Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) определить ключевые преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы франчайзинга 5
1.1. Основные понятия франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 8
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
2.Современное состояние франчайзинга на российском рынке 17
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в экономике России 25
3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе 25
3.2. Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России 28
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу_итог.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, отечественные  франчайзинговые сети также выступают  в качестве каналов трансфера  инноваций,  в которых крупная  компания- франчайзер является разработчиком инноваций,  а компания- франчайзи- их потребителем и внедрителем.  Для стабильного развития франчайзеру необходимо создать систему стандартов, отвечающую современным рыночным условиям, и организовать механизмы контроля за оказываемыми услугами.

Предъявляемые к франчайзи  требования расширяют личные возможности  средних и мелких предпринимателей, изменяют их взгляд  на качество   профессиональных  знаний,   способствуют распространению инноваций как  внутри конкретной франчайзинговой  системы, так и вне ее.

Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура,  как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и  осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве наиболее безрискового способа организации бизнеса.

Инвестировать  средства в создание своего уникального  бизнеса, в его продвижение, в разработку бизнес-процессов и стандартов качества очень сложно и требует больших временных и финансовых затрат. При этом риск неудачи высок особенно в период экономического  спада. Быстрое создание всеми узнаваемого и предпочитаемого бренда практически  невозможно. Выгоднее  инвестировать средства в уже известную марку со всеми вышеперечисленными  характеристиками,   приобретая при этом лояльных клиентов. Статистика показывает, что франчайзинговый бизнес в целом является гораздо более успешным,  чем независимое предприятие подобного типа. Успех  франчайзинговых сетей заключается, прежде всего , в том, что они являются частью отложенной  системы. Использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы. Внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики в целом.

На  основании  вышеизложенного,   делаем вывод, что именно франчазинг с его уникальным механизмом построения бизнеса является реальной возможностью  не только сохранения, но и приумножения капитала.

Существует ряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективы  будущего развития франчайзинговой индустрии.  Некоторые из этих тенденций являются внешними по отношению к франчайзингу, другие действуют изнутри, будучи присущими функционированию и организации франчайзинговой системы как таковой.

Несомненно,  двумя самыми  главными  факторами,  определяющими развитие франчайзинга, станут оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста сферы обслуживания,  на которой  в основном и сосредоточен франчайзинг. Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной  тенденцией. С другой стороны,  возрастание конкуренции  во многих из этих секторов,  возможно,  заставит многих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности,  которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса.

Другой благоприятный  внешний  фактор — готовность  все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим  осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения  на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках,  а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.

Несмотря на очевидные  преимущества франчайзингового способа  организации  бизнеса. Необходимо  отметить,  что франчайзинг в  России не получил такого широкого распространения,  как  в Европе и не  стал столь популярной  формой ведения бизнеса, как в США.

Таким  образом, для  развития франчайзинга  в России, на наш  взгляд, необходимо следующее:

1)принять специальное   законодательство  по использованию  франчайзинга;

2)обеспечить законодательную  инициативу по разработке закона о франчайзинге  и внесения соответствующих  изменений  в связанные  с ним законы и нормативные акты;

3)включить в Правительственную   программу  поддержки  малого  предпринимательства систему развития  франчайзинга;

4)создать  систему  налоговых  льгот для франчайзи,  особенно  на начальном этапе развития франчайзинговой системы;

5)целесообразно предоставить  возможность применения франчайзи  упрощенной системы бухгалтерского  учета;

6)требуется  создать   сеть  учебно-консультационных   центров  по развитию   франчайзингу.  

Предоставленные  предложения  представлены  в виде рисунке 7.

Рис. 7. Пути развития франчайзинга в РФ

Следовательно, перспективы  развития франчайзинга в России высоки, и необходимо принимать решения по их дальнейшему развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

Опыт зарубежных стран  свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной  степени  определяется интеграцией  крупных и малых  компаний,    которые   являются основными  элементами   системы зарубежной  экономики. Крупные   фирмы привносят в эту систему стабильность  и управляемость,   а малый бизнес,  формирующий конкурентную   среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства,  за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной,  но и престижной.  Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.

Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим  мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают  готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого  расширения.    Франчайзи   растет,   позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

Не распространенность франчайзинга в России не связана  с какой-либо спецификой страны, а объясняется крайней ограниченностью  знаний в этой области  не  только у широких слоев  населения,  но и у специалистов, предпринимателей,  т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить  организаторами франчайзинговых  систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Развитие  франчайзинга  в России не находит  должной поддержки  на государственном  уровне.  Первое,  что тормозит развитие  франчайзинга  - российское  законодательство.  Если в зарубежных  странах  этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо  регистрировать  в Роспатенте,  что приводит к возникновению бюрократических  проволочек.  Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база.  США только на  федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся  франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих  факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить  сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания  новых независимых предприятий,  объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный   бизнес  на  базе проверенной бизнес-модели,   а для государства - это эффективный инструмент поддержки   малого  и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами,   поэтому не  следует  упускать   шанс   обойти своих конкурентов уже сейчас.

За  последние   10 лет на  российский рынок вышли и успешно функционируют    такие   известные   западные  франшизные   системы,   как «Baskin   Robbins»,   «English   First»,   «Carlo   Pazolini»,   «Kodak»,   «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др. Тем не менее, компании,  желающие развивать франчайзинговые  отношения  в России,  должны учитывать,  что здесь  не развита  инфраструктура  бизнеса,  поэтому потребность  в финансовых ресурсах здесь выше, что препятствует развитию франчайзинга. Российским франчайзи целесообразно использовать региональный  франчайзинг и субфранчайзинг.

Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.

Тем не менее, к сожалению  можно констатировать, что темпы  развития франчайзинга  в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Анализ показал, что в России практически  не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес -  наиболее стабильный,  долговечный и доходный,   а для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. В США, например, франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг. Наибольшей популярностью в России пользуется товарный франчайзинг.  Обычно эти франшизы  стоят недорого,  значительная часть инвестиции  тратится на закупку  товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают  немалые скидки при покупке товаров.

Ситуация, сложившаяся  на российском рынке на сегодняшний  день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост использования бизнес-технологий  франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг.

Следовательно, развивая систему франчайзинга в РФ, можно  повышать уровень развития экономических  отношений,  увеличить долю малого бизнеса в ВВП и решить другие экономические и социальные задачи.

Подводя итог всему сказанному  можно смело утверждать,  что  франчайзинг, как вид бизнеса  достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Части I, II, III) – Официальный текст. – М.; «Издательство ЭЛИТ», 2012 г. 384 с.

2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

 

Основная  литература

 

1. Балабанов  И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб.  пособие.–  М.: Финансы и статистика, 2011. – 512 с.

2. Волков А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. – М.: Вершина, 2010. – 328 с.

3.Есютин А.А. Розничные торговые сети: стратегии,  экономика и управление: Учебное пособие . – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. –424 с.

4.Земляков Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб.  пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 142 с.

5. Качканов   В.П.    Крупный    и    малый   бизнес:      перспективы взаимоотношений  в  форме  франчайзинга  / Ломоносов 2010: Международная  конференция  студентов,  аспирантов  и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2010.

6. Пелих А.С. Экономика   предприятия (фирмы).-М.:  ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010.- с.512

7.Рыкова И.В. Франчайзинг:  новые технологии,  методология, договоры.— М.: Современная экономика и право, 2010. – с.224

8.Устюжанин А.А. Зарубежный  опыт и российская практика  развития франчайзинга// Автореферат.-М.:-2011г. - с.26

9.Устюжанин А.А. Особенности развития франчайзинга в России // Россия в мировой экономике /Под ред. д.э.н., профессора Касаткиной Е.А., к.э.н. Грабоева В.В.-М.: МАКС Пресс, 2011. - с.276-299

Периодические издания

 

1. Азбука мультифранчайзинга // Маркетолог .-2012.-№ 6.-с. 40-41

2. Балахонцев А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России // Вопросы гуманитарных наук. – 2012. - №3. – с. 63-67.

3. Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности  его развития в России /Н.М. Васильев // Финансы. – 2012. - № 2. – с. 26-29.

4. Власова Л. Фрачайзинг:   рецепт  готового бизнеса // Экономика и жизнь.-2011.-№ 39-с.19-26

5. Жиков Я. Франшиза  –  начало  успешного   бизнеса// Управление компанией. – 2012. – № 1. – С. 10-11.

6.Ковалева Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе// Экономика и управление. – 2012. - № 1. – с. 122-125.

7. Марков  С. Франчайзинг:   проблемы  развития бизнеса// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - № 3. – с. 104-107.

8. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке / М. Панина // Деньги. – 2012. - № 2. – С. 9-17

9.Панюкова В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом.  – 2012. – № 2. – с. 75-80.

10. Панюкова В.В.    Преимущества     и     недостатки     применения франчайзинга для российских  предприятий//Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – с. 88-93.

11.Рыкова И.В. Тенденции развития франчайзинга в США // Маркетинг в России и за рубежом . -2011.-№5. -  с.84-92

 

Ресурсы сети Интернет

 

1.http://franchising-consult.ru

2.http://www.sellbrand.ru

3.http://www.top-franchising.com

4.http://www.rarf.ru

5.http://www.financial-news.ru

6.http://franchisinguniverse.ru

1 Земляков Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб.  пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – с.23

Информация о работе Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций