Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.

Содержание

Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.

Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Принцип непрерывности  состоит в систематическом  сборе и обработке  поступающей дополнительно информации после выполнения прогноза и внесения необходимых корректив в прогноз по мере необходимости.

Принцип прямоточности  предусматривает  строго целесообразную передачу информации от одного исполнителя  к другому по кратчайшему  пути.

Принцип автоматичности является одним из основных для сокращения времени и затрат на сбор, обработку исходных данных и выполнение прогнозирования.

Реализуя принципы адекватности, предполагается оценить вероятность  выявленной тенденции  и затрат на ее получение.

Принцип управляемости требует  количественных оценок, показателей.

Принцип альтернативности связан с предвидением возможных  изменений.

Многие  ученые подразделяют планирование человеческих ресурсов на следующие  разновидности: мягкое планирование и жесткое  планирование.

Мягкое  планирование делится, в свою очередь, на четыре основных сферы:

· определение того, где организация хочет оказаться в будущем;

· определение того, где, на каком этапе находится организация в настоящий момент;

· анализ влияния внешней среды и определение тенденций;

· формулировка планов.

Для такого планирования необходимо четкое представление о том, чего нужно добиться, какие цели на ближайшие 3 – 5 лет.

Методами  мягкого планирования являются в основном социологические  методы: анкетирование  сотрудников, интервьюирование менеджеров, оценка, взаимооценка, характеристики работников, данные о движении кадров.

С помощью  анализа этих данных можно выяснить:

·  мотивацию работников;

·  удовлетворенность от работы;

·  культуру организации;

·  способ управления людьми;

·  отношение к принципу равных возможностей;

·  понимание бизнес-целей компании;

·  организационное поведение.

Жесткое планирование сосредоточено и основывается на следующих аспектах:

· предсказания будущего возможного спроса на человеческие ресурсы;

· определение масштабов изменений в структуре человеческих ресурсов и эффект от этого на потребности в человеческих ресурсах;

· анализ текущего состояния человеческих ресурсов;

· предсказания о внутреннем предложении человеческих ресурсов;

· прогнозирование внешнего предложения человеческих ресурсов;

· сопоставление прогнозов и реальных данных;

· принятие решений и планирование.

На  рисунке представлен  механизм жесткого планирования человеческих ресурсов.

Оценка  человеческих ресурсов является одной из важнейших задач  планирования, так  как она включает в себя число и тип работников, которые необходимы, причем изменения в организации могут происходить в методах использования персонала. Например, задания или деятельность персонала могут быть устранены, добавлены; время, которое тратится на каждое задание, может измениться; уровень требований к выполнению заданий меняется.

Почему  могут потребоваться  изменения в планах?

Возникает необходимость в  повышении производительности труда; внедрении  новейших технологий, материалов, оборудования. В связи с изменениями в законодательстве, например, по охране здоровья, в мерах по безопасности может потребоваться пересмотр требований к трудовой дисциплине, содержанию рабочего места и т. д. Кроме  того, планы необходимо корректировать при желании менеджеров повысить удовлетворенность работой сотрудников, изменении методов мотивации персонала, пересмотре моральных принципов.

При жестком планировании применяются различные  методы.

Для оценки потребности  в работниках.

· Объективный метод 1 - статистический метод.

Модель 1. Основывается на экстраполяции трендов числа занятых в компании.

Модель 2. Соотношение спроса на работников с факторами  организации и  среды.

· Объективный метод 2. Изучение работы. Основывается на исследовании результатов труда, человеко-часов, необходимых не одну единицу выпускаемой продукции.

· Субъективный метод 1. Оценка работы менеджерами.

· Субъективный метод 2. Техника Дельфи. Специальная процедура, в ходе которой менеджеры анонимно и независимо отвечают на вопросы о потребностях компании в работниках.

Для изменения использования  работников.

· Внедрение изменений в технологию.

· Внедрение изменений в организацию.

· Развитие организации.

· Внедрение схем бонусов, продуктивности.

· Изменение времени или периода работы.

Для анализа текущего предложения ресурсов.

· Статистический анализ.

· Индивидуальный анализ.

Для предсказаний внутреннего  предложения рабочей  силы.

· Анализ сотрудников, покидающих организацию.

· Анализ внутренних перемещений.

Для прогнозов внешнего предложения рабочей  силы.

Рассматривается:

· открытие или закрытие предприятий в области;

· развитие строительства домов;

· развитие транспорта;

· уровень безработицы;

· предыдущий опыт набора персонала;

· выпускники учебных заведений – потенциальные кандидаты на замещение вакантных мест

Индекс  текучести кадров, считается: число работников, покидающих фирму в течение года разделить на среднее число работников за последний год и умножить на 100%, получаем процент потери.

Индекс  стабильности, считается: число работников со стажем 1 год разделить  на число работников, принятых ровно 1 год назад и умножить на 100%, получаем процент стабильности.

4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия

Оптимальное и эффективное  заполнение вакансий – одна из основных задач в управлении персоналом. Для этого  необходимо определить потребности в рабочей силе, что зачастую ассоциируется с потребностью в людях. Но потребность в рабочей силе можно удовлетворить разными способами - приемом на работу одного человека, приемом на работу группы людей, заключением контрактов на почасовую работу или неполный рабочий день, кроме того, можно привлекать для работы служащих других компаний.

С одной  стороны, эти аспекты  работы менеджера  по персоналу связаны  с уже изученным  планированием человеческих ресурсов, с другой стороны, с рынком труда, теорией трудовых ресурсов. Смысл рынка труда и распределения трудовых ресурсов, с точки зрения экономистов, - это предложение рабочей силы и то, каким образом это предложение рабочей силы встречает спрос; а также отношения между теми, кто продает свою рабочую силу и теми, кто является работодателями, то есть покупает рабочую силу.

Думать, что рынок труда  справедлив - крайне нереалистично, тем  более верить в  то, что он дает равные возможности. Даже при  высоком уровне безработицы на рынке труда существует деление на классы, трудовые ресурсы рассортированы и классифицированы, например, как профессионалы, и непрофессионалы.

К трудовым ресурсам в практике планирования и учета  относят население  в трудоспособном возрасте, т. е. мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 года, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1, 2 групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50-59 лет, женщин 45-54 года). Кроме того, принято относить к трудовым ресурсам население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Качественный  состав трудовых ресурсов характеризуется  с точки зрения трудоспособности. При  этом различают  общую и профессиональную трудоспособность.

Но  понятие трудовые ресурсы не нацелено на изучение человека как работника и как личности, поэтому было введено понятие человек труда.

Формирование  на рынке человека труда предполагает выдвижение на первый план социально-психологических  качеств, позволяющих  более полно реализовать потенциал индивидуума. Сегодня необходимым условием решения проблемы формирования человека труда на рынке и персонала предприятия является их рассмотрение в комплексе, как это показано на рисунке.

Важной  частью работы с персоналом является анализ его адекватности требуемому уровню, т. е. степени его соответствия потребностям предприятия и интересам каждого работника. Для этого целесообразно проведение совместной аттестации работников и рабочих мест, в результате чего выявляются излишки и дефицит тех и других.

Одновременно  анализируется состояние  внутреннего рынка труда по категориям персонала, исходя из его профессиональной, функциональной и социальной структуры. При этом выясняются возможности обращения на региональные рынки труда для восполнения недостающих работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями предприятия (создание, преобразование и ликвидация подразделений), применением новейшей техники и технологий и т. д.

Принципиально важное значение имеет  выбор альтернативных решений, связанных с различными взглядами на роль и взаимодействие внутренних и внешних рынков труда. В случае ориентации на собственный внутренний рынок, предприятие осуществляет необходимые меры по обеспечению потребностей в квалифицированных работниках одновременно с обновлением основных фондов и совершенствованием организации труда. При этом исключается или ограничивается возможность перехода работников на другие предприятия, поскольку они жестко привязаны к определенной системе деятельности. Кроме того, на закрепление работников влияют такие сильнейшие мотивы, как высокая заработная плата, с одной стороны, и угроза увольнения, с другой. Это, в первую очередь, характерно для крупных предприятий, что сужает сферу деятельности местных рынков труда и служб занятости. По мере развития этих рынков предприятия имеют возможность производить существенные изменения в структуре персонала вплоть до сокращения групп работников определенных профессий и замены их другими за счет местных рынков. Очевидно, что оптимальное решение вопроса формирования персонала должно быть основано на эффективном сочетании возможностей внутренних и внешних рынков труда.

Задача  определения потребностей в работниках и  источников ее удовлетворения решается на основе результатов анализа  адекватности персонала и прогнозирования его динамики, исходя из ожидаемых изменений в структуре предприятия, номенклатуре, качестве продукции, организации производства, труда и управления, состояния внутренних и внешних рынков труда.

В последнее  время в работе с персоналом стал преобладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия, рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Западноевропейские компании используют методы маркетинга в управлении персоналом с 70-х годов.

Главными  задачами маркетинга персонала являются: исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала; изучение развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам; поиск и найм персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией.

Систематический подход к исследованию потребностей в человеческих ресурсах включает в  себя четыре основных этапа.

Шаг 1. Исследование внешних  и внутренних факторов.

Внешние факторы анализируются  с помощью STEP-анализа.

Учет  следующих факторов наиболее важен в  российских условиях:

· переход к рыночной экономике и связанный с этим кризис;

· изменяющаяся демография рабочей силы (возрастная структура);

· технологические достижения;

· интенсивное использование компьютерных систем;

· внешние источники работы (тенденция заключения контрактов на выполнение специализированных работ, использование консультантов).

К внутренним факторам относятся  события и тенденции  внутри организации, такие, как стратегия, организационная структура, результаты и издержки. При этом, необходимо определять не только количественные критерии оценки, но и качественные.

Шаг 2. Определение будущих  организационных  возможностей.

В процессе развития и функционирования организации важно определить степень обеспеченности человеческими ресурсами. Для этого можно использовать как статистические методы, так и методы субъективной оценки, о которых уже говорилось ранее.

Анализ  статистических данных текучести кадров может быть выполнен более детально, если выделить 3 фазы в трудовой деятельности работника:

Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале