Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение оптимального ассортимента товаров исследуемого предприятия.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
• определить сущность понятия «ассортимент» в целом;
• изучить основные этапы его формирования и факторы, влияющие на этот процесс;
• исследовать ассортимент торговой компании «Линия»;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента в сети розничной
торговли…………………………………………………………………….6
1.1. Сущность розничной торговли и понятие ассортимента……………..6
1.2. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на
него влияющие………………………………………………………….10
1.3. Этапы формирования ассортимента в розничном магазине………...13
1.4. Понятие и составление ассортиментной матрицы…………………...19
Глава 2. Анализ ассортиментной политики Гипермаркета «Линия»…………...23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….23
2.2. Ценовая политика организации………..………………………………24
2.3. Анализ структуры ассортимента Гипермаркета «Линия»…………...26
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию ассортимента исследуемого
предприятия………………………………………………………………30
3.1. Разработка «Положения об ассортиментной политике»…………….30
3.2. Рекомендации по совершенствованию ассортимента Гипермаркета
«Линия»…………………………………………………………………33
3.3. Расчет эффективности внедрений…………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………………..41
Приложение А Товарный классификатор Гипермаркета «Линия»…………….42
Приложение Б Ассортиментная матрица Гипермаркета «Линия» на основе
классификатора…………………………………………………...44
Приложение В Организационная структура Гипермаркета «Линия»………….47
Структура торгового ассортимента представляется совокупностью различных классификационных группировок, т.е. совокупностью элементов ассортимента, сформированных по определяющему доминантному признаку.
Товарный классификатор – разделение всех товаров на уровни: классы (продовольственные и непродовольственные товары), товарные группы (молочные продукты, женская одежда) и товарные категории (компьютеры для офиса, для дома, для школьника, т.е. то, за чем покупатель идет в магазин). При этом товары на каждом уровне объединяются в класс, категорию или позицию по общим признакам или свойствам.
Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые могут временно отсутствовать в магазине. Но это не просто список товаров – матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. К уровням деления в классификаторе добавляются субкатегории, бренды и иные единицы учета [1].
На пятом этапе («разработка стратегии ценообразования, представления и
продвижения товара») компания устанавливает уровень цен на товары, исходя из соображений получения прибыли от своей деятельности. Как правило, при выработке политики ценообразования принимаются во внимание издержки производства, конкуренция и спрос потребителей.
Если компания ориентирована в первую очередь на прибыль и в меньшей степени на объем рынка, то оправдано ценообразование на основе себестоимости (например, частная компания с небольшим оборотом, служащая цели одного хозяина, или семейное предприятие). В такой стратегии минимальная цена определяется издержками фирмы; нужно назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все затраты по его закупкам, распределению, продвижению и продажам, включая норму прибыли. При этом сначала подсчитывают издержки, а затем определяют норму прибыли, которую хотелось бы получить. Эту стратегию можно применять, когда спрос на товары неэластичен:
товар уникален, отсутствуют конкуренты (эксклюзивные авторские изделия);
покупатели не сразу замечают повышение цен (если товар приобретается редко и является показателем статуса или подарком – дорогие вечерние платья);
товар нужно продать для выполнения плана по обороту, избавиться от излишков (продажа сезонного товара в конце сезона по себестоимости, чтобы не нести издержки по хранению).
В условиях острой конкуренции имеет смысл строить ценообразование с учетом конкурентной среды (рынки бытовой техники, продуктов питания, одежды, обуви, игрушек, отделочных и стройматериалов и т.п.). Задача ценообразования – поддержание цены на уровне конкурентов (не ниже) и максимальное снижение издержек. Приемы установления цен здесь различны: от ценовых войн («Удар по ценам!», «Территория низких цен») до следования за лидером («Найдете дешевле – мы вернем вам разницу!»). Как правило, все методы сводятся к постоянному мониторингу цен конкурентов и донесения до покупателя информации «А у нас лучше!».
При выходе на рынок и захвате доли рынка разумно будет ориентироваться на стратегию ценообразования на основе потребительской ценности (дорогие товары ограниченного спроса: ювелирные изделия, бутик вин, магазины подарков или, напротив, социальные магазины для ветеранов, пенсионеров).
Пример: сколько стоит картина Пикассо? Если принимать во внимание стоимость материалов – холста и красок, то очень недорого. Но на аукционе за нее платят миллионы. Это та цена, которую покупатель готов платить. Потребительская ценность картины значительно превышает ее реальную себестоимость.
Эта стратегия характерна для рынков и товаров с неэластичным спросом (товары очень нужны покупателю или приобретаются для удовлетворения особенных потребностей). Для товаров с эластичным спросом она может использоваться при низкой конкуренции (например, цены на новые модели телефонов магазин устанавливает очень высокие, потому что в округе нет магазинов, торгующих такими брендами или телефонными аппаратами вообще).
Также этот этап включает в себя такое понятие, как «мерчендайзинг» – это комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение продукции, которые осуществляются на территории торговой точки. Мерчендайзинг – это подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре и т.п. [3]
На последнем этапе («анализ эффективности и корректировка ассортиментной и ценовой политики»), проведя анализ оборота, прибыли, процента неликвидного товара и других показателей, руководство компании отчетливо видит, насколько эффективно работает магазин и на основе этого корректирует отдельные направления своей деятельности [6, 8, 10].
1.4. Понятие и составление ассортиментной матрицы
Ассортиментная матрица – это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики компании и особенностей формата и расположения магазина.
Ассортиментный минимум – перечень товарных позиций, которые должны постоянно присутствовать в магазине в любой период времени независимо от сезона. Это – ядро ассортимента, его основа. Товары, входящие в ассортиментный минимум, должны постоянно контролироваться. Наличие дефицита по этим товарам недопустимо.
Для составления ассортиментной матрицы необходимо:
1. Определить формат магазина, его основную концепцию и позиционирование (что и как мы будем продавать), специфику региона или города, особенности местоположения.
2. Изучить покупательский спрос, провести сегментирование покупателей, определить целевой сегмент.
3. Изучить ассортимент конкурентов.
4. Принять решение о товарах, которые будут продаваться в магазине, и об уровне цен на эти товары. На данном этапе уместно начать подбор поставщиков.
Затем на основании покупательского спроса выделить категории, группы и классы товаров. Составить товарный классификатор, выделив эти три уровня.
Первый уровень – класс товаров, например, продовольственные и непродовольственные товары, одежда и обувь.
Второй уровень – товарная группа. Это совокупность товаров, объединенных некими общими признаками: видом товара, способом производства и т. д. (например, молочные продукты, хлебобулочные изделия, женская одежда, мужская обувь, мебель, светильники, аксессуары для дома).
Третий уровень – товарная категория. Это совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как сходные между собой, или товаров, объединенных совместным использованием. Проще говоря, товарная категория – это то, за чем покупатель идет в магазин: за молоком, кефиром и йогуртами (а не за молочными продуктами); за майкой, футболкой и свитером (а не за изделиями из трикотажа).
5. Углубить товарный классификатор, изучив каждую категорию и выделив в ней подкатегории (на одном или нескольких уровнях) и товарные позиции в каждой подкатегории.
6. Проанализировать сбалансированность ассортимента по количеству категорий и соотношению товарных позиций.
Рассмотрев соотношение ролей всех категорий, которые есть в магазине, можно увидеть, насколько ассортимент сбалансирован по ширине. У каждой категории своя роль в ассортименте:
уникальные – имидж и запоминаемость магазина, импульсные покупки;
приоритетные – прибыльность и привлечение потока покупателей;
базовые – высокий оборот и привлечение потока покупателей;
периодические (сезонные) – обновление ассортимента, привлечение и удержание покупателя;
удобные (сопутствующие) – обеспечение постоянного покупательского потока, комплексность покупки, удобство для покупателя.
В зависимости от того, каких целей достигает категория, она будет наполняться теми или иными товарами – дорогими или дешевыми, новинками или товарами для объемной покупки.
Товары категории должны быть подобраны так, чтобы они могли помочь всей категории достичь запланированных целей. Рассмотрим соотношение целей магазина, ролей категорий и товаров внутри категории.
Таблица 1.2 – Соотношение целей магазина, ролей категорий и товаров внутри категории
Цели магазина | Категории, перед которыми эти цели ставятся в первую очередь | Товары внутри категории, достигающие этих целей |
1. Привлечь покупателей, обеспечить поток покупателей | Приоритетные | Популярные, известные, актуальные, рекламируемые новинки |
2. Создать оборот | Базовые | Недорогие, массовые, актуальные в сезон |
3. Принести прибыль | Приоритетные | Дорогие, статусные, новинки, особенные |
Продолжение таблицы 1.2
Цели магазина | Категории, перед которыми эти цели ставятся в первую очередь | Товары внутри категории, достигающие этих целей |
4. Удержать покупателей | Периодические | Особенные, сезонные, недорогие |
5. Увеличить объем покупки и среднего чека | Удобные | Комплексные или объемные |
6. Воздействовать на импульс, пробудить желание совершить покупку | Приоритетные | Новинки, выкладка |
7. Поддержать имидж магазина | Приоритетные | Дорогие и статусные, работа персонала |
Информация о работе Формирование ассортимента в сети розничной торговли