Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование сбытовой политики ЗАО «Михайловский». Конкретными задачами являются:
анализ теоретических источников по формированию сбытовой политики;
общая характеристика ЗАО «Михайловский»;
исследование сбытовой деятельности ЗАО «Михайловский»;
разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой деятельности ЗАО «Михайловский».
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования сбытовой политики………………..5
1.1. Сбытовая политика: сущность понятия, содержание и основные элементы………………………………………………………………………….5
1.2. Конфигурация каналов сбыта и сбытовые стратегии ……………………8
1.3.Последовательность решений по каналам сбыта…………………………13
2 Совершенствование сбытовой политики ЗАО «Михайловский»…………18
2.1.Краткая характеристика ЗАО «Михайловский» …………………………18
2.2 Анализ сбытовой политики ЗАО «Михайловский»…………………….. 23
2.3. Пути совершенствования сбытовой политики ЗАО «Михайловский»…36
Заключение…………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………
Анализ данных таблицы показал, что товарооборот в 2010 году в действующих ценах по сравнению с 2009г. увеличился на 2,2 млн. руб. в натуральном выражении, что в приросте составило 6,8%.И в 2011 по отношению к 2010 увеличился на 0,8 млн.руб., в приросте 2,3%
Увеличение товарооборота в анализируемом периоде свидетельствует лишь об увеличении объема продажи товаров населению. Для более детальной оценки результатов деятельности предприятия были проанализированы различные показатели товарооборота.
Таблица 3 - Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности ЗАО «Михайловский»
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
10/09 Отклонение (+, - ) |
11/10 Откло-нение (+, - ) |
Темп роста, в % 2010/2009 |
Темп роста, в % 2011/2010 |
Товарооборот в действующих ценах, млн. руб. |
32,4 |
34,6 |
35,4 |
2,2 |
0,8 |
106,8 |
102,3 |
Валовой доход, млн. руб. |
8,1 |
8,7 |
8,9 |
0,6 |
0,2 |
107,4 |
102,3 |
Издержки обращения, млн. руб. |
4,2 |
4,5 |
4,6 |
0,3 |
0,1 |
107,1 |
102,2 |
Прибыль от продаж, сумма млн.руб. |
3,9 |
4,2 |
4,3 |
0,3 |
0,1 |
107,7 |
102,4 |
Рентабельность, %. |
12% |
12,1% |
12,1% |
0,1% |
0 |
100,8 |
100 |
Количество работников |
9 |
9 |
9 |
|
|
||
Выработка на одного работника, млн.руб. |
3,6 |
3,8 |
3,9 |
0,2 |
0,1 |
105,5 |
102,6 |
Общая площадь, в том числе |
380 |
380 |
380 |
||||
Торговая площадь |
210 |
210 |
210 |
||||
Товарооборот на 1м2 торговой площади, млн.руб. |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,01 |
0,01 |
106,7 |
106 |
Рассмотрим теперь валовой доход в сутки от продажи хлебобулочных изделий. Он складывается из продаж продукции, которая, как правило, распродается за сутки в Супермаркете «Михайловский».
Таблица 4 - Суточный объем продаж продукции хлебобулочных изделий за 2012 г.
Наименование продукта |
Вес ед. товара, кг |
Объем продаж, булок |
Средняя цена, руб. |
Сумма выручки, руб. |
Хлеб пшеничный 1 сорт |
0,5 |
200 |
14,00 |
2800 |
Хлеб пшеничный 1 сорт |
0,3 |
300 |
8,00 |
2400 |
Хлеб ржано-пшеничный |
0,6 |
250 |
15,00 |
3750 |
Хлеб ржано-пшеничный |
0,3 |
300 |
9,00 |
2700 |
Хлеб ржано-пшеничный нарезной |
0,6 |
300 |
16,00 |
4800 |
Хлеб пшеничный на опаре («Заливной») |
0,5 |
400 |
15,00 |
6000 |
Хлеб пшеничный на опаре («Заливной») |
0,3 |
280 |
9,00 |
2 520 |
Хлеб пшеничный 2 сорт |
0,5 |
230 |
12,00 |
2760 |
Хлеб пшеничный с отрубями |
0,5 |
350 |
14,00 |
4900 |
Хлеб Бородинский |
0,4 |
240 |
13,00 |
3 120 |
Хлеб со злаками |
0,25 |
270 |
15,00 |
4 050 |
ИТОГО |
- |
3120 |
- |
39800 |
Таким образом, суточный валовой доход (выручка от реализации) по хлебобулочным изделиям составляет 39800 руб. Теперь можно определить прибыль от реализации продукции по формуле (2).
Пр=Вобщ-Себ, где
Пр – прибыль от реализации продукции, руб.;
Вобщ – общая выручка от реализации хлебобулочной продукции, руб.;
Таким образом, мы видим приемлемый уровень рентабельности и прибыльности от продажи хлебобулочных изделий, что в значительной мере объясняется экономической и маркетинговой политикой предприятия.
Таблица 5- Суточный объем продаж батонов за 2012 г.
Наименование продукта |
Вес ед. товара, кг |
Объем продаж булок |
Средняя цена, руб. |
Сумма выручки, руб. |
Батон «Ангарский» |
0,25 |
580 |
12,00 |
6 960 |
Продолжение табл. 5
Калач |
0,25 |
210 |
12,00 |
2 520 |
Батон «Плетенка» |
0,25 |
370 |
12,00 |
4 440 |
Батон «Ромашка» |
0,25 |
240 |
12,00 |
2 880 |
Батон «Черкизовский» |
0,2 |
570 |
13,00 |
7 410 |
Плюшка «Московская» |
0,2 |
330 |
13,00 |
4 290 |
ИТОГО |
- |
- |
28 500 |
Таким образом, суточный валовой доход (выручка от реализации) по продаже батонов составляет 28 500 руб. Теперь можно определить прибыль от реализации продукции: Пр=28500-22103=6397, руб. Рентабельность от продажи различных батонов и других хлебобулочных изделий (кроме хлеба) равна:
Таким образом, продажа батонов и других хлебобулочных изделий также достаточно рентабельна. Супермаркет «Михайловский», несмотря на то, что является частным предприятием, способен стать прибыльной торговой точкой, поскольку каждый покупатель имеет свои предпочтения в выборе магазина, в который он отправится за покупками, и среди этих предпочтений не только стоимость товаров, но и организация и автоматизация самого процесса торговли. Продукты питания пользуются постоянным спросом, поэтому автоматизация продуктового магазина – это отличная возможность заняться бизнесом по продаже товара, который пользуется постоянным и устойчивым спросом, а также продажа и всего остального. Ассортимент должен быть максимально широким. В товарный перечень должны входить: продукты первой необходимости, макаронные изделия и крупы, колбасные изделия и сыры, консервированные продукты, масло, майонез, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табачная продукция, кондитерские изделия. Однако, стоит ориентироваться на спрос и стараться расширять ассортимент продукции минимально расширяя количество поставщиков, так будет проще контролировать деятельность магазина на первых порах. В программе по автоматизации продуктового магазина предусмотрено ведение учета товаров по группам (секциям), их подчиненность (иерархия) - все это способствует точному составлению (формированию) аналитических отчетов, заявок и т.д., поддержанию максимального широкого постоянного ассортимента, также позволяет быстро, адекватно реагировать на все изменения покупательского спроса.
Следует учесть, что персонал Супермаркета «Михайловский» не очень активно вовлекается в реализацию маркетинговых мероприятий (опросы клиентов, доведение рекламной информации), также не отлажены связи с другими похожими предприятиями, не отработана схема информационных потоков. Это является большим недостатком в деятельности предприятия. Проанализируем сильные и слабые стороны деятельности Супермаркета, а также возможности и угрозы для него .
Таблица 6 - SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Высокое качество
изготовления продукции и - Сплоченный дух в коллективе - Уровень цен ниже рыночных при сохранении высокого качества продукции - Широкий ассортимент продукции - Широкий рынок сбыта |
- Замыкание многих функций на директоре - Отсутствие четкой организационной структуры и уровней подчинения - Отсутствие
маркетингового планирования - Слабая коммуникационная политика предприятия - Отсутствие своей рыночной ниши |
Возможности |
Угрозы |
- Выход на новые рынки или сегменты рынка - Расширение производственной линии - Повышение цен до уровня цен конкурентов |
- Возможность появления новых конкурентов - Высокая чувствительность потребителей к ценам |
Большим недостатком в осуществлении успешной продуктовой политики является отсутствие планирования маркетинга, как стратегического, так и текущего. Специалист по маркетингу в большей степени выполняет указания директора, а не является источником креативных маркетинговых идей. Все это сказывается на эффективности осуществления эффективной продуктовой политики.
В целях совершенствования продуктовой политики должны осуществляться меры по повышению конкурентоспособности предлагаемых услуг, оптимизации товарного ассортимента, улучшению условий доставки продуктов питания. Она предполагает:
Одна же из задач формирования оптимального ассортимента - определение набора товарных групп продуктов питания, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке.
Этот выбор должен предопределяться ассортиментной стратегией предприятия и принципами ассортиментной политики Супермаркета «Михайловский»: принципом гибкости, принципом синергизма, необходимо усовершенствовать политику ценообразования. Достижение долгосрочной прибыли предполагает осуществление ценовой политики. В условиях превышения предложения над спросом, характерных для рынков, ценовое воздействие на конкурентоспособность и возможности упрочения положения торговой компании оказывается ограниченным. На формирование цены оказывает влияние множество факторов: цены конкурентов, уровень спроса, уровень доходов, стадия ЖЦТ и т.д. - это внешние факторы. К внутренним относятся: маркетинговые и ценовые цели и стратегии предприятия, его издержки производства и обращения и др. В маркетинговой деятельности производства цена выполняет важную функцию: она согласует интересы компании и клиентов. В Супермаркете «Михайловский» применима следующая схема построения ценообразования:
Так как Супермаркет «Михайловский» не всегда в состоянии проработать варианты своих действий непосредственно в момент изменения цен, единственный способ сократить срок ответной реакции со стороны конкурентов - предвидеть возможные ценовые маневры. Прежде всего, руководство выбирает одну основную и (или) несколько альтернативных стратегий ценообразования в зависимости от рейтинга самой компании, размера контролируемого ей рынка и конкретной ситуации экономико-политической конъюнктуры. При планировании комплекса товаров руководство определяет и анализирует структуру затрат и их цену. У успешных торговых компаний есть четкая ценовая политика - они устанавливают цены на доставку различных видов продуктов и вносят в них изменения в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры.