Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности территориальных основ местного самоуправления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•Рассмотреть современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации;
•Раскрыть соотношение территориальной организации местного самоуправления и административно-территориальное деления субъектов Федерации;
•Раскрыть особенности образования, преобразования и упразднения муниципальных образований;
•Рассмотреть порядок установления и изменение границ муниципальных образований.
Введение
Глава 1. Современное состояние и этапы развития территориальной организации местного самоуправления
1. Становление территориальных основ местного самоуправления
2. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования
3. Понятие и виды муниципальных образований и структура территориальной организации
Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления и административно-территориальное деление субъектов Федерации
2.1 Административно-территориальное деление
2.2 Подходы соотношения административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований
Глава 3. Организационные модели местного самоуправления
3.1 Типы организаций муниципального управления в РФ их преимущества и недостатки
3.2 Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Возможные сочетания трех
традиционно устойчивых элементов
системы муниципального управления
- представительного органа, местной
администрации и высшего
Вариант 1: непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица.
Вариант 2: все непосредственно
делегируемые населением полномочия реализуются
в компетенции
Вариант 3: все непосредственно
делегируемые населением полномочия реализуются
в компетенции выборного
Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально-политической ситуации и множества других факторов.
Отметим характерные особенности этой модели. Мэр и совет избираются всем населением. «Сильным» мэр называется в силу ряда присущих ему в этой модели полномочий: мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета; самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц администрации; единолично руководит деятельностью администрации; организует работу совета, председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Для соблюдения баланса совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов. Механизмом досрочного прекращения полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей является местный референдум.
Рис. 1
В этой модели (рис.1) мэр избирается из числа депутатов совета. «Слабость» его заключается в полной подконтрольности и подотчетности совету: мэр не имеет права вето; формирование администрации, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц администрации производится им с согласия совета; пределы его права руководства администрацией ограничены решениями совета. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется советом по собственной инициативе или инициативе населения.
Рис. 2
В модели «совет - управляющий»
должность мэра не предусматривается
(рис. 2). Организация деятельности совета
осуществляется избираемым из числа
депутатов совета председателем, который
не имеет полномочий по руководству
местной администрацией. Все административные
функции сосредоточены у
Рис. 3
Эта модель (рис. 3) основана
на выборности целого ряда должностных
лиц местного самоуправления и сочетании
представительных и исполнительных
функций. При этом избираются не депутаты
представительного органа, а руководители
органов и структурных
Модель «мэр - собрание»
Если выбор одной из
вышеуказанных моделей
Приведенными моделями не
исчерпывается все многообразие
организационных структур муниципального
управления, но на их основе могут быть
построены различные
Важно, что базовые модели организационных структур местного самоуправления позволяют путем выбора из небольшого числа практически доказавших свое право на существование вариантов принять за основу один из них и применительно к конкретным условиям развить его до полной структуры органов управления муниципальным хозяйством.
Образование органов местного самоуправления
Выбор одной из моделей
организации местного самоуправления
есть только первый шаг в формировании
организационной структуры
Мы рассмотрим проблемы формирования выборных органов, так как даже этот, на первый взгляд простой вопрос требует серьезного подхода.
К основным принципам местного самоуправления относится наличие представительного органа. Поэтому вопросы выборов мы будем рассматривать по отношению к формированию именно этого органа, хотя понимаем возможность появления и других выборных органов местного самоуправления. Мы сопоставим также две возможные формы выборов мэра, поскольку это выборное должностное лицо местного самоуправления, скорее всего, будет существовать повсеместно.
Целесообразность
Самой известной и длительное
время применяемой в России является
мажоритарная система выборов в
одномандатных избирательных
Пропорциональная
Отметим также, что обсуждая
достоинства и недостатки пропорциональной
избирательной системы
Названные основные избирательные
системы обладают еще целым рядом
менее существенных достоинств и
недостатков, мы же хотели отметить самые
значимые. По мере проявления негативных
качеств избирательных систем разрабатывались
их модификации, позволяющие сгладить
отрицательные стороны каждой из
них. В настоящее время применяются
смешанные системы, при которых
часть депутатов избирается по мажоритарной
системе, а другая часть - по пропорциональной.
В некоторых странах получила
распространение ротация
Сформулируем некоторые
рекомендации по практическому применению
названных избирательных
Как уже было отмечено, основным
критерием при выборе той или
иной избирательной системы следует
считать возможность
В качестве одной из таких
моделей можно рассматривать
выборы по единому многомандатному
(по числу депутатов
Политическое структурирование
общества происходит не само по себе, а
только при наличии условий и
стимулов. Стремясь создать эффективный
представительный орган, местные власти
должны также стремиться создавать
и соответствующие условия. Одним
из стимулов к созданию муниципальных
избирательных объединений
Существует, хотя и редко применяется, еще одна разновидность избирательных систем, предназначенная для формирования комиссии в соответствующей модели структурной организации местного самоуправления (имеется в виду модель “городская комиссия”, рассмотренная нами выше). Учитывая, что руководители органов управления муниципальным хозяйством должны обладать определенными профессиональными качествами, до проведения выборов населением должностных лиц, образующих городскую комиссию, необходимо предусматривать конкурсный отбор кандидатов, для чего требуется разработать условия конкурса и сформулировать требования к профессиональным качеством кандидатов. Последующие за конкурсным отбором выборы проводятся на каждую вакантную должность из кандидатур, прошедших предварительный конкурс на эту должность. Проблемы использования этой модели связаны с тем, что далеко не в каждом муниципальном образовании найдется достаточное количество лиц, по своим профессиональным качествам способных претендовать на ту или иную должность.
Предложенными избирательными системами и их вариантами, как и в случае с базовыми организационными моделями, не исчерпывается все их многообразие, и всегда остается простор для местного правотворчества в сфере муниципальных выборов.
Остановимся теперь на выборах мэра. Сначала необходимо уяснить, какие задачи решает каждый из вариантов выборов мэра - всем населением или представительным органом из своего состава.
В мировой практике сложилось, что всем населением избирается так называемый «сильный» мэр. Иначе говоря, избранный таким способом глава муниципального образования достаточно независимая фигура в системе органов местного самоуправления. В случае избрания мэра представительным органом местного самоуправления из своего состава («слабый» мэр), его полномочия значительно сокращаются. Логика того, что от степени легитимности зависит и степень свободы в принятии решений, достаточно очевидна.
Заметим также, что возможность найма управляющего администрацией существует в любой из рассмотренных ранее организационных моделей. Такая практика в мире тоже получает все большее распространение, так как политические функции мэра требуют одних качеств, а управление муниципальным хозяйством несколько иных, и не всегда (точнее, довольно редко) один человек сочетает все эти качества.
При формировании цельной
избирательной системы в
Информация о работе Территориальные основы местного управления