Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 23:43, курсовая работа
России, ее менеджерам, предпринимателям, банкирам предстоит осваивать самые современные приемы и методы управления, чтобы быстрее ликвидировать дистанцию между состоянием ее сегодняшней экономики и уровнем хозяйства промышленно-развитых стран.
Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы представленной работы, в задачи которой входит:
• Определение маркетинга как одного из основных элементов банковской деятельности;
• Исследование комплекса банковского маркетинга;
• Изучение продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегий банковского маркетинга;
• Определение путей совершенствования комплекса банковского маркетинга.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Содержание и специфика банковского маркетинга………………………….. 4
1.1. Понятие банковского маркетинга………………………………………. 4
1.2. Цели и задачи банковского маркетинга………………………………... 4
1.3. Функции банковского маркетинга……………………………………… 5
1.4. Специфика банковского маркетинга…………………………………… 5
2. Появление и развитие банковского маркетинга……………………………. 9
3. Планирование банковского маркетинга……………………………………. 11
3.1. Продуктовая стратегия………………………………………………….. 11
3.2. Ценовая стратегия……………………………………………………….. 16
3.3. Стратегия в области систем доставки………………………………….. 19
3.4. Коммуникационная стратегия………………………………………….. 21
Заключение ………………………………………………………………………. 28
Литература……………………………………………………………………….. 29
Это заставляет банкиров мыслить категориями рынка, спроса, ориентируя выпуск инновационного банковского продукта на конкретных потребителей.
Итак, маркетинг
становится одной из важнейших
концепций управления банками. Он
применяется для повышения
Подводя итог вышесказанному,
следует отметить, что особенности
банковского маркетинга
Банковский продукт- это комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям.
Банковским услугам, как и всем другим видам услуг, присущи специфические характеристики4, которые должны быть учтены при разработке комплекса маркетинга:
Таким образом, специфика предлагаемых банком продуктов требует от потребителей довольно высокой экономической культуры, вызывает необходимость разъяснения содержания услуги клиенту, усиливает значение такого фактора, как доверие клиентов. Ведь клиент, как было сказано выше, доверяя банку свои деньги, вступает в сделку, течение которой он не может контролировать. Следовательно, неосязаемый характер банковской услуги как бы удваивается: это неосязаемые действия с неосязаемыми активами. 7
На рубеже 60-70-х гг. XX века в деятельности банков ведущих в социально-экономическом отношении зарубежных стран появилась новая функция – маркетинг. Свой отклик любая новая функция первоначально находит отражение во вновь созданной должности, а затем (по мере необходимости) – в форме соответствующего подразделения. Спустя какое-то время потребности профессиональной реализации новой функции приводят к необходимости изучения этой функции как самостоятельно явления.
Банковский маркетинг в зарубежной практике формировался на основе достижений в этой области крупных промышленных и торговых фирм. В России же освоение и изучение маркетинга началось практически одновременно во всех коммерческих структурах.
Маркетинг — это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов и услуг. Банковский маркетинг предполагает использование определенного набора технических приемов с целью удовлетворения потребностей клиентов в банковском обслуживании доходным для банка образом.
Впервые концепцию банковского маркетинга стали разрабатывать в США в 1950-е годы. В Западной Европе к необходимости использования маркетинга в банках пришли несколько позднее (1960-е гг.).
В середине 1970-х годов происходит широкое распространение понятия банковского маркетинга. Например, в Италии до 1960-х годов банковская система и банковское законодательство были относительно статичны. Банки работали в режиме свободной монополии (конкуренции между ними практически не существовало, и отношения между банком и клиентом всегда рассматривались в пользу банка).
В 1970-е годы ситуация изменилась. Технологическая революция привела к тому, что банки стали искать новых клиентов. Предприятия стали отдавать предпочтение расчетам через банк, что приблизило банк к клиентам. В свою очередь клиенты начинают чаще обращаться в банк за новыми услугами.
С 1980-х годов итальянская банковская система претерпела существенные изменения, в частности, были сняты многие ограничения для банков, что привело к ужесточению межбанковской конкуренции, изменилось их отношение к рынку. Из организаций ориентированных на продукты банки превратились в организации, ориентированные на рынок. Банки все больше внимания стали уделять развитию сферы услуг и стремились “привязать” клиента к банку. Маркетинг начали рассматривать не как новую технологию, а как философию. В настоящее время банки уже знают что для них означает маркетинг, они ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов, рынка.
Итак, специалисты отмечают, что в странах Запада за последние 25 лет произошла так называемая “тихая революция”. Банковский маркетинг изменился кардинально, но без потрясений.
К числу важнейших факторов, обусловивших появление и развитие банковского маркетинга8, относят:
Повышение значимости качества банковского обслуживания клиентов. Если в 1960–1980 годы особое внимание уделялось количественным характеристикам банковского обслуживания клиентов (числу выполняемых банками операций и услуг для всех типов клиентов), то в 1980–1990 годы приоритеты перешли к качественным характеристикам банковского обслуживания. В условиях жесткой банковской конкуренции выигрывают банки, предоставляющие наиболее качественные операции и услуги. Население становится все более требовательным в этих условиях, а банки заинтересованы постоянно снижать издержки. Объединить эти сложные разнонаправленные факторы можно при внедрении маркетинговых подходов в работу банков.
Для достижения успеха банки должны применять новые формы работы. Но прежде чем принять решение о начале новой деятельности, необходимо все проанализировать (исследовать рынок) и спланировать (разработать маркетинговую стратегию). Финансовый рынок, так же как и любой другой, требует маркетингового подхода. Банковский маркетинг занимается исследованием рынка, оценкой собственной позиции банка на рынке, разработкой маркетинговой стратегии по продвижению на рынок своего товара.
Комплекс маркетинга образует ядро системы маркетинга, объединяя все переменные факторы, посредством которых банк может воздействовать на своих клиентов. Эти факторы подразделяются на 4 группы:
Для каждой из этих
групп разрабатывается своя
Во-первых, банковская услуга – это выражение намерения банка удовлетворить те или иные потребности потенциальных клиентов (юридических и физических лиц) в данных социально-экономических условиях. Данное значение услуги можно назвать «потенциальным», поскольку выражает только намерение, желание или стремление банка оказывать те или иные услуги. Так для вновь созданного банка характерен поиск клиентов, т.е. поиск тех услуг, которые им необходимы.
Во-вторых, банк, существующий какой-то период времени, фактически оказывает какие-то услуги своим клиентам. Через предоставляемые услуги и удовлетворяемые потребности он привлек к себе клиентов. Это значение понятия услуги называется «фактическим».
Переход от потенциальных к фактическим услугам осуществляется с помощью методов банковского маркетинга.9
Другими словами, прежде, чем оказывать те или иные услуги, необходимо пройти определенные организационно-технологические этапы:
Банки в развитых странах в настоящее время суммарно оказывают клиентам около 300 видов услуг. Для российских банков перечень предоставляемых услуг несколько меньше, что обусловлено рядом причин.
В фактических услугах, предоставляемых банком, различают базовый и текущий ассортимент. Базовый ассортимент – это те услуги, на которых специализируется банк, а текущий характеризуется стремлением банка предоставлять своим клиентам дополнительные виды услуг.
Любая фактическая услуга или комплекс услуг обладают определенными характеристиками:
В том случае, если речь идет о потенциальной услуге, производится детальная оценка всех этих показателей для принятия того или иного решения.
Процесс разработки продуктовой стратегии банка подразделяется на 2 этапа:
На первом оцениваются все услуги, оказываемые банком в данный момент, а на втором решаются вопросы о целесообразности изменения структуры предлагаемых продуктов, а также необходимости расширения продуктового ряда за счет новых услуг.10
Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента. К основным банковским услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и последующее предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако более подробно банковские услуги можно подразделить на:
Депозитные услуги.
Депозиты являются важнейшим источником денежных средств банка. Именно на их привлечение направляются основные маркетинговые усилия. Вместе с тем большое значение как источника средств банка имеют займы (кредиты), полученные банком. Роль последней составляющей банковских источников средств - акционерного капитала - в большей мере сводится к гарантированию прибыльности и финансовой устойчивости банка.
Основные виды депозитов:
Информация о работе Содержание и специфика банковского маркетинга