Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) определить ключевые преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
Введение 2
1. Теоретические основы франчайзинга 5
1.1. Основные понятия франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 8
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
2.Современное состояние франчайзинга на российском рынке 17
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в экономике России 25
3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе 25
3.2. Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России 28
Заключение 36
Список литературы 39
Рис. 1. Структура рынка франшиз в 2011 г.17
По всем указанным секторам в 2011 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле; 30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам.
Вместе с тем, в общей совокупности франшиз наблюдалось в 2011 г. некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47 % в 2010 г. до 52 % в 2011 г.
Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.
В каждом государстве
также существует своя специфика, что
связано с социально-
Рис. 2. Структура рынка франшиз в 2011 г., % занимаемой доли рынка18
Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2011 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли (см. рис. 3).
Рис. 3. Розничная торговля (продукты питания)19
Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2011 г. 52 %.
Общие тенденции в
секторе непродовольственной
В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.
Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети, а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети (см. рис. 4).
Рис. 4. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2011 г.20
В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.
В 2011 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2011 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2010 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2011 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.
Достигшие успеха за последние
несколько лет организации
В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2010 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились новые концепции и новые технологии. Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом, определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию ограниченных гарантий, например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только продуктовую часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Большим риском практически для любой сети является изменение предпочтений потребителей. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям потребителей позволяет и позволит сохранить в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания.
В 2011 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.
В 2011 г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (см. рис. 5).
Рис. 5. Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2011 г.21
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.
Рис. 6. Рост рынка в сфере услуг в 2011/2010 гг.22
Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2011 г. росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса.
В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.
В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям.
Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2010-2011 гг. в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.
Федеральные власти планируют к 2015 г. увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП России до 30%. Сегодня она не превышает 16-17%. Уникальной технологией, позволяющей практически каждому желающему открыть собственное дело, стать предпринимателем и внести свой вклад в повышение ВВП, является франчайзинг. Это лишний раз подтвердила Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес- возможностям BUYBRAND 2012. 23
Чтобы решить задачу по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны почти вдвое, необходимо применить системные методы. Одним из них, причем весьма эффективным, считается метод открытия новых малых предприятий и их дальнейшее тиражирование-франчайзинг. Это такая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу собственного продукта и услуг. Франчайзи обязуется продавать их по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, устанавливаемым франчайзером. В обмен франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
Один предприниматель передает другому не только право пользоваться его торговой маркой, но и пакет всех ноу-хау, специфики работы, разработанных стандартов, доказавших свою жизнедеятельность. То есть франчайзи полностью копирует систему построения бизнес-процессов франчайзера.
Кроме того, франчайзинг можно рассматривать как мощную систему обучения для малого бизнеса. Ни в одном университете нельзя научиться ведению бизнеса при столь высокой заинтересованности в успехе учеников, как в учебных центрах франчайзеров. Хотя это один из способов стать владельцев бизнеса, малый бизнес и индивидуальные предприниматели сегодня заняты выжиманием, им не до учебы. В этом их ошибка.
По сути, франчайзинг-способ эффективного тиражирования успешно работающих предприятий. Он выгоден всем: продавцам франшиз, ведь развитие идет на привлечение средств, покупателям франшиз - благодаря высочайшей надежности инвестиций, государству, поскольку франчайзинг создает новые рабочие места.
Мировая статистика показывает, что покупка франшизы практически гарантирует малому предпринимателю 90 % успеха, так как из десяти малых предприятий, открытых по методу франчайзинга, девять успешно развиваются. Из всех вновь образованных предприятий прекращают деятельность в течение первых пяти лет 85 %, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, - всего лишь 14 %. На растущих рынках он является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы для ведения прибыльного бизнеса.24
Как уже говорилось, франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки.
Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
1.Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
- нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
- сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.25
2. Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Эти проблемы связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.
3. Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
- отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
- отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
- боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.26
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Информация о работе Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций