4 Ценовая политика
94
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «И»
102
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «М»
106
Список источников
Эффективная деятельность предприятия возможна только при учете всех особенностей внешней маркетинговой микросреды. Основными элементами внешней микросреды являются:
Покупатели – важная составляющая внешней микросреды предприятия. Знание конкретных требований и желаний покупателей, их стремлений и надежд позволяет предприятию разработать четкие программы действий, и конкретизировать их при изменении покупательских предпочтений. Успех предприятия зависит не столько от того, удовлетворены ли покупатели, сколько от того, насколько полно они удовлетворены. Торговое предприятие может работать с различными покупателями и на разных рынках. [5]
Рынок растительного масла традиционно подразделяется на два сегмента – розничный (потребительский, включает бутилированное и разливное масло) и корпоративный (производство масла для нужд пищевой отрасли). В России в основном потребляется подсолнечное масло, что напрямую связано с сырьевой базой. Тем не менее, с каждым годом потребление кукурузного и оливкового масла растет.
В настоящее время доли различных растительных масел в совокупном потреблении в городе Санкт-Петербурге распределены следующим образом: подсолнечное – 77,5%, кукурузное – 2,5%, оливковое – 20%, соевое – 1%. Аналитики отмечают рост продаж кукурузного и оливкового масла и снижение доли соевого. Доля потребителей оливкового масла выросла с 4,8% до 20%, соевого – снизилась с 8,2% до 4,4%. В последние два–три года незначительно выросла доля потребления нетрадиционных масел – кунжутного, масла грецких орехов, масла из виноградных косточек. Но это произошло не за счет вытеснения традиционных видов, а стало ассортиментным дополнением.
Спрос на растительное масло имеет сезонный характер. Пики потребления приходятся на март, сентябрь и декабрь. В весенне-зимний период увеличение спроса объясняется проходящими в это время праздниками, осенью – заготовкой овощей за зиму. Снижение потребления растительного масла приходится на летний период, что связано с периодом отпусков, а также с тенденцией уменьшения потребления жиров в теплое время года. [6]
Конкуренты – важная составляющая внешней микросреды любого предприятия. Знание своих конкурентов, их достоинств и недостатков, их стратегии и тактики позиционирования на рынке позволяет создать предпосылки для успеха в конкурентной борьбе. Особое внимание к своим конкурентам предприятие должно проявлять еще и в связи с тем, что конкуренты задают те критерии, которые предприятиям необходимо достичь и/или превзойти. При этом нельзя игнорировать и возможность появления новых конкурентов. [5]
Отмечается обострение конкурентной борьбы на санкт-петербургском рынке подсолнечного масла, особенно в сегменте бутилированного масла. За последние три года крупные российские производители бутилированного масла значительно увеличили производственные мощности. Наблюдается также рост предложения масел импортного производства. [17]
Тем не менее, российские компании-производители по-прежнему остаются лидерами рынка («Юг Руси», «ЭФКО»), что было достигнуто во многом благодаря грамотной маркетинговой политике – выстраиванию сети дистрибуции и созданию узнаваемых торговых марок.
В качестве основных конкурентов
на рынке фасованного
Предприятие ООО «Курант» занимает долю рынка растительного масла, равную 11%. Это говорит о том, что предприятие ООО «Курант» является рыночным претендентом, то есть компания проводит политику активной борьбы с лидерами рынка, компаниями Юг Руси и ЭФКО. А так как ООО «Курант» вступает в борьбу с лидерами, то предприятию необходимо производить продукцию, по характеристикам превосходящую продукцию фирм-конкурентов, которая лучше бы удовлетворяла потребности покупателей растительного масла в городе Санкт-Петербурге.
Поставщики – это важная составная часть внешней микросреды предприятия, так как от них в решающей степени зависит деятельность любого предприятия. При подборе поставщиков необходимо выяснить их надежность, а также мобильность и гибкость в работе, сопоставив это с уровнем качества и цен поставляемых ими товаров. Службе маркетинга необходимо постоянно следить за работой поставщиков. Рост цен на товары, задержки со сроками их поставки, временная нехватка или даже отсутствие тех или иных товаров у поставщиков могут оказать влияние на возможности сбыта и подорвать доверие покупателей.
В свою очередь, поставщики должны знать о целях и стратегиях предприятий. Однако нередко предприятия и их поставщики имеют разные подходы к поставке товаров. Для более эффективного и продолжительного сотрудничества их интересы должны согласовываться. [5]
ООО «Курант» накоплен большой опыт в работе с поставщиками сельскохозяйственной техники, крупнейшими среди которых являются ООО «Мировая техника», ООО «ФИНТЕЛ ГРУПП», фирма «Cadl S.A.».
Ведущими зарубежными партнерами в области поставки технологического оборудования являются бельгийская фирма «De Smet», фирма «Лауденберг», фирма «ENFLEX», фирма «Peter Binder & Co GmbH», фирма «SASIB Beverage MS SpA».
Крупнейшими поставщиками сырья и материалов являются ООО «ПАК Престус», ЗАО «ГОТЭК», ООО «ИСРАТЭК», ООО «Славника», ООО «ИБЕРИКА», группа «ОГО», ОАО «Гаммахим», ООО «СИТИ КОМПАНИ», ОАО «Сеймовская птицефабрика».
Имея такое разнообразие поставщиков, как оборудования и сельхоз техники, так и сырья и материалов, ООО «Курант» может организовать процесс интенсивного обмена информацией между ними. Также компания организовала систему индивидуальных взаимоотношений с поставщиками.
У компании ООО «Курант»
применяется стратегия
Маркетинговые посредники – тоже важная составная часть внешней микросреды предприятия, так как трудно приуменьшить их роль в продвижении товаров к конечному покупателю. Для предприятий важна особо значима из помощь в кредитной поддержке и страховании рисков, проведении рекламных компаний и мероприятий по стимулированию сбыта.
Посредники помогают предприятию в продвижении, сбыте и распространении товаров среди покупателей. В роли маркетинговых посредников для предприятий могут выступать торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, фирмы-специалисты в области проведения маркетинговых исследований, рекламные агентства и различные финансово-кредитные учреждения.