Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности территориальных основ местного самоуправления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•Рассмотреть современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;
•Раскрыть соотношение территориальной организации местного самоуправления и административно-территориальное деления субъектов Федерации;
•Раскрыть особенности образования, преобразования и упразднения муниципальных образований;
•Рассмотреть порядок установления и изменение границ муниципальных образований.
Введение
Глава 1. Современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления
1. Становление территориальных основ местного самоуправления
2. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования
3. Понятие и виды муниципальных образований и структура территориальной организации
Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления и административно-территориальное деление субъектов Федерации
2.1 Административно-территориальное деление
2.2 Подходы соотношения административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований
Глава 3. Организационные модели местного самоуправления
3.1 Типы организаций муниципального управления в РФ их преимущества и недостатки
3.2 Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Статус муниципального образования
включает в себя также такие элементы,
как административный центр (что, однако,
исключается, если территория муниципального
образования расположена в
В процессе правового регулирования
соответствующих правоотношений представительным
органам муниципальных
Муниципальные образования
поддаются классификации по ряду
оснований. Различие муниципалитетов
находится в зависимости от географической
зоны расположения, размеров территории,
численности населения, электоральных
предпочтений граждан и других аналогичных
обстоятельств, которые не оказывают
какого-либо влияния на правовое положение
данных субъектов муниципального права.
С другой стороны, существует классификация
муниципальных образований в
зависимости от их публично-правового
статуса, которая, напротив, обусловливает
дифференциацию предметов ведения
муниципальных образований, а также
структуры, полномочий и функций
соответствующих органов
Следует заметить, что в основу данной классификации положены критерии наличия или отсутствия общей с другими муниципальными образованиями территории, соотношения с территориями населенных пунктов, а также особенностей полномочий и функций, осуществляемых соответствующими муниципальными органами власти4. Однако в законодательных дефинициях эти критерии прослеживаются не всегда четко, что дает почву для многозначного толкования соответствующих правовых норм.
Существование внутригородских территорий городов федерального значения обусловлено спецификой отечественного федеративного устройства, при котором города Москва и Санкт-Петербург являются не муниципальными образованиями, а субъектами Федерации. Органы публичной власти городов федерального значения имеют статус государственных органов, а не органов местного самоуправления, их правовое положение регламентируется Федеральным законом 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а не Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По этим причинам в Москве и Санкт-Петербурге требуется формирование территорий муниципальных образований в составе данных городов. Внутригородские территории городов федерального значения как муниципальные образования не имеют общей территории с другими муниципальными образованиями, им не нужно разделять с такими муниципалитетами предметы ведения, объекты собственности и источники бюджетных доходов. Правовое положение внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга не находится в органической взаимосвязи со статусом муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений: это особый вид муниципальных образований, характерный лишь для столичного самоуправления.
Понятие городского округа отождествляется в ФЗ "Об общих принципах..." с городским поселением, что представляется не совсем точным. Строго говоря, особенностью городского поселения должно признаваться вхождение в состав муниципального района, а городские округа как раз и отличаются тем, что в их состав не входят. Более логичным, на наш взгляд, было бы определение городских округов как населенных пунктов, не входящих в состав муниципальных районов и, следовательно, не имеющих с ними общей территории, конкурирующей компетенции и нуждающихся в разграничении объектов собственности и бюджетных доходов. Теоретически допустим и такой подход, при котором территория городского округа не обусловливается границами населенного пункта и может охватывать определенную его часть (к слову, это в большей мере соответствует наименованию "городской округ").
Наделение территориальных
образований статусом городского округа
находится в ведении субъектов
Федерации, поэтому региональные органы
власти свободны в выборе разнообразных
схем их организации. Весьма распространенным
в отечественной практике оказался
подход, при котором статус городского
округа приобретают административно-
Для того чтобы уяснить
сущность понятий муниципального района,
городского и сельского поселения,
необходимо видеть их логическую взаимосвязь,
обусловленную муниципальным
Унифицированный подход к
территориальной организации
Статус муниципальных
образований не всегда пребывает
в статичном состоянии, в определенных
случаях наблюдается его
Стадии создания и упразднения
муниципальных образований
В отличие от этого, порядок преобразования муниципальных образований регулируется ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах...". Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Важно заметить, что все иные теоретически мыслимые способы реорганизации муниципальных образований федеральный законодатель опускает, что можно истолковать либо как пробел в праве, либо в качестве некоего завуалированного юридического запрета по их использованию (например, статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на такие виды реорганизации юридических лиц, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование). Если придерживаться указанной методологии, то и реорганизация (а не преобразование) муниципальных образований возможна в каждой из указанных форм, при этом в законе следует четко оговорить, в каких случаях соответствующие способы реорганизации допускаются, а в каких - запрещаются.
Преобразование муниципальных
образований осуществляется законами
субъектов Российской Федерации
по инициативе населения, органов местного
самоуправления, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
федеральных органов
Сравнительный анализ приведенных федеральных законов, исходя из их буквального смысла, позволяет заметить следующее: во-первых, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Федерации не вправе выразить инициативу о преобразовании муниципального образования; во-вторых, не только высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Федерации, но и все другие региональные органы государственной власти пользуются подобным правом; в-третьих, право инициативы о преобразовании муниципального образования принадлежит не только представительному органу муниципального образования, но и всем иным органам местного самоуправления; в-четвертых, право законодательной инициативы по данному вопросу предоставляется практически любому федеральному государственному органу; в-пятых, право населения на законодательную инициативу о преобразовании муниципального образования имеет место вне зависимости от того, содержится или не содержится соответствующая норма в конституции (уставе) субъекта Федерации, поскольку нормы Федерального закона "Об общих принципах..." имеют прямое действие и применяются непосредственно.
Процедура создания, преобразования
и упразднения муниципальных
образований требует
Сказанное выше позволяет
сформулировать вывод о том, что
современное законодательство о
создании, преобразовании и упразднении
муниципальных образований не является
в достаточной мере совершенным
и нуждается в определенной модернизации.
В качестве одного из подходов к
правовому регулированию данных
правоотношений можно предложить следующую
модель: создание, реорганизация и
упразднение муниципальных
Информация о работе Территориальные основы местного управления